«Эксперименты» следствия

Дело подозреваемого в незаконном получении субсидий директора ОАО «Кизлярагрокомплекс» Магомеда Тукуева передано в прокуратуру. Однако защита готова разбивать все доводы следствия о документальную и нормативную базу. Судьба крупнейшего дагестанского производителя пока остаётся под вопросом…

Напомним, уголовное дело в отношении директора предприятия было возбуждено 16 июня 2015 года (по факту преступления – годом ранее). Магомед Тукуев подозревается в легализации средств, которые получил, предоставив в Минсельхоз якобы подложные акты. Речь идёт о 52 млн рублей субсидий, предназначавшихся для компенсации затрат на приобретение техники (в рамках целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Республике Дагестан на 2009–2012 годы»).  Отметим, что наравне с «Кизлярагрокомплексом» субсидии были выданы ещё ООО «Хасавюрт» Хасавюртовского района (14,9 млн), ООО «Агростройсервис» Хунзахского района (10,3 млн) и ЗАО «Дарада-Мурада» Гергебильского района (17 млн).

 

За и против

 

Формулировка обвинения складывается из двух пазлов. Во-первых, по версии следствия, в 2009 году по указанию Тукуева был составлен акт о вводе в эксплуатацию оборудования в (в животноводческом комплексе в селе Черняевка Кизлярского района). Хотя в действительности, уверено следствие, часть техники была приобретена и введена в эксплуатацию с 2006 по 2008 год, то есть вопреки программе, которая чётко регламентирует сроки приобретения – с 2009 по 2012 год. Таким образом, предприятие в конце того же года получило от Минсельхоза 52 млн рублей, из которых 39 млн рублей, как предполагается, по подложному акту. По факту же дело обстоит следующим образом.

Данный акт (имеется в распоряжении редакции – «ЧК») действительно датирован 2009 годом, в нём перечисляется около 20 наименований оборудования. Причём напротив каждого имеется ссылка на документ, свидетельствующий о времени его приобретения. Датирование идёт в период с 2006 по 2008 год. То есть акт не подразумевает ввод в эксплуатацию именно в 2009-м, а значит никакими подтасовками дат руководство «Кизлярагрокомлекса» не занималось. «Самое поразительное, что в 2009 году этот акт вообще не значился в перечне документов, которые министерство сельского хозяйства запрашивало для получения субсидий. Его ввели в постановление только два года спустя. О его незначительности свидетельствует то, что деньги на счёт предприятия были перечислены уже 23 октября 2009 года, а акт составлен двумя месяцами позже – 31 декабря», – рассказал адвокат Магомеда Тукуева Мирза Мирзаев.

Более того, никаких временных ограничений на приобретение оборудования Постановление Правительства РД от 9 ноября 2009 г. N398 не устанавливало. Пометка, что приобретённая техника должна быть «выпуска последних трёх лет» (Постановление Правительства РД от 1 октября 2010 г. N358), была введена только через год!

«Также в 2009-м Тукуев приобрёл оборудование по переработке молока на сумму 41,5 млн рублей. Орган следствия это почему-то не видит или делает вид, что не видит. А как быть с этими расходами?! Или они тоже не подпадают под данную программу субсидирования?» – недоумевает адвокат.

Предприятие получило законные субсидии на «небумажное» оборудование

 

Не аграрий

 

Во-вторых, по логике следствия, ОАО «Кизлярагрокомплекс» не подпадает под действие программы, поскольку не является сельхозпроизводителем, а занимается промышленным производством. Согласно закону, у сельхозтоваропроизводителя доля дохода от реализации сельхозпродукции должна быть не менее 70% в год (ФЗ от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»). Тогда как, по данным финансового отчёта ОАО «Кизлярагрокомплекс» за 2008 и 2009 год, этот показатель составлял менее 2%, а значит, по риторике обвинения, предприятие не относилось к сельхозтоваропроизводителям и не имело право на получение субсидий по данной программе. «Таким образом, неустановленные должностные лица Министерства сельского хозяйства РД и руководства «Кизлярагрокомплекс», действуя умышленно, путём подложных документов совершили хищение денежных средств в размере 52 млн рублей», – считает следствие.

