Научные разработки: репортаж из ящика стола

В конце апреля Народное собрание доработало законодательную базу для инновационной деятельности, определив основные методы поддержки таких предприятий. Но как обстоят дела с тем, на чём зиждется сама инновационность?

Для начала что такое инновация. Это нововведение в области техники, технологии производства, организации труда или управления (новые приёмы менеджмента), которое основано на использовании достижений науки и передового опыта.

Причём это не всякое новшество,  а только то, которое повышает эффективность. Иными словами, инновация – это наука, положенная на производство.   

Между тем, в то время как власть ратует за инновационность и шлифует для неё нормативную базу, как обстоят дела с наукой?

 

Создавать – не внедрять

 

Небольшой экскурс по некоторым разработкам дагестанских учёных.

1. Комплексное освоение высокотемпературных термальных вод. Разработчик – Институт геотермии ДНЦ РАН.

Принцип действия такой. Из термальных вод получают различные химические соединения и электроэнергию, которую потом используют на нужды самого предприятия. Для справки: степень минерализации таких вод достигает до 200 грамм на литр (это примерно стакан солей с каждого литра). В этих солях есть такие ценные компоненты, как литий, рубидий, цезий, стронций. Спрос на эти компоненты очень высок и в ядерной, и металлургической, и химической, и стекольной промышленности. При этом на данный момент они дефицитны и импортируются в страну. Например, карбонат лития Россия закупает в Чили.

Между тем, по словам директора института геотермии Алибека Алхасова, на одном только Берекейском геотермальном месторождении можно получать до 2 000 тонн карбоната лития в год, а это потребности всей страны. При использовании других источников (на Южно-Сухокумском, Комсомольском, Тарумовском месторождениях), можно наладить и экспорт минералов за рубеж. Помимо этого, в результате можно получать чистую воду, пригодную для технических и хозяйственно-питьевых нужд.

На данный момент из геотермальных вод просто отбирают тепло, а воду сбрасывают, загрязняя тем самым природную окружающую среду. Всё дело в том, что определены  глубины: для получения тепла – не более 3 км, при комплексном использовании всех имеющихся микрокомпонентов – около 6. «Мы писали записку правительству, что строительство таких заводов очень рентабельно. Срок их окупаемости – год-полтора. Скважины уже есть – пробурены со времён СССР, когда искали нефть и газ. Можно их восстановить, это меньшие финансовые затраты», – считает Алхасов.

Вообще, в Дагестане представлены все виды возобновляемых энергоресурсов1. В то же время доля их в энергобалансе на данный момент в республике – менее 2% (для сравнения: в некоторых европейских странах эта цифра достигает 20%, к 2040 году планируется довести её до 40–50%).

2. Комбинированная гелио-геотермальная система. Разработчик – Институт геотермии ДНЦ РАН.

Проект для частного жилого сектора. Суть в том, что, во-первых, используется  солнечная энергия, поступающая через солнечные коллекторы, установленные на крыше дома. Блок с солнечными коллекторами эксплуатируется круглогодично и обеспечивает потребителя горячей водой. Во-вторых, низкопотенциальное тепло верхних слоёв земной коры (до глубины 100 метров). В этом случае бурится скважина, а туда опускается теплоноситель. Блок низкотемпературного напольного отопления с тепловым насосом включается в эксплуатацию в отопительный период. «Сейчас в Европе, Америке, в Японии ни один новый дом не пускают в эксплуатацию, если в нём не предусмотрены элементы возобновляемой электроэнергетики. Это мировая практика», – рассказал директор института.

3. Комплексное освоение низкопотенциальных термальных вод для тепло- и водоснабжения. Разработчик – Институт Геотермии ДНЦ РАН.

Термальная вода может быть использована для теплоснабжения и водоснабжения различных потребителей. Тепловая энергия используется в системе низкотемпературного отопления и горячего водоснабжения с тепловым насосом. Отработанная вода из блока с тепловым насосом направляется в блок химводоочистки, где производится её очистка от токсичных и вредных ингредиентов с доведением до качества питьевой воды.

По данным института, север Дагестана снабжается подземной водой, так называемыми артезианскими водами. Эти воды используются для водоснабжения, несмотря на то что в них высокое содержание мышьяка (предельно допустимая концентрация (ПДК) по мышьяку в этих водах десятикратно превышает норму). Это чревато раковыми заболеваниями. «Я подписывал письмо руководителям Бабаюртовского, Хасавюртовского, Кизлярского, Тарумовского и т. д. районов, предупреждал их о высоком содержании мышьяка. Никто не отреагировал. Технологию представили, а реализации нет», – отмечает Алхасов.

4. В рамках хоздоговорных работ с НПО «Платан» и с Раменским приборостроительным КБ были разработаны, запатентованы и внедрены в производство элементы многофункциональных бортовых ЖК-индикаторов авиационного назначения.

Иными словами, эта  разработка повышает надёжность работы бортовых мониторов  в  жёстких условиях эксплуатации: высоких перегрузках, перепадах температуры и давления.

