Декорация промышленности

30 и 31 марта в Махачкале состоялся Второй Республиканский форум промышленников и предпринимателей «Инженерная модернизация – основа новой экономики». В течение двух дней обсуждались проблемы республиканской индустрии.

Мероприятие прошло с большим размахом, нежели это обычно бывает на дискуссионных площадках. С трёхмерной декорацией сцены, солидной раздаточной канцелярией, песней и танцами (в буквальном смысле: выступал приглашённый танцевальный ансамбль и хор). Хотя назвать его самым дорогим сложно: смета расходов составила 12,8 млн, что почти на 7 млн дешевле первого промышленного форума годом ранее.

Начался форум с презентации нового бренда Дагестана. Ведущие торжественным голосом зачитали имена специалистов и дизайнеров, которые над ним работали. В их числе оказался автор бренда ФК «Барселона» Хуан Карлос Беллоссо, основатель швейцарского экспертно-аналитического центра Arthesia Томас Шевчик и ряд других. Рамазан Абдулатипов сравнил функции бренда и нового гимна республики. «Очень многие думают, что он нужен лично мне. Но нам нужен гимн, по которому все узнают Дагестан. Он должен отражать дух, желания народа. К сожалению, некоторые считают, что это был конкурс между Мурадом Кажлаевым и Ширвани Чалаевым. Ничего подобного», – высказался глава.

 

Динамика в тисках?

 

Объём государственного оборонного заказа за два последних года вырос в 2,2 раза, а объём муниципальных и государственных заказов, размещённых у дагестанских производителей, – в 5 раз по сравнению с 2012 годом (от 100 до 780 млн рублей, в текущем году его рассчитывают довести до 1 млрд). Рост производства электронного и электрооборудования составил около 40%, а транспортных средств и оборудования – 46,5%. Всего предприятиями реализовано 28 инвестиционных проектов на сумму 31 млрд рублей (ОАО «Каспийский завод листового стекла», ОАО «Дагфос», ОАО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Авиаагрегат» и т. д.). В рамках форума состоялось открытие Авиамеханического завода в Каспийске – филиала Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ). Предприятие ориентировано на выпуск продукции для оборонных нужд. Также 2016-м годом обозначили очередной дедлайн запуска завода по производству керамической плитки «Мараби».

Глава республики отметил, что импортозамещение невозможно без должного финансирования. Он раскритиковал банковскую систему, обвинив банки в нежелании кредитовать промышленников. Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, в свою очередь, добавил, что все недостатки кредитной системы компенсируют фонды, созданные при федеральном правительстве, в том числе фонд по развитию промышленности, кредитующий предприятия на льготных условиях. (Замминистра промышленности РФ Дмитрий Овсянников не преминул заметить, как стремительно были распределены между предприятиями 20 млрд рублей фонда в прошлом году.) Также Кузнецов добавил, что с 2017 года госпрограмма «Развитие СКФО» будет переориентирована на развитие реального сектора экономики (ранее в большей части финансировала социальные объекты), и порекомендовал пересмотреть и переписать свою подпрограмму. (В своё время госпрограмма была сокращена, под нож попали подпрограммы северокавказских республик: финансирование по дагестанской – до 2025 года было урезано с 70,9 до 30,2 млрд).

 

За бортом

 

Впрочем, навеянные чиновниками перспективы развеялись уже на следующий день на дискуссионной сессии «Импортозамещение и технологическая модернизация промышленности». По словам Юсупа Умавова, заявку в фонд подали 16 проектов, из них 6 проектов были допущены для сбора документов. Как оказалось, эти проекты были поданы ещё в ноябре прошлого года.

«С ноября ни один документ не рассмотрен. В фонде отвечают, что проекты на рассмотрении и от нас больше ничего не нужно. Другие регионы давно опережают нас по уровню инвестиционной привлекательности. Поэтому надо установить квоту для каждого субъекта. Я же вижу, кто получает эти гарантии – это химические гиганты с миллиардными прибылями», – рассказал исполнительный директор  ОАО «Дагфос» Шарапудин Магомедов.

«Примером недоработок фонда служат проблемы нашего завода. Мы подготовили две программы по импортозамещению. Одна из них – разработка оборудования по очистке турбинных трансформаторных масел на атомных, гидро- и тепловых электростанциях. Фонд сначала отнёсся к проекту достаточно серьёзно, началась активная работа, даже слишком активная. Но потом он замолчал», – поведал генеральный директор ОАО «Сепараторный завод» Игорь Гафуров. Тем временем завод уже разработал это устройство, запустил серийное производство и начал реализацию: «На Сулакском энергокаскаде эксплуатируется наше очистное устройство, с Ленинградской атомной станцией есть договор на поставку. Сейчас прорабатываем договор с Курской атомной станцией и т. д. Т. е. мы опережаем фонд. Он нам, по сути, уже и не нужен». Но добавил, что без кредита завод не сможет провести модернизацию оборудования, а значит привлечь новые молодые кадры. Та же неизвестность со вторым проектом по молочному оборудованию.

Причём, по его словам, не всегда возможно выполнить критерии, которые фонд представляет при отборе проектов. Например, разработка финансовой модели, которая предполагает, что нужно заранее определить, насколько успешно продукция будет реализовываться. «Если бы мы работали на гособоронзаказ – другое дело. Но мы работаем на тендерной основе. К примеру, когда закупали наше устройство для Сулакского гидрокаскада, мы выиграли аукцион, только снизив первоначальную стоимость почти наполовину. Это же совершенно нерентабельно! И как всё это расписать в проекте?» – недоумевает Гафуров.

Сегодня без банковских гарантий участвовать в российских тендерах практически невозможно, а в республике их можно получить только в крупных госбанках, которые никогда на это не пойдут.

Кроме того, рассказал Умавов, затягивается выдача кредита, даже если у заёмщика есть на руках республиканская госгарантия. Живой пример – проект по сборке автомобилей на заводе «Авиаагрегат». Впрочем, тут ситуация неоднозначная. По словам гендиректора завода, помощь от республики всегда приходила с опозданием. «Так получилось в 2014 году, когда постановление о предоставлении нам госгарантии было подписано только в октябре, и в 2015 году – в ноябре. Банки не могли в течение оставшегося времени проработать документы и предоставить кредитную линию. Просьбы о переносе гарантии на 2016 год так и не были исполнены», – рассказал председатель Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпула Пирилов. Впрочем, на сессии не присутствовали ни Кузнецов, ни Овсянников, а предложения и жалобы республиканский Минпром направит отдельной нотой. ]§[

Номер газеты