«Будет открыта охота на ведьм...» Рабадан Абдурагимов – «Черновику»

Несмотря на доминирующее положение на энергетическом рынке Дагестана структур ПАО «МРСК Северного Кавказа» – ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» и АО «Дагестанская сетевая компания», в республике успешно работают и развиваются самостоятельные предприятия. О том, как функционирует частная энергосбытовая компания «Электрон», чем отличаются условия её обслуживания и с какими трудностями сталкиваются в условиях монополизированного рынка, мы поговорили с руководителем группы компаний ООО «ДагЭнерЖи» и ООО «Электрон» Рабаданом Абдурагимовым.

Расскажите об основных направлениях деятельности компании.

–  Cбытовая компания «Электрон» обслуживает потребителей РД по договорам энергоснабжения и купли-продажи электрической энергии. В основном наши клиенты – это бизнес, B2B – бизнес для бизнеса, а также управляющие компании, ТСЖ и бюджетные учреждения. С физическими лицами мы не работаем в силу определённых установленных законом ограничений. «Электрон» – это аналог Дагестанской энергосбытовой компании, но вместе с тем частная и независимая организация. Мы можем сами выбирать, кого брать на обслуживание, а кого нет. Организациям, желающим обслуживаться у нас, но не исполняющим обязательств по оплате электрической энергии, мы отказываем в заключении договора энергоснабжения. Дагестанская энергосбытовая компания, как гарантпоставщик (ГП), позволить себе это не может. Потому что по закону он обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем.

«ДагЭнерЖи» – одна из немногих успешных сетевых компаний Дагестана.

Чем ваши условия обслуживания отличаются от условий гарантпоставщика?

– Наш сбыт предлагает скидку к оплате электрической энергии новым абонентам по акции. То есть, если цена на электрическую энергию по договору энергоснабжения составляет 3 рубля, то мы даём базовую скидку в 15 копеек  с каждого кВт*ч., таким образом, потребитель уже будет платить 2,85 рубля с каждого кВтч*ч. Для мотивирования потребителей приобретать и устанавливать счётчики с дистанционной передачей данных (АСКУЭ) мы предлагаем скидку к тарифу в размере уже 30 копеек/кВт*ч., но только на один год. За один год с удвоенной базовой скидкой потребитель может не только окупить приобретённый счётчик АСКУЭ, но и получить значительную экономию по оплате электроэнергии. Спустя год скидка к тарифу у данного потребителя возвращается к базовой в 15 копеек. Мы предоставляем легальные способы экономии на оплате электрической энергии без ущерба компании благодаря нашей бизнес-модели.

В чём её суть?

– Для того чтобы продать электрическую энергию потребителям, мы должны её для начала купить. Так вот, мы покупаем электрическую энергию у гарантирующего поставщика, а рассчитываемся с ним путём погашения его же долговых обязательств. Мы эти долговые обязательства покупаем с дисконтом, который и позволяет нам предоставлять скидки к тарифу на электроэнергию.

Компания «Электрон» работает только с добросовестными клиентами

У вас с самого начала так строился бизнес?

– Да, с самого начала. Если электрические сети – это естественная монополия, которая регулируется государством, то энергосбытовые организации работают по принципу конкурентного рынка. Потребитель может сам выбирать, у какой энергосбытовой компании покупать электрическую энергию, основываясь на выгодах и качестве обслуживания. Если потребитель посчитает, что у ООО «Электрон» условия обслуживания выгоднее, то в течение одного месяца с момента обращения к нам он уже может обслуживаться у нас. Помимо потребителей, с нами выгодно работать всем, кому задолжал Гарантирующий поставщик, в том числе сетевым компаниям. И, к примеру, для сетевой компании ООО «ДагЭнерЖи» это единственный способ нивелировать убытки от неплатежей гарантпоставщика.

– То есть ООО «ДагЭнерЖи» ждала бы участь других сетевых компаний в республике?

– Абсолютно верно. Распространённая схема банкротства сетевых компаний в Республике Дагестан структурами МРСК Северного Кавказа очень проста. Под её контролем находятся АО «Дагестанская сетевая компания» и гарантирующий поставщик ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания». В этих обеих организациях МРСК СК является управляющей компанией...

Потребитель электрической энергии, подключённый к сетям сетевой компании, оплачивает гарантирующему поставщику по договору энергоснабжения. ГП возмещает транспортную составляющую в тарифе этой сетевой компании, которая, в свою очередь, оплачивает за транспортировку  АО «Дагестанская сетевая компания». Так вот представьте, что ДЭСК по тем или иным причинам не оплатила «сетевику» ни одного рубля. А ДСК подаёт на банкротство. По такой схеме обанкротилось большинство сетевых компаний в Дагестане, в том числе муниципальные организации. Таким же образом они потеряли всё сетевое имущество, в том числе и в муниципальной собственности. Поэтому для сетевых организаций работа с ООО «Электрон» позволяет исключить риск неплатежей со стороны гарантирующего поставщика и перспективу банкротства. 

