Экономика в параллельных мирах

В Махачкале 14 октября одновременно состоялись два мероприятия, посвящённые анализу экономических процессов в Дагестане. Министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов на пресс-конференции для журналистов на основании статистических данных дал положительную картину происходящего, а учёные из Российской академии наук и вузов республики на Всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы преобразования экономики» – в основном отрицательную.

Почему же прозвучали противоположные оценки экономической ситуации и дальнейших перспектив развития республики? И как к этому относиться гражданам в свете роста цен, удешевления рубля по отношению к доллару, стагнации экономики страны и других тревожных сообщений?

 

Оптимизм по должности

 

Раюдин Юсуфов заявил, что Дагестан по многим макроэкономическим показателям вышел на лидирующие позиции, в том числе по темпам экономического развития, индексу промышленного производства, объёмам выполненных работ и введённого жилья. Он напомнил, что согласно комплексной оценке эффективности органов госвласти за 2013 год, республика заняла 31 место, улучшив за год этот показатель на 22 позиции, а по динамике экономического развития субъектов РФ – 1 место.

Министр также отметил, что и по итогам 9 месяцев этого года сохранилась динамика роста макроэкономических показателей, улучшаются качественные показатели жизни населения: на сегодняшний день средняя заработная плата по экономике в республике составила 19 тыс. 100 рублей.

Свежие данные Дагстата подтверждают оптимизм министра. Так, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2014 года составил 112,2%, сельского хозяйства – 104,2%, объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство» – 105,8%, оборота розничной торговли – 105,9%, объёма платных услуг населению – 104,5%, инвестиций в основной капитал – 104,5%. В итоге индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, вносящим основной вклад в ВРП, вырос до 107,0%, что выше значения этого индекса за январь – сентябрь 2013 года по отношению к аналогичному периоду 2012-го (105,5%). То есть растём быстрее, чем в прошлом году. Прогноз социально-экономического развития на 2015-й и 2016–2017 годы, как сообщал «ЧК», также основан на оптимистическом сценарии.

Радужную картину обрисовал Юсуфов и по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД. Напомнив, что установленные на 2013 год задания были исполнены на 100,4%, он сообщил, что за январь – сентябрь 2014 года их собрали в сумме 19 млрд 100 млн рублей, что на 9% больше соответствующего периода прошлого года. Правда, почему-то не упомянул о выполнении плановых заданий.

Успехи он увязал с реализацией приоритетных проектов развития РД (ППР), среди которых основным он назвал «Обеление экономики». По всей видимости, основным этот ППР считается потому, что, по разным оценкам, объём теневого капитала в республике составляет от 40% до 60% ВРП. Эти оценки легли в основу плановых показателей, установленных главой РД Рамазаном Абдулатиповым, и согласно им на 2014 год запланировано собрать налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет РД аж 33 млрд рублей. Но пока собрано лишь 19,1 млрд…

Напомню, что в 2013 году ВРП составил 426 млрд рублей, а это означает нахождение в тени около 200–250 млрд. Названные же Юсуфовым цифры о количестве земельных участков, внесённых в Государственный кадастр недвижимости (849 884 и увеличение его по сравнению с началом года на 33,4 тысячи, то есть примерно на 4%), и объектов капитального строительства (575 399, из которых с начала текущего года в ГКН внесены сведения по 96,3 тысячи единиц, то есть рост – около 20%) хотя и впечатляют, но пока не соответствуют объявленным объёмам теневой экономики. Между тем ППР «Обеление экономики» реализуется уже 1 год и 3 месяца.

 

Скептицизм по призванию

 

Вероятно, считая, что всё хорошо и пользы от советов учёных мало, ни Абдулатипов, ни Юсуфов на конференцию экономистов не пришли, хотя и были приглашены. А министр промышленности, торговли и инвестиций РД Юсуп Умавов передал извинения и попросил свою коллегу по кафедре ДГУ, где он по совместительству работает, прочитать его доклад перед участниками. Назывался его доклад «Проблемы турбулентности в реализации политики устойчивого экономического развития региона» и содержал тезис о том, что Дагестан благодаря умелому управлению успешно справляется с вызовами (турбулентностями), связанными с событиями на Украине.

