Виновато ли правительство?

Поскольку главной причиной отставки Правительства РД (22 июля) названо невыполнение приоритетных проектов президента (ППП), то попытаемся проанализировать, когда они были подготовлены, каково их содержание и в какой степени их реализация зависит от работы республиканских министерств и ведомств. Ввиду того, что проектов 10, а число содержащихся в нём поручений 600, сначала рассмотрим те, которые имеют отношение к экономике и финансам.

Когда ППП стали документом?

 

Напомню, что постановление правительства об утверждении планов по реализации ППП было подписано премьер-министром Мухтаром Меджидовым 3 июля на совещании в присутствии врио президента РД Рамазана Абдулатипова, а опубликовано на сайте правительства 18 июля. В тот же день, в ходе заседания кабинета министров, было решено включить дополнительно в повестку дня вопрос «О ходе реализации приоритетных проектов Президента РД». Правительство заслушало отчёты об этом зам. председателя правительства Шарипа Шарипова и министра экономики Раюдина Юсуфова и приняло решение установить еженедельный контроль за ходом выполнения планов мероприятий по реализации ППП. Замечу, что это произошло за три дня до отставки. Сами проекты до сих пор не опубликованы. Попытка «Черновика» (№26 от 12 июля 2013 г.) обратить внимание руководства республики на отсутствие должной открытости и прозрачности в процессе подготовки столь важных документов со стороны представителей экспертной группы GVA привела сначала к планам Абдулатипова дать разъяснения о ППП в прямом телеэфире, а затем последовала неожиданная отставка правительства.

Между тем Указом Президента РД от 19 апреля 2013 г. был утверждён перечень из семи (!) ППП и ответственных лиц. Проекты дорабатывались и согласовывались до самого 3 июля, а в конечном виде представлены как документ к действию лишь 18 июля. Добавилось три новых проекта и три подпроекта. Сроки исполнения всех поручений – июль-декабрь 2013 года.

Поэтому претензии Абдулатипова к правительству по поводу ППП с формальной стороны необоснованны. Чиновники, строго говоря, не должны и не имеют права исполнять что-либо без соответствующего документа. А за три дня что можно сделать? В то же время какие-то направления действий, которые с высокой вероятностью останутся в ППП, можно было начать прорабатывать. И тут мы сталкиваемся с вопросом о реалистичности планов.

 

Если согласятся

«Нафта» и «Сумма»

 

Ответ на него зависит от содержания ППП, судить о котором мы по-прежнему можем лишь по тому, что записано в планах по их реализации. Так, в ППП №1 «”Обеление” экономики» среди мероприятий есть раздел «Работа с отдельными группами налогоплательщиков: малый и средний бизнес (МСБ)», в котором поручается, прежде всего правительству, увеличение плановых заданий по сбору налоговых платежей в местные бюджеты и проведение регулярных совещаний на уровне органов местного самоуправления, налоговых инспекций, правоохранительных органов. И. о. министра экономики Раюдин Юсуфов на совещании (уже после отставки, 23 июля), посвящённом реализации ППП, заявил: «Мы будем выезжать в районы, помогать муниципалитетам выстраивать правильную и эффективную работу в этом направлении». Но можно ли решить проблему совещаниями? А поскольку среди ожидаемых результатов есть «принятие кадровых решений относительно глав муниципальных образований при отсутствии достижения целевых показателей» (а именно «рост до конца 2014 года вклада налогов в ВРП до среднего уровня по СКФО (10%)», то есть вместо 2 млрд рублей надо собрать с МСБ около 4 млрд), то следует ожидать усиления административного давления. Вспомнив же, что повышение страховых взносов вынудило сотни тысяч представителей малого бизнеса России отказаться от собственного дела, в том числе несколько тысяч в Дагестане, можно предположить, что предприниматели не выдержат двойной нагрузки (коррупционной и официальной).

Там же запланировано «проведение информационной работы с руководителями предприятий по стимулированию перевода их фонда оплаты труда на «белые» зарплаты, результатом чего должно стать увеличение поступления НДФЛ не менее чем в 1,2 раза. Но это поручение уже почти выполнено за счёт повышения зарплат работникам бюджетной сферы.

