Уходящая энергия Дагестана

После сдачи в эксплуатацию Гоцатлинской ГЭС крупнейшая строительная компания Дагестана «ЧиркейГЭСстрой» фактически осталась без крупных подрядов в республике – сейчас её основные объекты находятся в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Руководство Дагестана дежурно заявляет о планах по строительству новых ГЭС, но пока они выглядят более чем смутно.

По данным ряда федеральных и региональных СМИ, в середине августа «ЧиркейГЭСстрой» заключил договор на выполнение работ по строительству Верхнебалкарской ГЭС стоимостью 1,263 млрд рублей. Этот проект мощностью 10 МВт был заморожен ещё в 2014 году, но в конце прошлого года «РусГидро» сообщило о планах вернуться к его возведению. 

Тогда же, в минувшем декабре, как следует из базы «СПАРК-Интерфакс», «ЧиркейГЭСстрой» стал победителем в конкурсе на выполнение работ по достройке Зарамагской ГЭС-1 – проекта-долгостроя в Северной Осетии, который тоже несколько раз останавливался. Этот контракт может стать для дагестанской компании рекордным – его стоимость составляет почти 9,2 млрд рублей.

На фоне этих мегаконтрактов подряды «ЧиркейГЭСстроя» в Дагестане выглядят если не микроскопическими, то несопоставимо малыми. В июле, например, компания победила в конкурсе «РусГидро» на строительно-монтажные работы по реконструкции пускового комплекса Ирганайской ГЭС стоимостью всего 284 млн рублей.

Контракты за пределами Дагестана должны существенно поправить финансовое положение «ЧиркейГЭСстроя», которое, по данным «СПАРК», в прошлом году существенно ухудшилось. Выручка компании в 2016 году сократилась почти в полтора раза, от 2,822 млрд рублей годом ранее до 1,888 млрд рублей, что сопоставимо с уровнем 2013 года, и в реальном измерении с учётом девальвации рубля и накопленной инфляции провал оказывается ещё больше. В результате по итогам прошлого года «ЧиркейГЭСстрой» получил чистый убыток в размере 57,8 млн рублей, хотя два года до этого компания показывала прибыль, пусть и небольшую.

Отчёта «ЧиркейГЭСстроя» за прошлый год пока нет в открытом доступе, но можно предположить, что неудачи прошлого года стали результатом отсутствия новых крупных заказов после завершения строительства Гоцатлинской ГЭС, которая была введена в эксплуатацию 1 октября 2015 года. Но сопоставимых проектов в Дагестане для чиркейцев пока не просматривается, несмотря на то что гидроэнергетический потенциал республики до сих пор используется очень слабо, а потребность в электроэнергии в ближайшие годы серьёзно возрастёт.

В февральском послании Народному Собранию Рамазан Абдулатипов заявил о необходимости заниматься развитием гидроэнергетики, в связи с чем прозвучало поручение правительству республики совместно с «РусГидро» и инвесторами работать над строительством новых генерирующих мощностей на реках Сулакского и Самурского бассейнов. Комментируя это поручение, в Минтрансэнергосвязи Дагестана привели следующие прогнозные данные: при дальнейшем росте потребления электроэнергии до 7,5–8 млрд кВт/ч в год к 2020 году существующих мощностей энергосистемы будет не хватать, так как они рассчитаны максимум на 6–6,5 млрд кВт/ч. Но при этом руководство министерства было вынуждено признать, что реализация проектов строительства ГЭС «РусГидро» остаётся не решённой по финансовым причинам, в связи с чем необходимо работать над привлечением инвесторов, готовых в том числе реализовать проекты строительства малых ГЭС. Слово «малые» в данном случае относится только к мощности станций – как видно из информации о размороженном проекте в Кабардино-Балкарии, стоимость таких проектов весьма внушительна.

Однако привлечь инвесторов даже для малых ГЭС – для Дагестана серьёзная проблема. Хотя в соседней Чечне для этого вполне успешно привлекаются местные компании: в 2015 году был сдан первый такой объект – Кокадойская ГЭС мощностью 1,2 МВТ на реке Аргун, затем началось строительство Кировской ГЭС на 0,5 МВт. По сообщению чеченских источников, средства на эти проекты – соответственно, 213 и 110 млн рублей – выделялись из бюджета Чечни (глубоко дотационного), а оборудование закупалось у чешской компании SH Energy Technologies.

Совсем иная ситуация в Дагестане. «В прошлом году с трудом сдали Гоцатлинскую ГЭС. Теперь у нас появилась возможность построить чуть ниже такую же ГЭС, но уже без плотины. По словам специалистов, для этого можно пустить трубы от Гоцатлинской ГЭС, и требуется на это в два-три раза меньше средств, чем ушло на строительство первой. Для решения этой задачи нам придётся искать инвестора. Это очень выгодное вложение, но привлечь кого-то сейчас, тем более из-за границы, очень трудно», – заявил в июньском интервью «Интерфаксу-Юг» Рамазан Абдулатипов.

Для дагестанских гидростроителей всё это может иметь малоприятные последствия. В 2014 году «ЧиркейГЭСстрой» уже перерегистрировался в Москве. Тогда гендиректор компании Мухудин Мухудинов пояснял в интервью, что это отражало существующие реалии: многие проекты «ЧиркейГЭСстрой» вёл за пределами Дагестана, и московская «прописка» просто должна была стать отражением реального статуса предприятия. При этом Мухудинов сообщил, что с точки зрения налогообложения для республики ничего не изменится, однако из контекста интервью можно было понять, что многие принципиальные решения в «ЧиркейГЭСстрое» принимает не руководство компании – дагестанцы, а топ-менеджеры «РусГидро» в Москве. И если портфель заказов для чиркейцев в родной республике станет совсем худым, то нельзя исключать, что головной холдинг поставит вопрос не только об их формальной прописке в Москве. ]§[

Номер газеты