Неурожайное дело

ООО «Дагагрокомплекс», ещё несколько лет назад воспринимавшееся как путеводная звезда для всего агропромышленного комплекса республики, сегодня стало примером того, как нельзя строить бизнес. Бывшие работники обратились в «ЧК» с жалобой о невыплате заработной платы с 2014 года. По их данным, задолженность составляет десятки миллионов рублей, а потерпевшими признаны 80 человек.

Однако в январе этого года следствие решило прекратить уголовное дело в отношении гендиректора ООО «Дагагрокомплекс» Исака Умалатова и по факту невыплаты зарплаты, и по факту незаконного получения 3-миллиардного кредита в дагестанском отделении Россельхозбанка в связи с истечением срока давности. В итоге – ни виновных, ни потерпевших… Ни денег.

 

Взлёт...

 

ООО «Дагагрокомплекс» стало приоритетным проектом республики в 2013 году при Рамазане Абдулатипове, но по-настоящему проектом-сказкой – ещё раньше.

Оно было зарегистрировано в октябре 2010 года. В апреле 2011 года был подписан протокол о намерениях по реализации проекта между тогдашним президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым и президентом американской компании Аmity Technology Говардом Далом. В основе первоначального варианта проекта лежало строительство сахарного завода. Выращивать сырьё – сахарную свеклу – планировалось на бывших грузинских землях отгонного животноводства в Ногайском районе (по заявкам – до 200 тысяч тонн в год). Все расчёты американцев и условия предоставления кредита американским банком Wells Fargo основывались на этих землях. 

Но после того как руководство предприятия встретило мощное организованное сопротивление населения Ногайского района, по сути, восставшего против закладки мощностей, Умалатову удалось сравнительно легко решить вопрос с передислокацией в Кизлярский и Тарумовский районы. Размах работ и их масштаб изначально и действительно поражали. Дорогостоящая американская сельскохозяйственная техника с привлечёнными из Ставрополья опытными механизаторами, правильно поставленная медийная тактика дали плоды – в конечный успех «Дагагрокомплекса» поверили многие, в том числе руководство республики. Своего рода гарантией светлого будущего стал визит внушительной правительственной делегации во главе с Магомедсаламом Магомедовым в 2011 году, а жирной точкой – засеянный им же лично за рулём кукурузой гектар земли. С тех пор предприятие стали воспринимать как флагман дагестанского АПК.  

В 2013 году эпоха глобальной закредитации «Дагагрокомплекса». Сначала Исак Умалатов взял на реализацию проекта кредит почти в 3 млрд рублей в дагестанском филиале Россельхозбанка, при этом в течение пяти лет общество освобождалось от уплаты налога на имущество, также были снижены и ставки по налогу на прибыль. Он взял ещё один кредит в 1,3 млрд рублей в Инвестторгбанке.

И это был не простой кредит, а обеспеченный государственными гарантиями правительства Дагестана. Наши информированные источники рассказывают, как подписывавший документ о госгарантиях на тот период председатель правительства республики Абдусамад Гамидов явно нервничал, вероятно, предугадывая последствия и находясь под сильным впечатлением Рамазана Абдулатипова. Но всё же именно виза премьера оказалась фатальной и для бюджета региона, и для самого Гамидова. Уже после фактического обрушения активов предприятия бывший глава республики на разных публичных мероприятиях пытался оправдать действия своих подчинённых и руководство «Дагагрокомплекса», безымянно указывая на какие-то третьи нехорошие силы.

Напомним также: в эти дни проходит рассмотрение по существу уголовного дела в отношение Гамидова и его экс-заместителя Раюдина Юсуфова. Уже, видимо, после этого процесса следственные органы намерены спросить с Гамидова и дела «Дагагрокомплекса».

 

Падение…

 

Первые предвестники несостоятельности предприятия появились в 2014 году, когда сотрудникам перестали платить зарплату по несколько месяцев. Вмешалась прокуратура, и задолженность в размере 1,5 млн рублей была погашена. Но в дальнейшем задержки зарплаты продолжились. По словам бывших сотрудников, сначала они верили обещаниям Умалатова, затем безрезультатно стали обращаться с жалобами во всевозможные инстанции.

К тому же нанесла непредвиденный удар и природа. Предприятие подвели два неурожайных года. В 2013 году плохие погодные условия наложились на не вовремя посаженный урожай, а на следующий год он погиб практически весь (а это 6 000 га). 

