[ ДУМДСКИЕ цензоры ]

Перестройка, кроме прочего, принесла обществу и свободу слова, наглядным проявлением которой стало обилие информационного материала на самые разные вкусы и потребности. И в этой ситуации, конечно, не мог не появиться вопрос о цензуре и цензорах. Для обозревателя либерального «ЧК», может, и звучит несколько крамольно, но лично я – сторонник государственной и личной цензуры. К примеру, мне очень не нравится наличие на книжных полках порнографической и прочей бульварной макулатуры. Правда, организационно цензура в моём понимании предполагает наличие структуры, в которой собраны умные и толковые специалисты, способные внятно объяснить и обществу, и всем заинтересованным персонам каждый свой шаг, каждое своё действие. В противном случае возможны самые разнообразные эксцессы…

Нежелательная коммерция

Живёт в столице республики Махмуд Курбанов, отец двоих малолетних детей. Решил он в 2002 году заняться коммерцией. В процессе поисков свободных экономических ниш счёл целесообразным открыть сети торговых точек для распространения исламской литературы: наладил прямые связи с российскими поставщиками продукции, взял в аренду полуподвальное помещение по улице Ярагского, 50, в котором и открыл магазин «Сунна». Вскоре появились первые покупатели, первые доходы и постоянные клиенты. Возникли и первые проблемы, причём там, где Курбанов менее всего ожидал.

– В 2002 году я продавал книги на территории мечети, расположенной по улице Котрова. Однажды к моему ларьку подошли покойный Надир Хачилаев и незнакомый человек. Позже узнал, что это был один из заместителей муфтия ДУМД. Надир берёт в руки некоторые книги и спрашивает его: «У меня дома тоже есть такая литература, выпущенная в том числе и московским издательством «Бадр». Говорят, что часть его продукции относится к ваххабитской. Ты не можешь просмотреть книги и дать характеристику?» Сановник из ДУМД, тщательно ознакомившись с книгами, не нашёл в них ничего противозаконного. Он даже заявил: «Какие могут быть претензии к литературе, изданной в строгом соответствии со Священным Кораном и Сунной Пророка (мир ему)?»

После диалога прошло некоторое время, а уже в феврале в магазин «Сунна» заявилась внушительная комиссия в составе нескольких работников правоохранительных органов и ДУМД: мол, ищем ваххабитскую и экстремистскую литературу. Перевернув в магазине всё верх дном, угрожающе заявив, что почти вся реализуемая продукция относится к «нетрадиционному» исламу, они кипами забрали десятки книг с целью «вынесения конечного экспертного заключения».

А на «память» мне оставили предварительное «Заключение экспертной комиссии ДУМД» с перечнем «запрещённых для печати, реализации и пользования мусульманами изданий». Под проскрипционный каток тогда попали 16 книг, в том числе Священный Коран (!), книга «Сады праведных» Имама Наваи и сборник достоверных хадисов имама Бухари.

Монополия на торговлю

Самое интересное, что в эти же дни на мой адрес поступила официальная бумага, заверенная печатью и подписью заместителя центральной джума-мечети Махачкалы, где большинство книг из списка было отнесено к не «экстремистской и ваххабитской». Вот и этот разрешительный перечень. Так как под февральским заключением стояла подпись имама той же центральной джума-мечети Магомедрасула Саадуева, которого многие горожане и дагестанцы знают как умного и сведущего мусульманина. Я решил переговорить с ним по поводу внезапно возникшей проблемы. Каково же было моё удивление, когда Саадуев заявил, что «к комиссии не имеет абсолютно никакого отношения, что её заключение безграмотно, что таких самозванцев нельзя пускать даже на порог собственного дома». Но визиты незваных гостей всё продолжались и продолжались. И после каждого посещения они забирали с собой книги для вынесения пресловутого «конечного экспертного заключения». С той поры утекло немало воды, но поныне у меня нет ни заключения, ни отобранной многочисленной литературы, которая, кстати, куплена за немалые собственные деньги.

Однажды Курбанову принесли очередное решение «Экспертного совета ДУМД», в котором имелся уже расширенный список издательств и авторов, объявленных персонами нон-грата на территории Дагестана. Из издательств, к примеру, в список попал московский издательско-типографский комплекс «Умма», а из авторов – Имам-хатыб Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов.

