Инертный вопрос

В минувшую среду в Москве под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева прошло заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Одним из основных вопросов повестки дня стала ситуация в топливно-энергетическом комплексе.

Правительственная комиссия в таком составе, как отметил Дмитрий Медведев, собралась впервые. Был здесь и назначенный куратором Северного Кавказа вице-премьер Виталий Мутко, и новый министр по делам СКФО Сергей Чеботарёв, и новый полномочный представитель президента в округе Александр Матовников. Участвовали на заседании и руководители регионов округа, в том числе врио главы Дагестана Владимир Васильев, накануне докладывавший президенту Владимиру Путину о ситуации в республике.

Приступая к первому вопросу, Медведев привёл оценочную статистику, согласно которой в 2017 году было оплачено меньше 85% потреблённого газа в округе, а общая задолженность выросла на 13 млрд рублей. Долги за электроэнергию за этот же период увеличились более чем на 3,5 млрд. «В этом году ситуация фактически не меняется, и задолженность продолжает расти. Да, часть задолженности гасится, но проблема заключается в том, что платежи всё равно не составляют требуемой суммы, то есть стопроцентной оплаты нет. И, соответственно, общий объём задолженности продолжает расти», – констатировал премьер.

По его убеждению, неплатежи в значительной степени вызваны отсутствием должного учёта поставленных энергоресурсов и системной работы с потребителями. «Мы с вами – я в данном случае уже обращаюсь к руководителям регионов, входящих в округ, – это всё хорошо знаем. Газовые и электрические сети на Кавказе сильно изношены. И на потери при транспортировке часто списывают всё, что фактически было просто украдено – как в результате самовольных подключений и врезок, так и с применением различных схем уклонения от уплаты, включая намеренное банкротство предприятий ЖКХ и энергосбытов», – заявил Дмитрий Медведев.

По сути, он признал, что даже ветхие сети, иногда и непонятно, кому принадлежащие и бесхозные, как правило, имеют фактического хозяина и кем-то контролируются, тем самым подпитывают коррупцию в этой сфере.

«Мы с вами уже этим занимались на протяжении нескольких предыдущих лет. Ещё раз хочу сказать: ситуация в чём-то меняется, но меняется недостаточно. Потребуются и кадровые решения, и, конечно, наказание виновных», – отметил председатель Кабмина.

Судя по всему, последнее предложение Медведева можно расценивать как сигнал к заметным действиям не только со стороны гражданских структур, но и правоохранительных. Не исключено, что общая волна антикоррупционной политики (действий) центра накроет и чиновников газового сектора, в частности нашей республики, поскольку, по нашим данным, самая низкая динамика роста платежей наблюдается именно в Дагестане. 

Откровенно говоря, Дмитрий Медведев, говоря о воровстве газа, сказал то, о чём было широко известно ещё как минимум 10 лет назад. Каждый из окружных президентских полпредов, начиная от Александра Хлопонина до Сергея Меликова и руководителей республики, от Магомедсалама Магомедова до Рамазана Абдулатипова, публично заявляли о том, что главная проблема с большими долгами за газ заключается не в том, что за него не платит население, а, по сути, в воровстве. Но это была лишь теория, легко «вылетавшая в трубу». Практика же всегда находилась в руках конкретных тандемов и триумвиратов заинтересованных лиц (или, как теперь стало модно говорить, преступных групп/сообществ), все эти годы умело раскидывавших ворованные объёмы газа на население… ]§[

Номер газеты