[ Дебаты академиков ]

9-го марта истекает срок полномочий нынешнего председателя ДНЦ РАН Ибрагимхана Камилова. В соответствии с Уставами РАН и ДНЦ РАН за два месяца до истечения срока должны были быть объявлены выборы нового руководителя центра, однако ожидается, что сегодня, 6 марта, ДНЦ представят исполняющего обязанности председателя и уже потом будут объявлены выборы. Таким же способом пришёл к руководству центром и нынешний его глава Ибрагимхан Камилов.

Месяц назад на сайте Российской академии наук и официальном сайте президента Дагестана прошла новость о встрече Муху Алиева с президентом РАН Юрием Осиповым. Как сообщалось, среди вопросов, которые обсуждали президенты, был и вопрос о выборах председателя ДНЦ, которые «состоятся в марте этого года». Тем не менее сегодня, воспользовавшись лазейкой в Уставе РАН, согласно которой президент Академии вправе назначить исполняющего обязанности председателя Научного центра в том случае, если выборы по каким-то причинам не были проведены в срок, научному сообществу представят нового председателя. Временно им станет, как сообщается уже вполне открыто, Хизри Амирханов, член-корреспондент РАН, заведующий отделом каменного века Института археологии РАН, заместитель академика-секретаря отделения историко-филологических наук РАН, проживающий в Москве.

 

Претенденты

В числе остальных неофициальных претендентов (официальными бы они стали только в случае объявления выборов) на пост председателя ДНЦ РАН значатся Магомедрасул Магомедов (член-корреспондент РАН, директор Прикаспийского института биологических ресурсов ДНЦ РАН), Акай Муртазаев (член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией Института физики ДНЦ РАН) и Василий Черкашин (доктор геологических наук, директор Института геологии ДНЦ РАН). Каждый из них по-своему оценивает сложившуюся ситуацию:
Магомедрасул Магомедов:
«В связи с опубликованным на сайте РАН сообщением о том, что выборы председателя ДНЦ состоятся в марте, всё научное сообщество спокойно ожидало их начала, но время шло, и полномочия уже истекают, а никаких объявлений о выборах от президиума ДНЦ так и не поступало.На наши просьбы объяснить, в чём причины такого оттягивания, председатель объяснил, что он просто отменяет выборы. И на последнем президиуме объявил, что будет назначение. В принципе, это нарушение сразу двух Уставов – РАН и ДНЦ, в которых сказано, что председатель избирается сроком на пять лет, после истечения которых Общим собранием выбирается новый руководитель. Конечно, бывают ситуации, когда внезапно нужно назначить нового и.о., но сейчас причин для такого назначенияя не вижу. Хотя все мероприятия, сопутствующие подготовке к выборам, были проведены: выбраны члены Общего собрания, создано и утверждено положение о выборах. Ибрагимхан Камилов объяснил это своё решение тем, что получил указание не проводить выборы лично от президента РАН. Можно ли этому верить – я не знаю, потому что буквально на днях я звонил начальнику управления кадров Президиума РАН Татьяне Пугачёвой, и она сказала, что ни о каком таком распоряжении президента не слышала. Сам Ибрагимхан Камилов, впрочем, десять лет назад был назначен соответствующим способом, без выборов, которые состоялись только через полгода после назначения. Плохо, что это превращается в традицию и ущемляет права наших сотрудников, которые имеют право выбирать или хотя бы высказывать своё мнение по поводу кандидатуры председателя. И я тут не против кого-то лично выступаю, все кандидаты, по моему мнению, очень достойные люди, вы же понимаете, что членкорами РАН просто так не становятся, я за то, чтоб соблюдались права и Устав».
Акай Муртазаев: «Выборы в срок не состоялись – это факт, и этому нет
вн
ятного объяснения. Но если выборы не состоялись, то в соответствии с
положением о выборах председател
я ДНЦ РАН Президиум РАН вправе назначить исполняющего обязанности на конкретный ограниченный срок. А буду ли я выставлять свою кандидатуру – не могу сказать вам с уверенностью, всё это будет зависеть от складывающейся ситуации».
Василий Черкашин комментировать ситуацию отказался, мотивировав это тем, что сам собирается баллотироваться на пост председателя. Однако большинство собеседников «ЧК» признали небольшие шансы этого кандидата на победу.
В своём интервью двухлетней давности журналу «Наука и технологии РФ» под заголовком «Хизри Амирханов: слишком часто меняется устав РАН» членкор высказывал своё мнение по поводу изменений в Уставе РАН, согласно которым отменяется возрастной ценз для руководящих работников Академии: «Что же касается возможных изменений в Уставе РАН по поводу возрастных ограничений, то в них мне не нравятся не сами изменения, а та регулярность, с которой они происходят. На моей памяти это уже не первый и не второй раз». Получается, что теперь некоторая небрежность в отношении Устава касается и самого Амирханова.
Несмотря на очевидную погружённость академика в науку и признанный в Академии авторитет, Амирханов в случае проведения выборов в срок, по разговорам в кулуарах, имел бы гораздо меньшие шансы на победу, нежели Магомедрасул Магомедов. В пользу этого утверждения говорит и тот факт, что совсем недавно в Президиум РАН было направлено письмо за подписью почти 90 сотрудников ДНЦ, членов Общего собрания, обладающих избирательным правом, с просьбой о проведении выборов.
История с назначением Хизри Амирханова представляется схожей с тем сценарием, по которому ректором ДГУ стал физик из московского Института кристаллографии Муртазали Рабаданов. Очевидно, руководство республики в очередной раз поставило на варяга, который сможет навести порядок в подведомственной структуре. Только в этом отношении Рабаданов – варяг гораздо больший, нежели Амирханов, которого связывают родственные отношения сразу с несколькими сотрудниками ДНЦ (среди них академик Гаджи Гамзатов и один из кандидатов на пост председателя – Магомедрасул Магомедов).
Номер газеты