По факту в перечне видом экономической деятельности предприятия также значатся производство цельномолочной продукции, животноводство, разведение КРС, производство готовых кормов, мяса и продукции.

Нестыковку Мирзаев разъясняет так: «С 2000 года в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц – «ЧК») основным видом экономической деятельности предприятия числилась только переработка. Когда же в 2006 году в Черняевке был введён завод, добавились также производство и переработка молока и разведение КРС. Но форму отчётности в Минсельхозе оставили прежнюю. Изменить форму ведомство не требовало вплоть до 2011 года, поэтому и получается 2%».

Допрошенный в качестве свидетеля Мурат Шихсаидов (в 2009 году министр сельского хозяйства РД – «ЧК») также указал, что доля производства племенного скота и переработанного молока на тот период составляла 90%. Он также подтвердил, что в 2009 году вопрос о временных ограничениях на покупку оборудования не оговаривался, а изменения были внесены только в 2010 году.

 

  Молчуны

 

Тем более странными на фоне показаний Шихсаидова выглядят слова действующего министра сельского хозяйства и продовольствия Баттала Батталова. Как «ЧК» писал ранее (см. №25 от 26.06.2015г.), 26 июня на пресс-конференции он признал правоту правоохранительных органов, отметив, что при получении субсидий возник спорный момент. «Предприятие числится как переработчик, а получило поддержку как производитель», – сказал министр, пообещав замолвить за Тукуева слово перед Абдулатиповым. Впрочем, однажды Батталов уже «поддержал» ГУП «Кизлярский коньячный завод», стоя в первых рядах перед бунтующим коллективом завода и пытаясь отстоять назначение руководителем директора Дербентского завода игристых вин Магомеда Садулаева.

В конце концов, почему, в таком случае, ни о каких спорных моментах не сказал Шихсаидов? Отсутствие каких-либо вопросов при получении субсидий отмечает и главный бухгалтер ОАО «Кизлярагрокомплекс» Светлана Бурчиева: «Документы прошли несколько инстанций, прежде чем попасть на подпись к министру: от ведомственного отдела животноводства до замминистра. Никаких проблем не возникло».

По словам Тукуева, Следственный комитет и ФСБ на протяжении пяти лет проводили проверку законности выделения этих средств. Причём поводом для возбуждения уголовного дела послужил рапорт старшего оперуполномоченного 1-го отдела СЭВ УФСБ по РД З. Р. Ганиева. При этом вся документальная база была изъята в Минсельхозе, а не запрошена у предприятия, а сотрудников «Кизлярагрокомплекса» позднее вызывали в качестве свидетелей.

Тем временем на фоне стремительно разворачивающейся борьбы Тукуева с правоохранительными органами власть, по всей видимости, старается сохранить публичный нейтралитет. По крайней мере до сих пор не последовало ни одного комментария от Белого дома. Ответ на обращение к главе пока не получили и сотрудники предприятия.

Любопытно, что на следующий день после визита корреспондента «ЧК» «Кизлярагрокомлекс» посетила съёмочная группа канала РГВК. Впрочем, осветить внезапные трудности предприятия корреспондентам не удалось – звонок из телецентра отозвал съёмочную группу.

Поэтому на фоне очевидной надуманности обвинений возникает вопрос: кому перешёл дорогу Тукуев? Чьи интересы задело предприятие, законно получив субсидии на «небумажное» оборудование, которое по факту работает (в этом корреспондент «ЧК» смог убедиться, выехав в Кизлярский район).

Надо понимать, что сегодня ОАО «Кизлярагрокомплекс» – один из крупнейших производителей сельхозпродукции в Дагестане. Оно перерабатывает до 200 тонн молока в сутки и до 12 тонн мяса. На предприятии трудоустроено около 400 человек. Прибыль за 2014 год составила 14,8 млн рублей при общем объёме производства почти 400 млн рублей. Общее поголовье КРС – около 5 тысяч голов. В прошлом году предприятие перечислило во все уровни бюджета почти 47 млн рублей налогов (!).

Также немаловажно, чью сторону в итоге займёт республиканская власть. Поскольку нейтральная позиция не пойдёт на пользу ни «Кизлярагрокомплексу», ни руководству Дагестана – ещё свежо предание о Кизлярском коньячном заводе. 

Номер газеты