Бумажная политика

В среду в Пятигорске прошёл круглый стол на тему «Профилактика конфликтов в студенческой среде Дагестана и Ставропольского края». Организаторами мероприятия выступили Министерство по национальной политике Дагестана, Северо-Кавказский институт РАНХиГС и Некоммерческое партнёрство «Толеранс».

Мероприятие прошло в здании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Модерировала круглый стол руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Ирина Стародубровская (на фото).

Поводом для проведения дискуссии стала ситуация в Ставропольском крае, где проживает самая многочисленная диаспора из нашей республики. Несколько локальных конфликтов с участием жителей Дагестана посредством федеральных средств массовой информации были поданы как межнациональная проблема, созданная нашими земляками. Более того, в соседней республике широко оглашаются случаи, когда в городах и сёлах танцуют национальный дагестанский танец «Лезгинку», что, опять-таки благодаря СМИ, преподносится чуть ли не как диверсия в отношении местного населения.

Основной задачей круглого стола, по убеждению авторов, является выработка рекомендаций по предупреждению конфликтов в полиэтничной студенческой среде и содействие формированию общероссийской гражданской идентичности. Выразить своё мнение решились и около сорока студентов вузов СКФО – в основном выходцы из Дагестана, представители учебных заведений Ставрополья, руководители студенческих землячеств, студенты факультетов журналистики Ставрополья и Дагестана, члены Координационного совета некоммерческих организаций РД при Общественной палате РД.

Большинство из них уверены, что проблемы на Северном Кавказе создают ангажированные журналисты федеральных и региональных СМИ. С этим согласен и руководитель НП «Толеранс», председатель Совета старейшин кумыкского народа Абсалютдин Мурзаев: «Лезгинку превратили в какое-то психотронное оружие. Почему этот танец не воспринимают как веселье, как удаль? Почему его воспринимают как вызов? Мы все – граждане одной страны. Должно быть верховенство закона». Мурзаев также добавил, что неправильно говорят, когда радикализируется социально не защищённая часть общества: «В Дагестане сегодня в лес уходит перспективная, обеспеченная молодёжь».

Ирина Стародубровская уверена, что межэтнические конфликты и радикализация молодёжи на Кавказе связаны с отсутствием общения между различными сообществами. «Долгое время нам говорили, что радикализация и нарастание экстремизма происходят потому, что несколько идеологов могут завлечь в лесную среду часть молодёжи. Уже научно доказано, что это не совсем так. На самом деле чем меньше происходит общения между сообществами и чем больше общество замыкается и закрывается, тем больше происходит радикализация».

Директор Северо-Кавказского института РАНХиГС Галина Малахова убеждена, что молодёжная политика в стране – пока больше политика на бумаге. «Всё, что сегодня делается для молодёжи, хорошо выглядит только на бумаге», – отметила она.  

Номер газеты