Слова и цифры: чему верить?

В первой части статьи были проанализированы основные показатели социально-экономического развития РД за 2014 год на фоне аналогичных среднероссийских данных. С одной стороны, объём промышленного производства в Дагестане упал на 1% по сравнению с 2013 годом, первоначальный план по налогам и сборам в консолидированный республиканский бюджет выполнен лишь на 80%, а с другой – сельское хозяйство выросло на 8,7%, оборот розничной торговли – на 7%, строительство – на 9,1%, что выше темпов роста отраслей по России в целом. Некоторые эксперты выразили сомнения в достоверности цифр Дагстата, особенно по сельскому хозяйству, и пытались оценить масштабы возможных ошибок по каждому показателю.

Во второй части завершается анализ показателей и даётся мнение экспертов о проблемах отечественной статистики. Полезность работы Дагстата иллюстрируется выводами из данных об объёмах и структуре продаж алкогольных напитков.

(Продолжение. Начало в предыдущем номере)

 

Позитив 2014-го

 

Относительно высокие темпы роста и у показателя «объёма инвестиций в основной капитал». Его значение (за исключением бюджетных средств) выросло от 163,4 млрд рублей в 2013 году до 198,1 млрд в 2014-м (121,2%) и сложилось в основном из частных инвестиций. А объём инвестиций в основной капитал, финансируемых за счёт бюджетных средств, но без учёта субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, составил 34,8 млрд рублей, или 95% к 2013 году. Помнится, при принятии закона о республиканском бюджете на 2014 год глава РД поручал поскрести по сусекам для бюджетных инвестиций, поскольку размер республиканского бюджета ограничен, а работникам бюджетной сферы надо было повышать зарплаты до среднерегионального уровня в соответствии с «майскими» (2012 г.) указами президента РФ Владимира Путина.

В то же время, поскольку данные об инвестициях в основной капитал складываются с учётом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчётов объёма инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, то и в этом случае оценочные показатели вызывают сомнения в достоверности. Так, на упомянутой радиопередаче начальник контрольно-финансового управления президента РД в 2006–2010 годы Абдулхабир Акилов (на фото) возмутился тем, что объём инвестиций в основной капитал, превышая суммарно 214 млрд рублей, составляет около 40% от ВРП (оцениваемого в пределах 520 млрд), тогда как по России в целом это соотношение сохраняется на уровне 18%. С такими показателями роста инвестиций и отраслей даже Китай с высокими темпами по сравнению с Дагестаном «отдыхает», сочли Акилов, Чернышов и участвовавшая в радиопередаче профессор МГУ Наталья Зубаревич.

 

Ложь и статистика

 

Статистика давно вызывает много нареканий. Существует даже известное выражение: «Ложь, наглая ложь и статистика». Акилов, Чернышов и Зубаревич считают, что данные по объёмам инвестиций, а также в сферах сельского хозяйства и строительства надо скорректировать в сторону понижения примерно на 1/3. Они считают, что и численность населения в Дагестане по результатам всероссийской переписи населения преувеличена минимум на 300 тысяч человек.

Во время брифинга для дагестанских журналистов экс-министра финансов России Алексея Кудрина, который в феврале находился в Махачкале с рабочим визитом, я спросил его о том, можно ли делать какие-либо выводы об экономических процессах при таком качестве госстатистики? Он признал, что в статистике много недостатков, но вместе с тем заявил, что при анализе сомнительных показателей в динамике, то есть рассмотрении ряда цифр, соотносимых с разными временными датами, можно получить достоверные сведения о складывающихся тенденциях. Многие, кто изучал высшую математику, знают, почему так получается. Исходя из этого не стоит как отвергать статданные, так и полностью доверять им. Нужно относиться к ним с осторожностью, сопоставляя их с опытом и другими сведениями. И тогда из статистики можно узнать много интересного, в том числе и о прозаических вещах.

 

Антиалкогольная тенденция

 

Как следует из приведённой выше статистической таблицы, в последние два года объёмы продаж всех видов алкогольных напитков населению, кроме коньяков, шампанских и игристых вин, продолжают резко уменьшаться. В пересчёте на показатель абсолютного алкоголя лидирует водка (более 80% от общего значения), но в 2013 году её стали покупать на 38,8% меньше, чем в 2012-м, а в 2014-м – на 36,7% меньше, чем в 2013-м. За прошлый год куплено 1,32 млн декалитров водки, что для более 1 млн дагестанских мужчин выглядит показателем умеренности. Существенно снижаются и продажи виноградных и плодово-ягодных вин: на 37,8% в 2013 году по сравнению с 2012-м и на 30,1% – в 2014-м по сравнению с 2013-м. А пива купили в 2014 году почти вдвое меньше. Зато сохранили примерно те же объёмы продаж шампанские и игристые вина, а также коньяки и коньячные напитки.

Понятно, что много алкогольных напитков продаётся в рамках теневой экономики, и насколько точно это учитывает статистика, мы не знаем. Тем не менее такая тенденция вполне объяснима, так как, во-первых, алкогольные напитки из-за повышения акцизов в рамках антиалкогольной политики государства стали дороже. Во-вторых, увеличение числа верующих, которым запрещено употреблять спиртные напитки, автоматически повлекло уменьшение желающих это делать. В-третьих, сказывается финансово-экономический кризис, сокративший семейные бюджеты примерно в полтора раза.

Таким образом, статистика помогает при всех недостатках увидеть за деревьями лес, помочь подтвердить или опровергнуть наши предположения и интуитивные выводы. Только не надо её использовать в корыстно-политических целях.  

Номер газеты