Банковский переполох

28 ноября Центральный банк РФ отозвал лицензию у очередного дагестанского банка. «Нафтабанк» обвиняют в обналичивании крупных сумм. Председатель финансового учреждения Бухари Курбанов подозревается в незаконной банковской деятельности, в отношении него возбуждено уголовное дело по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность».

Сумма обналиченных средств, по данным МВД РД, превышает 2 млрд рублей. Центробанк РФ утверждает, что «Нафтабанк» нарушал порядок составления и сроки представления отчётности (с задержкой более чем на 15 дней) в Банк России. При этом необходимо отметить, что по закону задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности уже даёт право ЦБ на отзыв лицензии. «Кроме того, кредитной организацией допускались нарушения требований предписания надзорного органа и не соблюдались введённые ограничения на осуществление отдельных банковских операций. При этом банк был вовлечён в проведение в крупных объёмах сомнительных операций по выдаче наличных денежных средств из кассы. Руководителями и собственниками ООО КБ «Нафтабанк» были предприняты действия по выводу высоколиквидных активов из кредитной организации», – сообщает ЦБ.

Однако, согласно данным Ассоциации дагестанских банков, комплексная внеплановая проверка деятельности банка прикомандированными специалистами ЦБ РФ из Москвы и Ростова, проведённая в марте этого года, не выявила серьёзных нарушений.

По мнению председателя Ассоциации дагестанских банков Али Алиева, сегодня ситуация в республике такова: «Только за последнее время прекратили своё существование несколько дагестанских банков, сегодня их осталось только 20, и, согласно существующим «мрачным прогнозам» в СМИ, это ещё не конец. Сегодня трудно найти коммерческое предприятие, к которому, при желании, нечего было бы предъявить. Тогда что говорить о самом зарегулированном и прозрачном субъекте как коммерческий банк? Очевидно, что влиятельные, но деструктивные силы расчищают поле для крупных инорегиональных кредитных учреждений в лице государственных гигантов (Сбербанк, Россельхозбанк и другие). При этом почему-то никто не задумывается о том, что не может быть нормальной экономики без разветвлённой банковской системы, включающей в себя, наряду с федеральными структурами, сети региональных малых и средних банков, имеющих своих клиентов среди местного населения».

По неофициальным данным, «Нафтабанк» аффилирован с депутатом Народного собрания РД, Эдуардом Хидировым, хотя он не подтверждает этого. Тем не менее депутат в комментариях «ЧК» придерживается схожей позиции: «Федеральным центром проводится кампания по уничтожению банков на территории Дагестана, для того чтобы расширить рыночную нишу для государственных банков. Я не исключаю, что нарушения в деятельности «Нафтабанка» и ряда других («Анджибанк», «Махачкалинский муниципальный банк») имелись, но отчётливее ощущение, что проводится целенаправленная политика двойных стандартов: одним банкам ЦБ оказывает значительную финансовую поддержку, а другим – перекрывает кислород», – считает депутат. 

Пертурбация в банковском секторе республики началась в конце прошлого года, когда за месяц лицензий лишились сразу два банка: «Трастовый банк» и «Трансэнергобанк». «Нафтабанк» – уже девятое в Дагестане закрытое финансово-кредитное учреждение. Тендер на выплату страховых взносов выиграл банк «Пойдём».  

Номер газеты