Готовсь к труду! И к обороне

В обозримом будущем государство планирует провести кардинальную пенсионную реформу. Министерство труда и социального развития РФ предлагает переложить выплату государственных досрочных пенсий для новых поколений на плечи работодателей или фонда социальных страхований.

Нововведения, разумеется, коснутся и дагестанских пенсионеров, с двумя лишь оговорками – будущих и только тех, кто будет занят на вредном для здоровья производстве.

В данный момент идея Минтруда вступила в фазу обсуждений, в том числе и среди профсоюзов. При полном одобрении новые правила начнут действовать в период с 2017 по 2018 год. Идея министерства довольно радикальна. Те, кто в ближайшие годы будет претендовать на досрочную пенсию, смогут надеяться только на своего работодателя либо не надеяться ни на что. С начала текущего года для работников предприятий с особыми условиями труда введены дополнительные взносы в пенсионный фонд – от 2% до 4%, в зависимости от степени вредности, а с 2015 года этот тариф возрастёт до 9%. То есть работодателям придётся либо вкладывать деньги на улучшение условий труда, что автоматически снижает сумму взносов, либо продолжать работать в прежнем режиме и фактически лишать своих сотрудников досрочной пенсии. А по данным Минтруда, количество работников, занятых на вредных производствах, растёт с каждым годом.

Для молодого поколения, только вступающего в трудовое сотрудничество с предприятиями, досрочные пенсии планируется формировать только в корпоративных программах. Это означает, что сумма досрочной пенсии будет зависеть от величины взносов работодателя в корпоративную пенсионную систему, поскольку отчисления в пенсионный фонд перестанут существовать. К примеру, в министерстве труда рассчитали, что при тарифе в 4% с заработной платы 40 тысяч рублей досрочная пенсия составит от 8 до 15 тысяч рублей. Разумеется, в нашей республике мало кто может похвастаться таким заработком, так же как и нет у нас такого количества предприятий с вредными и опасными для здоровья условиями труда, как в центральных и сибирских регионах страны (металлургических, угледобывающих и т. д.). Опережает Дагестан многие субъекты и по уровню безработицы. Немало занятых на производстве людей, которые трудятся практически без социальных пакетов и гарантий. С другой стороны, сомнительно, что уже существующие у нас рабочие места пройдут аттестацию на производственную безвредность.

Впрочем, будущая реформа коснётся и другого наименее защищённого социального слоя, бюджетников – учителей и врачей, которые до этого времени получали льготные пенсии от государства (по выслуге лет). Это, на наш взгляд, может негативно отразиться на притоке в образовательные и лечебные учреждения молодых специалистов, особенно в сельской местности. К примеру, учителя со стажем работы 25 лет могли надеяться на досрочную пенсию. В будущем требования к стажу ужесточатся. Каждый год к стажу будут прибавлять по 3–6 месяцев. Ожидается, что через 10 лет льготный пенсионный возраст бюджетников будет приравнен к общеустановленному.

Пока непонятно, кто победит в споре, что важнее: оставить всё как было или перейти к новым формам соцобеспечения. Однако одной из негативных сторон реформы некоторые эксперты видят дальнейший уход бизнес-производства в тень.

Номер газеты