«Он был в шоке…»

Громкий арест и предъявление обвинения начальнику ОРЧ СБ МВД по РД Магомеду Хизриеву в передаче взятки за кресло министра внутренних дел Дагестана практически сразу получили своё развитие: ведущие СМИ сообщали подробности задержания полицейского, предъявления ему обвинения и заключения судом под стражу, а по мессенджерам и социальным сетям распространялись кадры, снятые якобы в особняке дагестанского полковника в Подмосковье.

С опровержением этой информации 12 июня вышла адвокат Магомеда Хизриева Аида Касимова, которая утверждает, что её подзащитный уже три года подвергается преследованию со стороны анонимных компроматчиков, а также отрицает, что особняк в Подмосковье принадлежит Хизриеву… Отметим, что вслед за полковником Хизриевым претензии у системы появились и к другому полковнику – Ибнухаджарову. Вот только перерастёт ли дело против дагестанских полковников в дела против московских генералов, закрывавших глаза на атмосферу в республиканском МВД… Вчера о последней ситуации вокруг ареста Магомеда Хизриева на пресс-конференции в редакции «Черновика» говорила Аида Касимова. По её словам, к защите Хизриева она приступила ещё три года назад, поскольку всё это время «на него ведётся прессинг».

Растиражированные кадры особняка Хизриева в Подмосковье не нашли своего официального подтверждения Растиражированные кадры особняка Хизриева в Подмосковье не нашли своего официального подтверждения

«В сеть неоднократно вбрасывалась информация, порочащая честь и достоинство моего клиента. В связи с этим я обращалась в суды общей юрисдикции с требованием признать информацию ложной. Это были не иски – мы обращались в порядке особого производства с заявлением, так как невозможно было установить лицо, распространившее не соответствующую действительности информацию. Все эти дела мы выиграли и добились удаления ложных данных из Интернета. Но то, что ранее было признано недействительным, сейчас поднимается снова», – говорит Касимова.

Она также поведала об обысках, проходивших одновременно с его задержанием по месту его жительства, а также по месту проживания его родственников. Обыски в 5 адресах, уточнила она, не дали результатов, подтверждающих виновность Хизриева.

«Меня, как его адвоката, на место обыска не пустили, хотя у меня был ордер, удостоверение. Следствие объяснило это тем, что мероприятие уже заканчивается. До самого вечера ни я, ни родственники не располагали сведениями о том, кем, почему и за что задержан Хизриев. Позже, уже вечером, поступил звонок от него самого, он попросил вылететь в Москву на его защиту», – рассказала Касимова.

На вопрос о том, отрицает ли Магомед Хизриев попытку дачи взятки, она ответила: «Он отрицает факт передачи им взятки. Согласно фабуле обвинения, в апреле 2017 года он якобы передал 2 млн долларов не установленному следствием лицу, которое передало эту сумму другому не установленному следствием лицу за должность, но за какую именно, следствие опять же ещё не установило. То есть взятка неизвестно кому и неизвестно за что. По существу предъявленного обвинения мы дали подробные показания и отрицаем причастность Хизриева к вменяемому ему преступлению. Никаких денег никому он не передавал. Я на суде спросила следователя о том, какими документами подтверждается вина моего подзащитного. Он сказал, что это подтверждается материалами, переданными в суд. Я парировала, что ознакомилась с каждым листом и не нашла там ничего. Я спросила, является ли допрос обвиняемого подтверждением его вины? Он ответил, что, конечно же, нет. На мою просьбу всё же указать, чем подтверждается вина, следователь так и не дал ответа. Возможно, конечно, у следствия есть другие документы, о которых мне неизвестно, но я думаю, что это ошибка, и, надеюсь, следствие разберётся».

Журналисты спросили Касимову об информации в СМИ о взятке конкретно за должность министра МВД.

«Ну, вы сами понимаете, как легко можно пустить какую-то информацию в СМИ. А я говорю только о том, что есть в материалах дела. Вот 10 июня канал «Россия-24», вроде как серьёзный канал, показал выпуск «Что помешало дагестанскому полковнику занять высший пост?». Он начался с того, что показывают шикарную виллу якобы Хизриева. Я сразу же позвонила следователю и спросила, как, если после обысков в 5 домах ничего обнаружено не было, появилась подобная информация? Что это вообще за дача? Следователь мне ответил, что такой информации у него нет, и разбираться предложил непосредственно с каналом. Я поговорила и с главным редактором, потребовала опровержения, сказав, что в ином случае подам иск. Они обещали разобраться в первый рабочий день. Я заявляю, что сведения, показанные в данном выпуске, не соответствуют действительности, это не вилла Хизриева. Мы обратимся с иском в суд. Я сама видела эту дачу 4 года назад, и тогда она якобы принадлежала другому человеку. Если бы мой подзащитный был виновен, то тогда были хотя бы найденные деньги. Где они?» – заявила Касимова.