Поэтому мы активно привлекаем новых потребителей, предоставляя скидки, гарантии качественного и надёжного обслуживания и решение всех спорных вопросов в интересах потребителя. Мы гарантированно даём скидку в размере 15 копеек за кВт*ч при условии, что потребитель заключит с нами договор энергоснабжения и будет своевременно и в полном объёме оплачивать потребляемую электроэнергию.

– Почему гарантирующий поставщик так не делает?

– Для начала – почему это делаем мы. «Электрон» – независимая частная компания, которая заинтересована в увеличении клиентской базы. Соответственно, мы предлагаем дополнительно выгодные условия, для того чтобы привлекать новых абонентов. Второе: мы клиентоориентированная компания, и все спорные вопросы между потребителем и сетевой компанией, связанные с необоснованными начислениями, мы будем трактовать максимально в пользу потребителя. Дагестанская энергосбытовая компания является гарантирующим поставщиком и является доминирующим поставщиком в республике, фактически монополистом, поэтому, как и любой монополист, она не заинтересована в увеличении количества абонентов, предлагая выгодные условия. У «Электрона» около 600 абонентов по всей республике, и их количество чуть ли не ежедневно растёт.

– Так мало?

– Во-первых, мы работаем только с юридическими лицами и ИП. Во-вторых, мы можем отказывать недобросовестным плательщикам в обслуживании в нашей компании. Но существуют и иные причины, в том числе из-за недоверия и инертности мышления. Многие считают, что раз частная компания – то обязательно очередной лохотрон или мошенники. А наши конкуренты  пользуются этой ситуацией и активно их распространяют. Даже несмотря на то что у нас есть договор на покупку электроэнергии с гарантирующим поставщиком и АО «Дагестанская компания». Раз есть договоры, то какие же мы мошенники или лохотрон? Соответственно, дезинформация потребителей мешает нам в работе.

– Почему они вам мешают?

– Мы с гарантирующим поставщиком формально конкуренты и боремся за каждого платёжеспособного и добросовестного потребителя электроэнергии. Мы предлагаем позитив для потребителя, гарантирующий поставщик запугивает его. Но, с другой стороны, всё, что перепродаём потребителям, мы покупаем у гарантпоставщика в силу требований закона. Поэтому, по логике, если потребитель перешёл на обслуживание в «Электрон», гарантирующий поставщик всё равно реализовал эту электроэнергию, но не напрямую потребителю, а уже «Электрону» для перепродажи тому же потребителю. Смысл конкуренции заключается в том, что мы, как я раньше указывал, рассчитываемся с гарантирующим поставщиком не живыми деньгами, а долговыми обязательствами самого же гарантирующего поставщика. И, естественно, ему это не нравится.  Также за долгое время работы у потребителей сложились неформальные взаимоотношения с инспекторами, снимающими показания, позволяющие «нелегально сэкономить», а это и есть потери.

– Так вы считаете, что эти миллиардные потери – это просто перекрутили счётчики?

– В том числе. К потребителю приходит инспектор и предлагает «нелегально сэкономить». Допустим, есть долг в размере миллион рублей. Инспектор за счёт перекручивания счётчика сокращает его до 200 тысяч. Остаётся 800 тысяч неучтённых. Они делятся 50 на 50. 400 тысяч экономит абонент, не доплатив, а 400 тысяч отдаёт инспектору. Это и есть потери.

– То есть обвинение в том, что население не платит, обоснованно?

– Нет, если бы инспекторы и сотрудники сетевой компании не позволяли и не культивировали это желание у потребителей, а, наоборот, наказывали за это по закону, как это должно быть, таких потерь в республике не было бы.

– То есть 2 000 энергетиков, которые приедут…

– Они займутся  тем, что будут выявлять, в том числе, факты незаконного потребления энергии: это безучётное потребление и бездоговорное, а также факты хищения электроэнергии. Они сюда не просто так едут. Технические потери могут быть около 20%. Оставшиеся 20 – это «нелегальная экономия по оплате электроэнергии». Поэтому будет открыта охота на ведьм. Те лица, которые незаконным образом экономили, попадут под удар. Потому что, в соответствии с действующим законодательством, если будут выявлены факты хищения электроэнергии, то проверяющие обязаны доначислить расчётный объём потребления чуть ли не за год.

– Если они с вами заключат договоры энергоснабжения, это их спасёт?

– В сетях, не относящихся к МРСК Северного Кавказа, естественно, эта проверка проводиться не будет. Потому что данные сети им не принадлежат. Проверка проводится ПАО «Россети». Оно направит своих сотрудников из других регионов проверить работу своих же дочерних компаний. Однако потребителей «Электрона», подключённых к сетям МРСК Северного Кавказа, могут также проверить. Но напомню о том, что мы клиентоориентированная компания и будем отстаивать интересы наших потребителей качественно и в полном объёме.

Номер газеты