Вчера, 2 сентября, Дана Сакиева, супруга журналиста «Черновика» Абдулмумина Гаджиева, которая является его общественным защитником наряду с адвокатами, не смогла встретиться с ним в СИЗО №1 Махачкалы.
Сегодня в пресс-службе УФСИН России по Дагестану сообщили «Черновику», что допуск в качестве защитника судом иного лица, кроме адвоката, на досудебной стадии производства по уголовному дела, не допускается.
«Суд не вправе принимать решение о допуске в качестве защитника обвиняемого иного лица, по уголовному делу, которое находится на стадии предварительного следствия. Если суд принял такое решение на судебном процессе по рассмотрению вопроса об избрании или продлении меры пресечения обвиняемому, уголовное дело в отношении которого находится в стадии предварительного следствия, такие лица имеют право присутствовать лишь на этом процессе, и не приобретают прав, которыми пользуются по уголовному делу защитники на стадии предварительного следствия», – заявили в Управлении.
Отметим, что Дана Сакиева до этого момента встречалась с Гаджиевым в СИЗО около 6 раз, что являлось нарушением, но УФСИН РФ по РД объясняет это тем, что «ей шли на встречу».
Арсен Шабанов, адвокат Абдулмумина Гаджиева, пояснил «Черновику», что прямо этот вопрос в законе не прописан, но если исходить из общих принципов права, то в данном случае недопуск общественного защитника является нарушением.
«Например, на человека возбуждено два уголовных дела: по одному из них, его задержали, а по другому, нет. По каждому из них у него могут быть разные адвокаты. Получается, по их логике, адвокат по одному делу, по которому подзащитного не задержали, не может его посещать. Сакиева сейчас вправе обжаловать те судебные решения, в рамках которых она была назначена защитником. Для этого она имеет право консультировать своего подзащитного, у неё имеются все права, которые имеются у адвоката. Если даже дело находится не в производстве суда, а в производстве следователя, она, согласно закону, должна иметь право с ним консультироваться в рамках санкций на арест, обжалования в вышестоящие суды и т. д.», – рассказал Шабанов.
В качестве примера адвокат привёл решение Ленинского районного суда Саранска Республики Мордовия от 25 апреля 2017 года, в который обратилась защитник Авдонина, оказавшаяся в аналогичной с Сакиевой ситуации. Суд признал незаконными действия начальника СИЗО, не допустившего Авдонину до её супруга и подзащитного.
Шабанов пояснил, что существует закон, регулирующий порядок содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей и есть правила внутреннего распорядка, утверждённые Минюстом РФ, и они редко изменяются. Несмотря на это, в СИЗО №1 Махачкалы правила могут меняться каждую неделю: многие вещи и продукты, которые заключённым передавали на прошлой неделе, могут запретить на следующей. К примеру, э может касаться художественной литературы и прессы…
В настоящий момент защита Абдулмумина Гаджиева решает, обращаться ли им в судебные или надзорные органы с жалобой на произошедшее.
- 14 просмотров