Она поведала и о том, что за последние 3 года её подзащитный перенёс 8 сложнейших операций, последняя из которых длилась более 8 часов. В результате операций ему были заменены позвонки и его шея почти собрана из металлоконструкции. Адвокат говорит, что он проходил длительные реабилитации в апреле 2017 года, жаловался на состояние здоровья, часто брал больничный и искал более подходящую и не связанную с правоохранительной системой работу, так как не справлялся с подобной нагрузкой. Об этом, как говорит Касимова, он говорил своим друзьям, родственникам, руководству: «Он сказал руководству, что хочет уйти. И ему предлагали вакантные должности, например, в банке ‘‘ВТБ’’».

Говорят о ещё нескольких задержанных, которым Хизриев якобы передал деньги. Касимова сказала, что из них он знал только одного человека. «Фамилию называть не хочу. Он занимал определённую должность, связанную с банками, и с Хизриевым у них были хорошие дружеские отношения. В 2017 году этот человек  приезжал в Дагестан с руководством банка «ВТБ» – они вели здесь свои проекты. И ему Хизриев якобы отправил свою анкету. И это имеется в фабуле обвинения как подтверждение его вины. Но дело в том, что анкета – это не оперативная информация и не представляет никакого интереса. Она в свободном доступе может находиться в Интернете. А этому человеку он тоже говорил, что ищет работу, с которой будет справляться не в ущерб своему здоровью. Остальных фигурантов он первый раз увидел в здании Следственного комитета. Задержанные тоже отрицают знакомство с Хизриевым, все они – жители Москвы. Я попросила мне предоставить хоть одно доказательство, что все эти лица находились хотя бы раз в одном сегменте, что они хоть раз собирались».

Адвокат утверждает, что её подзащитный, пока она не зачитала ему обвинение, был уверен, что речь идёт о рублях.

«Он был уверен, что речь идёт о рублях. Когда я объяснила ему, что речь о долларах, он был в шоке. Сразу не поверил. Я уточнила, что это 2 миллиона из 6.

И он действительно был в шоке, это не было игрой, и даже следователь понял это. Следователь мои ходатайства принимает и даёт мне возможность выстраивать свою позицию, непониманий со следствием у нас нет», – рассказывает Касимова.

«В СМИ говорится о том, что 2 миллиона долларов он давал не за должность, а за то, чтобы из его материалов дела удалили определённые сведения, это не так?» – прозвучал вопрос из зала.

«Все это только в СМИ. В материалах делатаких сведений нет вообще», – ответила адвокат.

Адвоката попросили рассказать о своих предположениях относительно того, почему задержан Хизриев. Она считает случившееся ошибкой, но понимает, почему всё так вышло.

На вопрос о вероятной серьёзной борьбе внутри МВД Дагестана адвокат ответила, что Хизриев такую версию отрицает и заверяет, что со всеми у него складывались хорошие отношения. Касимова также добавила, что достаточных оснований для заключения под стражу Хизриева у следствия не было и что она уже добыла новые доказательства, отрицающие его вину.

В заключение Аида Касимова сообщила, что Магомед Хизриев не отстранён от должности и следователь, как это обычно делается, с подобным ходатайством в суд не обратился.

 

Издержки компромата

 

Задержание силами ФСБ Магомеда Хизриева и предъявление ему обвинения в передаче взятки для продвижения в кресло министра внутренних дел Дагестана привело к массированному выбросу компроматных материалов в Интернете. Слив, осуществлённый анонимным автором, гласил, что Хизриев принимал участие в десятках преступных эпизодов, совершённых в разные годы, в том числе покрывательство убийств с использованием своего служебного положения. В числе тех, кого компроматные источники называют жертвами Хизриева – начальник Унцукульского РОВД Магомедали Алиев, начальник УВД Махачкалы Ахмед Магомедов, а также предприниматель Хаджимурад Абакаров (убит в 2010 году). И если причиной убийства двух начальников структурных подразделений МВД по РД авторы компроматного слива указывают межличностные конфликты, препятствующие карьерному росту Хизриева, то причиной убийства бизнесмена называют неудачную попытку Хизриева «взять под крышу» бизнес Абкарова и озвученную последним угрозу пожаловаться на него своему земляку – министру ВД по РД Абдурашиду Магомедову.