– Я лично знаком с генеральным директором «Уммы». Это начитанный и умный мусульманин, добропорядочный гражданин и патриот России. У него дома имеется официальное письмо из канцелярии ФСБ РФ с выражением благодарности «за распространение религиозной литературы, призывающей к миру и согласию». Понимаю специфику этих органов, но ведь одно наличие такого письма для сведущих говорит о многом. А с целью уточнения «зловредности» Аляутдинова в середине 2004 года я послал его письменные труды, наличествующие у меня, на рецензию в Духовное управление мусульман Европейской части России. Откуда за подписью самого Председателя Совета муфтиев России и Председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Равиля Гайнутдина вскоре пришёл ответ, где есть и следующие строки: «Книги упомянутого автора направлены на укрепление межконфессионального мира и согласия, диалог между российскими традиционными конфессиями и вносят значительный вклад в профилактику религиозного и политического экстремизма». Показываю заключение очередной делегации ДУМД, посетившей магазин несколько месяцев назад. И как отклик – гневные тирады: «Да кто такой Гайнутдин? Он – никто! Этот человек совершенно ничего не смыслит в религии! Гайнутдин – типичный ваххабит, давно вышедший из лона ислама, ибо не имеет понятия о предопределении» и т. д. и т. п.

Но в разряд «ничегонезнающих ваххабитов» попал не только Председатель Совета муфтиев России. Мухаммад Насир Ад-Дин Аль Албани, Абдель Азиз Абдалла ибн Базз, Юсуф Аль Кардави и десятки прочих всемирно известных и почитаемых мусульманских алимов: оказывается, и они, в представлении отдельных чиновников из ДУМД, – «выскочки, невежды и ваххабиты». ДУМД и его сторонники прилюдно оспаривают любые труды, осуждают чужие поступки, в то же время под их руководством не издано ни одного серьёзного труда, не проведено ни одного мероприятия с массовым привлечением людей; их поведение, мягко выражаясь, оставляет желать лучшего. Я – всего лишь рядовой мусульманин. Но и на мои обывательские настоятельные просьбы об указании моментов в распространяемых мною книгах или в личном поведении, не соответствующих религиозным канонам, следовали стандартные обвинения в ваххабизме. И это есть всезнание, наставление на путь истины заблудших братьев по вере? Ведь прямой обязанностью ведающих является терпеливое увещание и мудрое слово. Зачем вносить смуту и в без того раздробленный исламский мир? Пожалейте себя и нас: ведь каждый неминуемо будет держать ответ перед Всевидящим и Всезнающим Всевышним. Или вы кощунственно даёте понять Дагестану, что вам кое-кем отпущены все прошлые, настоящие и будущие грехи?

Побудительные мотивы

Может быть, и ошибаюсь, но лично мне кажется, что этими людьми в первую очередь двигают корыстные импульсы. Вспоминается одна недавняя история. Есть замечательная брошюра «Крепость мусульманина». Её те, кого ДУМД монопольно и безапелляционно называет ваххабитами, бесплатно раздавали и раздают всем желающим. Так было до появления фетвы (заключения) ДУМД, где брошюру тоже занесли в пресловутый разряд ваххабитской. С целью изымания «преступного» произведения снова были совершены рейды по многочисленным магазинам. Когда страсти немножко улеглись, эта же брошюра (в том числе и конфискованная) под тем же названием появляется во всех подконтрольных ДУМД точках продажи, но уже за энную сумму! Мой магазин бесплатно распространял и распространяет 6-томный «Учебник арабского языка», а ДУМД продаёт эти же книги за сотни рублей…

Что лично я хочу? Пусть оставят меня в покое. Неделю назад по телеканалу «ТНТ» мой магазин опять объявили «источником распространения ваххабитской заразы». Уважаемые братья, убедительно прошу: не занимайтесь поклёпами, если у вас есть претензии ко мне – ради Аллаха, заходите в магазин в любое время дня и ночи! За чашкой горячего чая мы в доброжелательной обстановке разберём сложившиеся баррикады. Может, тогда нам удастся увидеть друг друга. Поймите: у меня семья, которую нужно содержать. Магазин является единственным источником наших доходов. Кроме прочего, распространяемый мною товар, безосновательно причисленный вами к «ваххабитской» литературе, свободно продаётся и по всей Махачкале, и в ваших магазинах! – закончил повествование гость редакции.

Комментарий «ЧК»

Еженедельник ещё в прошлых номерах описывал перипетии вокруг злополучного магазина «Сунна». Сегодня выслушана одна сторона конфликта, при желании завтра слово будет предоставлено и другой. При любых раскладах хотелось бы, чтобы и на страницах «ЧК», и в реальной жизни имел место созидательный диалог, но не жёсткая полемика со взаимными обвинениями друг друга во всех смертных провинностях. У нас и так проблем навалом. ]§[

Номер газеты