Когда мало денег

Народное собрание приступило к рассмотрению проекта закона о республиканском бюджете на 2015 год и на два следующих года, который был подготовлен Правительством РД. Рамазан Абдулатипов 29 октября на заседании Комиссии при Главе Дагестана по мониторингу достижения целевых показателей, определённых указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596-602, 606 («майские указы» Путина), предупредил правительство, что стоит задача безусловного исполнения документов, направленных на улучшение социальной сферы. Но 30 октября на сессии парламента он, предупредив депутатов, что бюджет крайне тяжёлый, тем не менее, призвал их усилить инвестиционную ориентированность бюджета. Можно ли совместить оба подхода?

 

Рейтинги и бюджет

 

Можно было надеяться, что оптимистичные доклады Абдулатипова Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, а также его высокая активность в СМИ и организация им множества форумов с заявлениями о высоких темпах развития, восстановлении управляемости регионом, большом экономическом потенциале Дагестана и улучшении инвестиционного климата подвигнут федеральные власти выделить республике побольше денег из федерального бюджета. И не только на покрытие возрастающих расходов на доведение уровня зарплат учителей и врачей до среднерегионального уровня, но и для бюджетных инвестиций в развитие экономики.

Этому должны были способствовать и рейтинги влияния глав регионов, в которых Абдулатипов ежемесячно попадал в группу «очень сильное влияние», а по итогам октября поднялся на 16 место, и рейтинги эффективности деятельности руководителей субъектов РФ, согласно которым глава РД тоже попадал в группу лучших.

Однако, вопреки ожиданиям, финансовая помощь из федерального бюджета республиканскому запланирована на 2015 год всего лишь в сумме 53,5 млрд рублей, тогда как на 2014 год она по закону должна составить 59,5 млрд. Об этом стало известно ещё как минимум месяца полтора назад, и, скорее всего, в Москву были посланы гонцы и должен был проявить активность зампредседателя Правительства РД Артур Сибеков, который почти всё время проводит в Москве. Ранее взаимодействие с федеральными органами было поручено отправленному недавно в отставку Александру Ермошкину, занимавшему должность постпреда Дагестана при президенте России и одновременно зампредседателя Правительства РД.

31 октября проект федерального бюджета на 2015 год был принят в первом чтении и началась работа над поправками к нему. Агентство ТАСС 10 ноября сообщило о том, что Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока и Комитет по бюджету и налогам Госдумы ФС РФ, рассмотрев на прошлой неделе поправки, представленные Правительством РФ, членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, рекомендовали выделить дополнительно из федерального бюджета на дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов Республике Крым около 17,7 млрд рублей, городу Севастополю – 5,6 млрд, Чеченской Республике – 20,7 млрд и Омской области – 1 млрд рублей.

Если по Крыму и Севастополю это геополитическое решение, а по Омской области добавили немного, то по Чечне, видимо, бонус Рамзану Кадырову за громкие и решительные заявления против США, представителей Исламского государства и украинских националистов. Между тем к первому чтению законопроекта о федеральном бюджете на 2015 год уровни бюджетной обеспеченности (после распределения дотаций) у ЧР и РД почти одинаковы, но после второго (14 ноября) и третьего окончательного (до конца текущего месяца) чтения бюджет Чечни с 1,3-миллионным населением будет близок к бюджету Дагестана почти с 3 млн жителей.

 

Цель госпрограмм

 

Инвестиционная составляющая бюджета реализуется в основном через реализацию федеральных и республиканских госпрограмм. Глава РД с первых дней работы стал жёстко требовать от членов правительства, чтобы они добивались через российские министерства включения дагестанских объектов и мероприятий в федеральные целевые и государственные программы (ФЦП и ГП РФ). На 2014 год удалось, судя по отчётам Минэкономразвития РД, расширить участие республики в них, но незначительно. А в конце июля руководство страны решило после неоднократных просьб согласиться с предложением команды Абдулатипова принять отдельную программу социально-экономического развития Дагестана. Однако потом было решено сделать её подпрограммой госпрограммы развития Северо-кавказского федерального округа, а 5 августа на заседании совета глав субъектов РФ при полпреде Президента РФ в СКФО министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов заявил: «Создавая эту программу, ни в коем случае не решать её за счёт других субъектов округа».

