Может, Европа нам поможет?

Секторальные санкции Евросоюза в отношении России вызвали гораздо меньший общественный резонанс, в отличие от российского эмбарго на продовольствие. Между тем, по некоторым оценкам, они вдохнут новую жизнь в дагестанскую промышленность

Напомним, что санкции ЕС предусматривают ограничение доступа к европейским финансовым рынкам для российских государственных банков, эмбарго на продажу оружия, запрет на экспорт продукции двойного назначения и ограничение доступа России к технологиям в области нефтедобычи. Как результат, президент Владимир Путин призвал ускорить работу по импортозамещению в оборонно­промышленном комплексе. В рамках санкций приостановлено двустороннее военное сотрудничество с РФ со стороны Канады, Великобритании, США, Германии и т. д. На очереди – Норвегия.

По мнению доктора экономических наук, экс­министра промышленности и энергетики РД Ризвана Газимагомедова, новый курс на импортозамещение – это хороший шанс для дагестанской промышленности. «Этот процесс уже идёт. Например, завод ‘‘Дагдизель’’. Раньше комплектующие для него поставлялись из Украины. Теперь часть заказа размещена на российском заводе, другая – на киргизском. Важно, что теперь «Дагдизель» будет производить на основе российских комплектующих готовое изделие, которое раньше завозили из­за границы. Это рост годового оборота предприятия минимум до 5–6 млрд», – считает он.

В выигрыше от санкций, по его мнению, завод «Авиаагрегат» и ОАО «Концерн КЭМЗ». Смена курса на отечественное производство увеличит заказы до 4–5 млрд рублей (до этого – в среднем до 0,5–1 млрд). «Дело в том, что жёсткую конкуренцию стартовому генератору «Авиаагрегата» составлял корейский аналог. Но Корея – союзник Америки и, надо думать, также введёт санкции. Это значит, что все заказы АвтоВАЗа и т. д. перейдут к нашему предприятию (стартовые генераторы и гидроусилители руля). А это ещё 1 000 дополнительных рабочих мест», – пояснил Газимагомедов. 

Выполнение программы импортозамещения будет происходить в рамках госпрограммы вооружений.

В соответствии с ней, по мнению Газимагомедова, будут задействованы 20 наиболее крупных дагестанских предприятий промышленности. Но одних федеральных заказов мало. И в этом случае нужна реальная помощь правительства республики. Властям необходимо будет обеспечить предприятия длинными деньгами за счёт субсидирования. По его словам, в этом году были хорошие программы, деньги на них были заложены, но их не дали, и пока всё остаётся на бумаге. «Социальная инфраструктура – это, конечно, хорошо. Но если школу запустить, она продержится год­два. Я пытался руководство на это настроить. Я говорил, что нужен миллиард, чтобы построить 3–4 завода. Они окупятся, и на эти деньги уже строить детские сады и школы», – рассказал экс­министр.  

При этом сам президент России не ставит под сомнение возможность переключиться на отечественное производство. «Нужно посмотреть, каковы сроки изготовления тех или иных компонентов, сколько нам нужно денег и времени для того, чтобы развернуть соответствующее производство на наших производственных площадках и обеспечить всю эту работу финансированием. Мы совершенно всё можем сделать сами, всё абсолютно», – цитирует президента ИТАР­ТАСС.

Как сообщают «Известия» со ссылкой на источник в правительстве, программа импортозамещения в области оборонно­промышленного комплекса будет стоить России 50 млрд рублей.

По мнению Газимагомедова, наиболее уязвимы для санкций в этой ситуации – российская радиоэлектронная база и авиастроение. Как правило, вся радиоэлектроника у нас импортная, а авиапарк перевозчиков почти на 80% состоит из Boeing и Airbus.

«Запад прерывает поставки для всех наших стратегических отраслей, таких, как оборонка, судостроение, автомобилестроение, ракетостроение. Вместо них на рынок придут китайцы. Всё это у них есть, правда, чуть худшего качества. Но важно с китайцами не наступить на те же грабли. То есть не просто покупать у них товары, а запустить совместное производство в России. Подписать долгосрочные контракты. В этой ситуации страны БРИКС, Аргентина – это есть тот плацдарм, где мы будем развиваться», – резюмировал Ризван Газимагомедов

Номер газеты