В разговоре с «ЧК» тогда работники предприятия рассказывали, что после этих неудач на Умалатова началось большое давление со стороны кредиторов и регионального правительства. В то же время проблемы привели к массовым увольнениям из-за отсутствия и задержек заработной платы.

 «Мы даже просили выплатить зарплату картофелем, но получили отказ. Просто оставили гнить 300 тонн картофеля, а потом его выбросили, а людям пожалели», – рассказывает бывший оператор дождевальной машины Виктор Бочин, проработавший в «Дагагрокомплексе» с 2014 по 2016 год и получивший зарплату только единожды.

На Исака Умалатова было возбуждено несколько уголовных дел в 2016 году, 2017 году и 2018 году, в том числе по факту невыплаты зарплаты. Он подался в бега, задержали его только 25 августа 2018 года.  Под арестом он пробыл до 23 января 2019 года, затем Советский районный суд изменил ему меру пресечения на домашний арест, и в этот же день обвиняемый Умалатов подписал соглашение о прекращении в отношении него уголовного преследования  в связи с истечением срока давности. А 25 января следователь по особо важным делам первого отдела СУ СКР по РД Ш. Умалатов подписал постановление о прекращении уголовного преследования.

Экс-сотрудники «Дагагрокомплекса» утверждают, что получили этот документ только в августе этого года.

 

Проблемы на миллиард

 

Согласно материалам дела, Умалатов не выплачивал зарплату, несмотря на реализацию предприятием выращенного урожая, а вырученные деньги не вносились в кассу и на счета предприятия в банке и были израсходованы на своё усмотрение.

Кроме того, установлено, что 7.02.2013 года Умалатов при заключении договора об открытии кредитной линии в Россельхозбанке на 2,8 млрд рублей представил ложные сведения о хозяйственном положении Хасавюртовского консервного завода. Он скрыл то обстоятельство, что предоставляемый им в качестве залога земельный участок с возведенным на нём зданием и нежилыми помещениями ранее был разделён на три части. В последующем по договору купли-продажи от 15.07.2013 года он продал одну часть земли, вторую оформил в качестве залога при получении кредита  в банке «Эсид», а третью  – в качестве залога в банке «РБА».

Также следствие выявило факт сговора с неустановленными лицами при подаче декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2015 года.  В 2015 году Умалатов подписал и в электронном виде представил в налоговую службу  декларацию, в которой указал заведомо ложные сведения об оплате  ООО «СМУ-770» 199 млн рублей, в том числе НДС – 30 млн рублей, за  якобы выполненные работы по рекультивированию земельных участков для нужд ООО «Дагагрокомплекс» в Кизлярском районе. Были предоставлены поддельные счета-фактуры, акт о приёмке выполненных работ и справка о стоимости. На основании этого государство возместило предприятию 30 млн рублей из федерального бюджета, которые были похищены в сговоре с неустановленными лицами.

18 октября 2017 года Арбитражный суд объявил «Дагагрокомплекс» банкротом. На предприятии назначен конкурсный управляющий, который отказывается включать бывших сотрудников в реестр для получения задолженности по зарплате, отправляя их в суд, несмотря на то что они признаны в рамках уголовного дела потерпевшими. Кстати, официальный документ о признании потерпевшими они смогли получить только в феврале этого года.

Ширван Магомадов – бывший начальник охраны в «Дагагрокомплексе» – рассказал, что они обращались в Хасавюртовский, Тарумовский, Кизлярский суды, но все судьи как под копирку отказывают в иске о взыскании невыплаченной заработной платы.

Председатель Союза незащищённых граждан РФ Магомед Гамзатов, который представляет интересы бывших работников «Дагагрокомплекса» в судах, уверен, что такие решения принимаются под давлением следственных органов и представителей дагестанского филиала Россельхозбанка.

«На каждое заседание по гражданскому иску включаются как третье лицо представители Россельхозбанка. Они выступают против исков и прямо заявляют, что все средства, которыми располагает «Дагагрокомплекс», должны быть отданы банку, так как есть задолженность за кредит. Представитель предприятия на суды не приходит, а судьи не истребуют табели работников для подтверждения их трудовой деятельности. А трудовые книжки, которые выдали после увольнения сотрудникам, оказались пустыми, без записей о приёме на работу», – пояснил Гамзатов.

Бывшие сотрудники «Дагагрокомплекса» настаивают на возбуждении уголовного дела по факту невыплаты им заработной платы и просят главу республики Владимира Васильева взять ситуацию под свой контроль. В случае неразрешения проблемы они намерены перейти к протестным действиям и добиваться справедливости в Москве... ]§[

Номер газеты