[ Хотеть не вредно ]

В понедельник депутат Госдумы РФ, а по совместительству и председатель Совета директоров ОАО «Роснефть–Дагнефть» Гаджи Махачев встречался с председателем Правительства РД Атаем Алиевым, по совместительству – братом главы ЗАО «Дагестанрегионгаз». Встречу предопределил незатухающий конфликт интересов обоих в газовой сфере республики.

Введение в предмет

Дабы статья не стала предметом дискуссии исключительно узкого круга специалистов, расшифруем непосвящённому читателю, что же такое газовая отрасль Дагестана.

Газ к нам поступает из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний – это газ, поступающий из магистральных «газпромовских» труб. Доступ к этим трубам в Дагестане открыт только для «Дагестанрегионгаза». Благодаря этому данная компания покрывает 95–98% потребностей республики в голубом топливе.

Но у нас есть и внутренние источники – собственные месторождения газа, разработкой которых занимается «Дагнефтегаз». Объёмы добычи потенциально позволяют ему удовлетворять 30% потребностей республики вместо нынешних 2–5%. Но выход на внутренний рынок для него закрыт. Компания вынуждена продавать газ за пределы Дагестана. Выйти на внутренний рынок компания может либо через «Дагрегионгаз», либо через «Даггазсбыт», каждая из которых имеет собственную сбытовую службу. Это в идеале.

Дружба против...

Атай Алиев и Гаджи Махачев представляют две сформировавшиеся противоборствующие группировки (см. схему). На одной стороне конфликта оказались «Дагнефтегаз» и «Даггазсбыт», на другой – «Дагрегионгаз». Причём «Дагестанрегионгаз», в отличие от первых двух компаний, сконцентрировал функции и поставки, и сбыта. Как поставщик и «сбытовик» в одном лице, он выдавливает с рынка обоих конкурентов: и «Дагнефтегаз», и «Даггазсбыт». Таким образом, союз двух последних становится единственным шансом выжить в условиях жёсткого давления со стороны монополиста. Конкурировать на равных с «Дагрегионгазом» они пока не могут.

«Газпром» практикует отпуск газа своим поставщикам в долг, поэтому «Дагрегионгазу» как его оператору на местном рынке намного проще управлять своими продажами, демпингуя независимых производителей газа, каковым является «Дагнефтегаз». И самим потребителям становится выгодным иметь дело с газпромовской структурой. Таким образом, убивают сразу двух зайцев-конкурентов. «Даггазсбыт», не допущенный к газпромовскому газу из магистральной трубы, лишается возможности заработать и на дагнефтевском газе.

То есть получается, что подконтрольную Махачеву компанию подталкивают к принудительному сотрудничеству с компанией, лоббируемой Алиевым. Но обращаться к «Дагрегионгазу», опыт сотрудничества с которым закончился неисполненными обязательствами на сумму порядка 50 млн, Гаджи Махачев не намерен. Мало того, используя монопольное положение, «Дагрегионгаз» пытается диктовать цену поставок «Дагнефтегазом». Последнее предложение – 430 рублей за 1000 кубометров. При этом перепродавать населению он будет в три раза дороже! Не поддаться на шантаж можно только, обратив свои взоры в сторону альтернативной сбытовой компании, то есть «Даггазснаба». Потенциально эта структура способна обслуживать до 40% сбыта газа в республике. По неподтверждённым слухам, компании близки к заключению соглашения.

Комментарий «ЧК»

Мы решили продолжить тему газовых конфликтов и хотели бы объективно осветить мнение всех его сторон. Поэтому направили письма с вопросами следующим лицам:

1. Магомеду Алиеву – генеральному директору ООО «Дагестанрегионгаз»;

2. Гаджи Махачеву – председателю совета директоров ОАО «Роснефть-Дагнефть»;

3. Рафику Асланбекову – генеральному директору ОАО «Даггаз». ]§[

Номер газеты