Выступивший первым ректор института народного хозяйства (ДГИНХ) Яхья Бучаев в своём докладе «Производственные приоритеты РД и механизмы их реализации» отметил некоторые позитивные примеры деятельности промышленных предприятий Дагестана и на вполне лояльной к власти волне остановился на основных барьерах их развития, перечислил ряд предложений к федеральным и республиканским органам власти по корректировке государственной экономической и финансовой политики. В частности, он предложил создать региональный банк реконструкции и развития, который мог бы обеспечить предприятия кредитами на льготных условиях. Однако, отвечая на вопросы, он вынужден был признать, что существующая кредитно-денежная система для развития промышленных предприятий неэффективна, а на обсуждения в Правительстве РД идеи о создании инвестиционного банка, которая выдвигалась специалистами из ДГИНХ давно, его ни разу не пригласили. Он посетовал также на то, что почти не стало публичных обсуждений проблем и путей развития крупных предприятий так, как это делалось иногда на заседаниях Экономического совета при Президенте РД.

Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН (г. Москва) Михаил Чернышов в докладе «Перспективы экономического развития Дагестана и других регионов СКФО в условиях новых бюджетных и финансово-инвестиционных приоритетов России» заявил, что из-за падения мировых цен на нефть, дополнительных расходов на присоединённые Крым и Севастополь, усилившегося оттока капитала, снижения инвестиций, санкций стран Запада, девальвации рубля, сокращения госпрограмм и других факторов ситуацию в экономике регионов нужно оценивать как кризисную. В связи с этим, заявил он, надо искать новые бюджетные и инвестиционные решения в условиях дефицита средств федерального бюджета, недоступности внешних займов, девальвации рубля, банковского кризиса, сужения совокупного спроса. А Дагестану, считает Чернышов, как и другим высокодотационным регионам СКФО, нужна антикризисная стратегия на период до 2018 года. Основываясь на ряде статистических данных и экспертных оценках, он пришёл к трём «нет» – выводам о том, что нет масштабного привлечения в Дагестан федеральных и частных инвестиций, нет рационализации бюджетных расходов, нет улучшения инвестиционного климата. Невысоко оценил он и качество госуправления, приведя в пример исключение из планов реализации ППР ряда мероприятий и чехарду с реорганизациями министерств и ведомств.

Чернышов с помощью таблиц проиллюстрировал, что рост налоговых доходов, связан в основном с решениями президента России Владимира Путина о повышении зарплат работникам бюджетной сферы, служащим правоохранительных и других госорганов, обусловившими, соответственно, увеличение поступлений от налога на доходы физических лиц. То есть особой заслуги республиканской власти в этом нет.

На вопрос председателя Экономического совета при Главе РД Абдулхалика Гиндиева о том, что же в таком случае делать, Чернышов предложил, в частности, не увлекаться затратными проектами типа перевода рынков и предприятий за город, заняться рационализацией бюджетной сферы, по примеру «плана Рузвельта» заняться инфраструктурными проектами с обеспечением занятости населения. Вместе с тем он признал сложность задач и указал на необходимость совместных обсуждений экспертов и представителей органов власти. Директор института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян заметил, что эксперты готовы обсуждать, но власти почему-то не хотят и порой видят в них какую-то угрозу. «Учёные – самый безобидный вид оппозиции», – заявил он.

Участники конференции обсудили также доклады о проблемах расширения внешнеэкономических связей Дагестана, развития профессионального образования, задействования дагестанских традиций и традиционных промыслов в современной экономике. В ходе дискуссий многие указывали на несовершенство статистических показателей, их недостоверность, а порой и фальсификацию данных, что ограничивает возможности анализа ситуации.

 

Наука в загоне?

 

Таким образом, обсуждение общих для всех проблем прошло в параллельных, непересекающихся плоскостях и с противоположными выводами. Более того, официальное РИА «Дагестан» дало сначала информацию о начале конференции и процитировало приветствия участникам от зам. председателя Совета федерации ФС РФ Ильяса Умаханова и председателя Экономического совета при Главе РД Гиндиева, но позже удалило безобидный по содержанию материал с сайта. Почему так происходит, остаётся догадываться. Говорят, что Абдулатипов почему-то невзлюбил Умаханова. Но более достоверной представляется версия об опасениях чиновников оказаться не на высоте в дискуссиях с экспертами. Проще наговорить, что считаешь нужным, журналистам, нежели общаться с экспертами, которых, как говорится, на мякине не проведёшь.

Между тем экономика, как сложная система, не полностью изученная ни властями, ни учёными, продолжает изменяться, и гражданам остаётся приспосабливаться и действовать в меру своего разумения.  

Номер газеты