[ Битва на дорогах ]

«Транспортные войны», развернувшиеся в Дербенте и Каспийске, вновь подняли тему взаимоотношений владельцев маршрутных такси и муниципальных властей.

Кто на новенького?

В обоих городах местные власти, желая получить контроль над пассажирскими перевозками, стараются подмять под специально созданные структуры всех работающих в данной сфере водителей.

Система уже опробована: добившись монопольного контроля над пассажироперевозками, они вынуждают водителей платить всё больше и больше за право осуществления перевозок, которое де-юре подтверждает факт получения ими лицензии. Так, в Дербенте до 1999 года все водители, занимающиеся перевозками, платили в городской транспортный отдел по 100 рублей в месяц. В 1999 году было образовано МУП «Автолайн», с которым водителей обязали заключать договоры. С тех пор сумма на право заниматься перевозками пассажиров неуклонно шагала вверх, и с нынешнего года составляет 500 рублей. Причём, по информации Дербентского горкома независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана, никакие финансовые документы за взятые суммы не предоставляются.

А предыстория событий в Каспийске, когда сотни водителей маршруток объявили забастовку, немного иная. На базе автоколонны № 1680, существовавшей ещё с советских времён, в городе было образовано дочернее автотранспортное предприятие (ДП) Управления по транспорту РД.

МУП «Каспийтранс» (по слухам, руководитель предприятия Магомед Магомедов состоит в близких родственных отношениях с мэром Каспийска Джамалудином Омаровым) осуществил неудачную попытку завладеть через суд территорией автостанции, принадлежащей ДП. Тогда водителям ДП в самой жёсткой форме начали поступать предложения перейти в новую структуру. Получив отказ, МУП начал запрещать ставить автомобили за пределами автостанции. Но каплей, переполнившей чашу терпения водителей, стало требование платить с каждой отправляющейся в Махачкалу маршрутки по 10 рублей.

АО вместо МУПов?

Муниципальные власти городов РД потихоньку начали захватывать перспективную рыночную нишу. Пример Махачкалы, где все перевозки контролируются МУПами «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», оказался заразительным для «младших братьев». Самое интересное, что практически нигде, помимо Дербента, который на неделе обзавёлся собственными 12-ю автобусами, транспортные МУПы, не имея своего автотранспорта, принуждают заключать договора с владельцами маршрутных такси. И за эти «услуги» тысячи водителей ежемесячно платят немалую сумму (см. таблицу).

Что же мешает водителям самоорганизоваться и создать собственную структуру? Председатель рескома Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев констатирует: «Беда наших предпринимателей, и водителей в частности, в том, что у них нет достаточной юридической базы для защиты своих прав, чем пользуются различные чиновники, контролирующие и проверяющие органы. Многие обращаются к юристу только в случае возникновения конфликтной ситуации, как произошло в Дербенте и Каспийске. Возьмём каспийский конфликт: никто не имеет права взимать с водителей какую-либо плату только за то, что автомобиль стоит на городской улице. Насколько мне известно, прилегающая к автостанции территория, где парковались маршрутные такси ДП, является территорией общего пользования, и всякий сбор денег здесь незаконен. Только если это была бы территория, принадлежащая «Каспийтрансу» или арендуемая им на законных основаниях, можно было бы говорить о каких-то сборах. Но территории общего пользования не могут быть сданы в аренду, поэтому действия лиц, требующих плату с водителей, – незаконны. По моему мнению, лучший вариант – создать водителям акционерные общества и уже самим поставить работу».

А ещё лучше – создать бы водителям в каждом городе по нескольку АО или ООО, и тогда единичному МУПу было бы сложнее выдавить сразу несколько фирм, а добросовестная конкуренция, в конце концов, сказалась бы на качестве услуг. ]§[

Номер газеты