А далее самое интересное. Для повышения поступлений по налогу на прибыль организаций планируется «активизация работы с организациями, входящими в консолидированные группы налогоплательщиков», которая в результате должна дать «расширение налогооблагаемой базы не менее чем в 1,5 раза», и «организация работы с предприятиями, имеющими низкую налоговую нагрузку при значительных объёмах реализации продукции, работ, услуг» с целью получить «увеличение налоговых обязательств налогоплательщиками самостоятельно, а также по результатам контрольной работы не менее чем на 30 процентов». Такой подход напоминает парткомовско-советский стиль управления экономикой, и предположить, чем это закончится, не берусь. Как приказом можно увеличить прибыль предприятий в условиях рыночной экономики в полтора раза, я не знаю. Единственные сферы, где можно этого добиться, – это производство алкоголя, нефтепродуктов, кирпичей, да и то за счёт вывода их из тени.

Те же сомнения о стиле управления экономикой вызывает поручение, изящно сформулированное как «определение приоритетных компаний для сотрудничества в области повышения налоговых доходов бюджета» и «проведение переговоров по определению условий сотрудничества», результатом чего должно стать «определение приемлемых для всех сторон условий сотрудничества в области повышения налоговых доходов бюджета Республики, создание пула «уполномоченных бизнесменов», получающих допустимые преференции от региональной власти, обеспеченные заказами и поддержкой власти и защищённые от силового произвола опекой института Президента». И оговаривается, что «обратная часть сделки: налоговая нагрузка – минимум 10% с оборота». Это вам не напоминает оброк?

Ну и, наконец, главный пункт ППП «”Обеление” экономики» – это «проработка вопроса и проведение переговоров о переносе корпоративных центров прибыли (или их части) групп «Сумма» и «Нафта-Москва» в РД», что должно дать «рост дополнительных доходов в бюджет на уровне 2–3 млрд рублей в год». У Сулеймана Керимова неудачный опыт регистрации его в Дагестане как физического лица уже есть, и сомнительно, что он и братья Магомедовы зарегистрируют здесь свой бизнес. Кроме того, действует порядок, согласно которому крупнейшие налогоплательщики должны находиться на «особом счету» в специализированных налоговых инспекциях, действущих в Москве и Санкт-Петербурге. Но будем надеяться, что новое правительство (ему поручены переговоры) сумеет договориться.

 

Операция «Корпорация»

 

В ППП №2 «Создание «точек роста» пунктом 1 идёт создание ОАО «Корпорация развития Дагестана», главным ответственным которого определён Исполком Стратегического совета при Президенте РД. В июле 2013 года должен быть издан не только Указ Президента РД о концепции деятельности этого ОАО, но и подготовлена инвестиционная программа Корпорации на 1 год и на 3 года, утверждён перечень имущества РД, вносимого в качестве вклада в её уставный капитал, предварительно согласован с учредителями и подготовлен для подписания (утверждения) учредителями устав Корпорации. До конца июля осталось всего-то пять дней, но про других учредителей ничего не слышно. Может, в отставку надо было отправить и руководство исполкома?

Однако вместо этого в день отставки правительства выходит указ, в котором исполкому совместно с Правительством РД (замечу, отставленному) в срок до 15 августа 2013 года поручается провести переговоры об участии в уставном капитале ОАО «Корпорация развития Дагестана», подготовить и согласовать концепцию его деятельности с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Сбербанк России», Abu Dhabi Investment Company (ADIC), Группой «Сумма», Инвестиционной группой «Нафта-Москва», ЗАО «Глобальный венчурный альянс», Инвестиционной группой «Трастком». Правительству в трёхдневный срок поручено создать рабочую группу с целью решения перечисленных в ППП вопросов в срок до 10 августа 2013 года.

Основными задачами Корпорации провозглашены привлечение прямых инвестиций, подготовка инвестиционных площадок, сопровождение инвестиционных проектов, что до сих пор было прерогативой Минторговли РД. В чём тогда функции министерства?

Вопросы возникают и в связи с пунктом 4 ППП «Создание “точек роста”», предусматривающего передачу в уставный капитал Корпорации промышленной площадки «Тюбе» в Кумторкалинском районе, подключение подстанции площадки, где расположен Каспийский завод листового стекла, к сетям ОАО «ФСК ЕЭС» и передачу функций управления Корпорации развития. Но целесообразно ли создавать ещё один уровень управления, если владельцы и менеджеры завода демонстрируют успехи?

P. S. Похвально, конечно, ставить высокие задачи, но, как видно из сказанного, разработчики не в полной мере учли кадровые, финансовые, правовые ограничения и ресурсы, а главное – зависимость от внешних факторов. И чем ППП лучше прежних программ, неясно. Члены правительства, зная о жёстких требованиях Абдулатипова, старались как могли, но не всё от них зависело. Мы продолжим анализ ППП и то, как они реализуются.  

Номер газеты