В компроматном материале упоминается и брат Абакарова – Микаил, в отношении которого, как утверждается, проводились прослушивания телефонных переговоров и другие ОРМ. В распоряжении «Черновика» оказалось аудиообращение Микаила Абакарова, распространяемого через различные мессенджеры. В своём обращении Абакаров опровергает причастность Хизриева к убийству его брата. «Хизриев и мой старший брат никогда не пересекались и не были знакомы», – утверждает Микаил Абакаров, а организацию прослушки его телефона и прочих мероприятий он объясняет тем, что после убийства его брата он не дал правоохранительным органам никаких показаний по данному поводу.

«По факту того, что меня прослушивали и что это было кем-то организовано. Меня слушали не потому, что Хизриев дал какое-то указание, а потому, что я не дал абсолютно никаких показаний. И сотрудники полиции подходили и говорили, мол, дай нам направление, скажи, на кого думаешь. Я ответил, что ни на кого не думаю и ни одного показания давать не собираюсь. Впоследствии, спустя пять месяцев, у подъезда своего дома был расстрелян мой младший брат за то, что он позволил себе слабость сказать, что он начнёт кого-то искать. В итоге ответ себя не заставил долго ждать. Куда он вмешался, кому он сел на хвост, что ему стало известно – по сей день для меня остаётся загадкой...» – говорит Абакаров. Он дополняет историю тем, что по совету одного из начальников структурного подразделения Кировского РОВД Махачкалы он покинул на несколько лет Дагестан.

«Я последовал его совету и уехал на несколько лет. Очень многие люди тогда злорадствовали по этому поводу и были убеждены, что по приезде мне недолго останется жить. Наша семья попала в очень сложную ситуацию, в которую на Кавказе попадают единицы. И все, кто попадал в такую ситуацию, в живых не оставались. Если уже начинали убивать одного за другим, то последнего тоже, как правило, добивали. Я делал всё возможное для того, чтобы вокруг меня не поднималось никакого шума, занимался только тем, чтобы поставить своих детей и племянников на ноги, старался к себе не привлекать внимания. Но, видимо, для некоторых анонимов трагедия семьи, когда ни за что убивают двоих членов семьи, оказывается способом решения личных проблем. Для продвижения своих корыстных целей», – уверен Абакаров. Сам компроматный материал, в котором упоминается он сам, его брат и Хизриев, Микаил называет откровенной ложью и удивляется, как у Хизриева получалось всем угрожать, подстрекать, решать свои вопросы и как «все поддавались его гипнотическому влиянию».

Что касается убийства Ахмеда Магомедова (его автомобиль расстреляли из пулемёта), то, как вспоминает Абакаров, единственным, кто подбежал к загоревшейся машине и вытащил тело тяжелораненого сотрудника МВД, был его младший брат.

В конце своего обращения Микаил Абакаров просит пользователей соцсетей оставить его семью в покое, так как эта тема очень болезненная для него и его близких.

 

Никогда такого не было...

 

На этой неделе стало известно о том, что рабочий интерес у спецслужб вызвал ещё один полковник дагестанского МВД, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью Управления уголовного розыска МВД РД Хайбула Ибнухаджаров. В отношении него 6 июня было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ («Присвоение и растрата»).

Хайбула Ибнухаджаров

Преступления, инкриминируемые ему, передаёт источник, заключались в том, что полковник неоднократно присваивал деньги, в частности, выделенные на проведение контрольных закупок нелегального оружия у жителей республики. Сообщается также, что контроль за расследованием уголовного дела в отношении Ибнухаджарова взял руководитель СК РФ Александр Бастрыкин. Тем не менее мера пресечения ему, как известно, пока не избрана.

Отметим, что это не первый случай привлечения Ибнухаджаровым внимания правоохранительных органов. В конце февраля этого года он уже попадал в поле зрения силовиков. Тогда ему вменяли организацию и участие в мошеннических схемах с целью получения незаконных и фиктивных выплат, в частности, командировочных расходов, не находящих своё фактическое подтверждение. По одним данным, указанные деяния были совершены им в сговоре с финансовой службой министерства внутренних дел Дагестана.

Как добавил наш источник, нынешние претензии к Хайбуле Ибнухаджарову стали результатом действий сотрудников Управления «М» ФСБ России – структуры, отвечающей в спецслужбе за ключевые назначения в силовых ведомствах, а также осуществляющей контроль за офицерским составом в ведомствах. По разным данным, в эти дни в Дагестане работают порядка 17 сотрудников управления «М», чего ранее никогда не было. Это, по словам собеседника, может означать, что в ближайшее время не исключены претензии ещё к нескольким представителям офицерского звена силовых ведомств Дагестана.

Что касается Хайбулы Ибнухаджарова, то есть версия, что он пользуется поддержкой на уровне руководства УУР МВД Дагестана. Последнему может быть выгодно, если полковник скроется и не будет задержан, поскольку его показания могут повлечь последствия для высокопоставленных сотрудников силовых структур. ]§[

Номер газеты