Имам раздора?

11 июля в мечети селения Новое Тюбе Кумторкалинского района развернулись события, грозившие перерасти в серьёзный конфликт. Как свидетельствуют очевидцы, события развивались по следующему сценарию. За несколько минут до начала рузмана к мечети подъехало несколько автомобилей, из которых вышли два десятка молодых людей…

«Среди них были люди как в тюбетейках, так и спортивной форме и крепкого телосложения. Но мы были в шоке, когда к мечети подошли люди, вооружённые автоматическим оружием. При этом они представились работниками Духовного управления мусульман Дагестана», – рассказывает один из местных жителей. Гости зашли в мечеть и заперли двери. Цель их визита, как выяснилось, – убедить имама местной мечети Мурада-хаджи Курбанова сложить с себя полномочия, передав их Джабраилу-хаджи Рамазанову.

В это же время у здания начали собираться местные жители. Они окружили мечеть, выражая своё недовольство и несогласие с такими переменами. Началась потасовка, в которую вступила вооружённая группа поддержки гостей, но, к счастью, до применения оружия дело не дошло. Стороны удалось вовремя развести.

Стоит отметить, что весть о принуждении имама к отрешению и поведение людей, заявляющих о своей принадлежности к ДУМД, вызвало резкое недовольство в райцентре – Коркмаскале. В момент инцидента там собралась группа молодёжи и планировала выступить в защиту Курбанова, против навязывания нового имама вооружённым методом, однако стараниями замглавы района по общественной безопасности Марата Джанбалова молодёжь удалось унять.

 

Жертва принципов?

 

За несколько дней до описываемого инцидента между Курбановым и Джабраилом Рамазановым, как утверждают местные жители, состоялся неприятный разговор. «Когда Мурад-хаджи пришёл в мечеть, новый имам (тогда ещё не назначенный) сказал ему: «Зачем ты сюда пришёл, ты уже здесь не работаешь. Меня с ДУМДа отправили, ты уже здесь никто». Потом начались разборки, имаму угрожали, его скрутили и сказали: раз тебя убрали,  уходи», – говорит местный житель.

Эта ситуация вызывает удивление, так как Мурад-хаджи Курбанов был избран имамом при поддержке абсолютного большинства жителей, и в течение последних одиннадцати лет никаких претензий к нему, как признаются его односельчане, не было. Само селение Новое Тюбе – это отсёлок, образовавшийся неподалёку от селения Тюбе, в котором почти в равных пропорциях проживают представители нескольких национальностей. Претензии, которые возникли у ДУМД к Курбанову, не озвучиваются. Сам Курбанов тоже хранит молчание, но местные жители из-за отсутствия прозрачности в этом вопросе выдвигают свои версии происходящего. Одна из них заключается в том, что неподалёку от действующей мечети Нового Тюбе строится ещё одна (на фото). Её возводят турецкие строители под патронажем наших соотечественников. По слухам, на её строительство выделено 18 млн рублей, и, когда Курбанов попросил представить населению отчёт о ходе строительства и освоении денег, у него начались проблемы…

 

Деликатность

 

Наша редакция, понимая щепетильность ситуации, неоднократно связывалась с пресс-службой ДУМД для выяснения их позиции. Но по телефону диалог не получился. Сначала нас попросили отправить все интересующие вопросы на электронную почту, но сказали, что адреса не знают (!). Мы сами узнали и направили вопросы, однако ответов не дождались. Вместо этого в редакцию поступали звонки с настоятельными требованиями не лезть в эту тему.

Однако в день выхода номера в печать с нами связался официальный представитель ДУМД. Он пояснил, что ещё за неделю до описываемых событий в Тюбе побывала делегация муфтията во главе с заместителем муфтия Шахбаном-хаджи Рамазановым. Во время визита, как утверждает наш собеседник, Мурад Курбанов добровольно согласился сложить полномочия имама, а местное население не предъявляло претензий к назначенному. 

В данном противостоянии нет ни межконфессионального, ни межнационального подтекста. Но он может появиться, вернее, его могут назначить. Скорее всего, в случае развития конфликта виновники и провокаторы будут «найдены», и не исключено, что ими объявят местных жителей. Тогда, возможно, «появятся» и салафиты, и ваххабиты, и бандиты.

Для пущей убедительности мы просим руководителей силовых структур республики совершить поездку в Новое Тюбе. Возможно, такой визит позволит избежать дальнейшей конфронтации и эскалации конфликта. По крайней мере удастся уйти от повторения уже известных историй в пригородном Ленинкенте, Бабаюрте и так далее. Там, напомним, в ходе нескольких подобных, в том числе вооружённых, инцидентов были погибшие и раненые.

Хочется надеяться, что соответствующие выводы из создавшейся ситуации сделает и непосредственное руководство ДУМД, которое, возможно, не владеет полной и достоверной информацией о происходящем в Новом Тюбе.

Разумеется, бороться с экстремизмом и терроризмом нужно, и нужно жёстко, но именно тотальное давление на умеренную паству с использованием силовой компоненты приводит к потере лояльности и доверия населения к власти. Вряд ли это не беспокоит руководство современного Дагестана.

 

P. S. Местная власть совместно с другими влиятельными силами республики должна взять на себя роль посредника, медиатора между конфликтующими группами общества. Не становиться на сторону одной из групп, а встать между ними. На примере Нового Тюбе, а также массы прочих сёл, где случались подобного рода истории, мы видим, как в ходе противостояния за пост имама мечети стороны навешивают друг на друга разные ярлыки. Радует, что в данном конкретном случае имама Курбанова не будут называть экстремистом и таскать в ЦПЭ.

Было бы желательным, чтобы к решению этого недоразумения срочно подключились официальные республиканские структуры, к примеру, Комитет по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями РД, видные религиозные деятели исламской уммы республики. Нельзя просто так снимать с должности человека, проработавшего имамом 11 лет, не объяснив местному джамаату, почему это делается. Также нельзя это делать без учёта мнения местного населения. Ислам не является тоталитарной сектой, где все вопросы решаются кем-то наверху. А такие попытки сами по себе выглядят оскорбительными для прихожан. Между всеми силами, задействованными в этом происшествии, должен быть диалог. Лишь в этом случае умму не будут раздирать противоречия и конфликты.

В следующем номере мы планируем продолжить освещение ситуации и предоставить площадку ДУМД для более подробного изложения своей позиции. 

Номер газеты