В начале 90-х было пролоббировано решение об установке на боевую авиацию  зарубежной электроники,  т. н. авионики.  Мотивировали это в основном тем, что самолётов выпускается немного, а потому  дешевле купить готовые комплекты авионики, чем налаживать собственное производство. Но опыт локальных конфликтов  в Персидском заливе и Югославии показал  всю бесперспективность такого подхода, так как по команде со спутника авионику можно отключить, превратив всю боевую авиацию противника в бесполезный металлолом. В 2000-х ситуация  немного изменилась, и появилась возможность участия академических институтов в разработках ВПК. Однако последние попытки «реформы» Академии наук показывают, что, к сожалению, развитие отечественной науки и наукоёмкой промышленности опять «выходит из моды».

5. В ходе сотрудничества с УК «Промышленно-металлургический холдинг» были разработаны и внедрены в производство на предприятии ОАО «Полема» патентно-чистые технологии синтеза оксидных керамических мишеней для формирования функциональных слоёв в системах отображения информации и в солнечных панелях.

Проще говоря, для того чтобы дисплей аппарата отображал информацию, необходим электрод, который подводит электричество. При этом необходимо, чтобы он был прозрачным, дабы изображение было видно на экране.

«Это всё, разумеется, придумано не нами – весь мир уже применяет эту технологию. Отличие нашей разработки от зарубежных аналогов, главным образом, в цене – она раз в 50 меньше. В случае военно-промышленного комплекса это не является ценоопределяющим фактором. Другое дело – бытовые персональные компьютеры», – говорит Ахмед Ахмедов, старший научный сотрудник, и. о. заведующего центром высоких технологий института физики ДНЦ РАН.

 

Индустрия арбузов

 

Не менее объёмным получится экскурс по тем проблемам, с которыми сталкивается сегодня прикладная наука. Во-первых, это отсутствие спроса на научные разработки, невостребованность в промышленности.

«Проблема не столько в финансировании, его всегда через гранты можно получить. К сожалению, те же мишени здесь никому не нужны, так как ни одного монитора с нуля в России не делают. Тут речь идёт  не об отвёрточной сборке – такая есть в каждом подвале, а об изготовлении собственно главной начинки – активно-матричных структур. И самое интересное – что  большинство крупных производителей  компьютеров, телевизоров и смартфонов  сами не изготавливают дисплеи, а закупают их у нескольких  фирм с малоговорящими для обывателя названиями (в основном из Тайваня). Они и являются потребителями этих инноваций», – считает Ахмедов.

Во-вторых (не по значимости), отсутствие государственного финансирования. Эта проблема шагает в ногу с чиновничьей нерасторопностью и выливается в многолетнее согласование тех или иных проектов. «Длительность согласования, грубо говоря, – это как раз разница во времени между выпуском двух телефонов – к примеру, сенсорного смартфона и пресловутого “фонарика”. В нашей индустрии, в отличие от индустрии арбузов и табуреток, нужно бежать. И этот момент очень трудно объяснить чиновникам. До первого финансирования разработка, какой бы уникальной она ни была, наполовину устаревает». У института физики есть и горький опыт общения со Сколково. Учёная группа подала свои разработки, чтобы получить финансирование для коммерциализации проекта. Экспертный совет научного центра разработку одобрил, на этом дело и закончилось. Таким образом, за каждым внедрённым результатом остаются несколько зависших.

 

Ломать – не строить

 

Между тем существует ряд ярких примеров в мировой практике, когда страна делала ставку именно на НИОКР2 и выиграла. Например, Япония. Выход из послевоенной разрухи во многом обусловлен именно правильной стратегией в научно-технической сфере. Тогда за 30 лет, с 1949 года, было закуплено на Западе 34 тысячи лицензий и патентов, причём за бесценок, так как европейцы не ожидали столь быстрого её внедрения. А когда на рубеже 60–70 годов опомнились и прекратили «снабжение», у Страны восходящего солнца была своя развитая база НИОКР. 

У нас же получается, что сама система заточена на деградацию отечественной науки. Никому ненужность разработок, незаинтересованность в их внедрении (а значит, более эффективном и быстром развитии экономики), бюрократия, проблемы с финансированием – типичные проблемы региональной экономики и общества, которые сказываются и на науке. Помимо всего прочего, научной сфере присуща негласная плановость. Так, по словам нашего источника, зарплата научного сотрудника на 40% зависит от степени его учёности, а на 60% – от «производительности». Как результат, завелись учёные, которые строчат по 10–15 статей в год.  Реально же, по мнению источника, если работающая группа выдаёт в год хотя бы 2 статьи, то это либо фанатики, работающие день и ночь, либо жулики. И это  без учёта скандальной реорганизации Российской академии наук с созданием ФАНО, в регламенте которого нет ни намёка на научную деятельность. 


1Возобновляемые источники энергии – ресурсы, которые невозможно исчерпать. К ним относятся, например, энергия солнечного излучения, энергия ветра, геотермальные источники, биомасса животного, растительного и бытового происхождения.

2НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы –  совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.

 

Номер газеты