А прибыв в Дагестан, он 14 августа на совещании по вопросам социально-экономического развития республики указал: «Основу этой программы должны заложить вы, но, защищая каждую из позиций, кроме данных о необходимых средствах и сроках исполнения. Мы должны понимать, какой эффект получим от введения новых объектов». И отметил, что это должно быть сделано в разрезе таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура, социальная защита. То есть планировалось сохранить социальный уклон в мероприятиях подпрограммы, как это сложилось, судя по отчёту на этом же совещании министра экономики и территориального развития РД Раюдина Юсуфова, при реализации многолетней ФЦП «Юг России». Кузнецов предложил лишь добавить в ответ на санкции Запада мероприятия в сельском хозяйстве.

Но, судя по информации о совещании, состоявшемся 23 октября в Правительстве РД под руководством замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова и премьер-министра республики Абдусамада Гамидова, основной упор в проекте подпрограммы сделан на инвестиции в реальный сектор экономики, который создаёт высокий удельный вес добавочной стоимости и обеспечивает существенный рост налоговых отчислений в бюджет. Байсултанов прокомментировал это так: «Если мы делаем что-то только для того, чтобы построить школу, завод, водовод или дорогу, это, конечно, позволит снять социальную напряжённость, но не определяет “точки роста” республики».

Планы планами, но Гамидов почему-то лишь в рамках беседы обсудил с директором Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Ларисой Ерошкиной вопросы исполнения республиканского бюджета на 2014 год, оказания дополнительной финансовой помощи республике для покрытия образовавшегося дефицита, а также принятия отдельного постановления правительства России по ускоренному социально-экономическому развитию Дагестана. То есть подпрограмма не утверждена, и запланированные в ней мероприятия уже не попадут в закон о федеральном бюджете на 2015 год.

Где оптимизация?

 

В таких стеснённых финансово-экономических условиях министр финансов РФ Антон Силуанов вновь и вновь призывает провести оптимизацию расходов из федерального и региональных бюджетов. Но постоянные реорганизации в структуре Администрации Главы и Правительства РД и органов исполнительной власти вряд ли привели к экономии расходов. Создаётся множество новых бюджетных учреждений, которые требуют немалых средств на своё содержание.

Так, постановлением правительства от 3 октября 2014 года создано ГБОУ высшего образования РД «Дагестанская государственная академия культуры искусств», о котором «ЧК» уже писал. 6 ноября создано ГБУ «Торговое представительство РД в Центральном федеральном округе», хотя уже работает ГБУ «Торговый дом ‘‘Дагестан’’». 31 июля 2014 года создано ГБУ РД «Чародинский государственный народный мужской хор “Поющая Чарода”», которое могло бы функционировать как муниципальное учреждение, а 19 июня – ГБУ РД «Музей истории мировых культур и религий», которое могло бы быть филиалом объединённого исторического музея. 14 апреля образовано ОАО «Государственная нефтегазовая компания РД» с уставным капиталом 10 млн рублей, внесённых из республиканского бюджета, о котором ни слуху ни духу.

За последние полтора года проведено небывалое количество всевозможных форумов и обеспечено участие дагестанских делегаций во множестве международных мероприятий, из-за чего можно было ожидать увеличения инвесторов и туристов. Однако, увы, их не прибавилось, что также заставляет усомниться в рациональности таких бюджетных трат.

Информация в СМИ о закупках услуг на государственные нужды в Дагестане неоднократно вызывала скандалы, после которых власти меняли условия конкурсов на более приемлемые. Сейчас публикаций о нерачительных закупках стало больше (см., например, блог Расула Кадиева на сайте «Кавполит» и рейтинги коррупционности госзакупок региональных органов власти), а реакции почти никакой.

Из объявлений от 9 ноября обратил на себя внимание тендер ГКУ РД «Агентство энергосбережения» на выполнение работ по замене существующих осветительных приборов наружного освещения в Буйнакске, Каспийске и Кизилюрте стоимостью почти 91,3 млн рублей. О том, много ли уличных ламп в этих городах и стоит ли столько денег работа по их замене, судить местным жителям. По Махачкале такая работа оценена в 222,1 млн рублей. Причём в условия тендеров внесены изменения 9 и 13 ноября, а срок окончания приёма предложений остался прежним – 10 и 17 ноября.

P. S. 10 ноября объявлен тендер на строительство берегозащитных сооружений на р. Джурмут в с. Тлярата для защиты жилых домов и административных зданий МВД и МЧС на сумму 115,3 млн рублей. Из публикаций в СМИ известно, что такие расходы можно легко списать после первого же наводнения…  

Номер газеты