О дагестанцах за пределами Дагестана

  Проживая более 35 лет за пределами малой родины, я слышал разное о своих соплеменниках, об урождённых дагестанцах. Сначала я удивлялся тому, что слышал, потом обижался, а потом всё начал воспринимать как повседневную реальность, как определённый информационный фон, который создаётся официальными и неофициальными структурами ради поддержания определённого напряжения в обществе.

Но в последние годы любым событиям с участием выходцев из Кавказа настолько часто стали придавать такую значимость в СМИ, что они становятся информационным поводом, который формирует устойчивый негативный настрой к нам, к кавказцам, у большей части населения России.

   Все эти обстоятельства, да и всякого рода «опросы» друзей, партнёров и случайных попутчиков, которые о Дагестане только и слышали, что в каком-то районе объявлен режим КТО (контртеррористическая операция), с одной стороны, создали во мне некое внутреннее противоречие между тем, что я знаю о Дагестане, бывая там 7–8 раз году, и тем, что я слышу о нём, проживая за его пределами. Это всё заставило быть более внимательным ко всему, что я вижу своими глазами на малой Родине, к тому, что слышно о ней в других регионах России, да и ко всему, что делает меня и моих земляков «лицами кавказской национальности».  Расскажу коротко о том, какими я вижу нас, дагестанцев.

 

ДАГЕСТАНЦЫ, КОТОРЫМИ РЕСПУБЛИКА МОЖЕТ ГОРДИТЬСЯ

 

    Подавляющее большинство дагестанцев являются прекрасными людьми, уважаемыми сотрудниками разных государственных учреждений, муниципальных и частных компаний, просто людьми, которые работают и зарабатывают на безбедную жизнь своих семей. Но, к сожалению, ни их поступки, ни их жизнь не становится информационным поводом для формирования положительного общественного мнения о дагестанцах и о Дагестане.

Приведу один частный пример, который показывает, насколько доброжелательны в своих поступках дагестанцы. В силу особенностей работы мне часто приходится общаться с дальнобойщиками из разных регионов страны, которые едины во мнении, что только дагестанские водители могут остановиться на дороге и помочь незнакомым коллегам. А разве это не показатель? Так получилось, что в 90-е годы Дагестан был лишён железнодорожного сообщения с центральной Россией, и многие дагестанцы пересели на КамАЗы. Поэтому их было на дорогах столько, что они успели сформировать свой определённо положительный образ в среде коллег. Да и совсем в недавних событиях, связанных с введением оплаты за проезд большегрузных автомобилей (так называемой системы Платон), многие водители из разных регионов очень рассчитывали на выступления водителей-дагестанцев, которых многие коллеги считали справедливыми в поступках и решительными в отстаивании собственных интересов.

   Ещё один пример: из общения со многими руководителями разных компаний, с руководителями различных служб я могу однозначно утверждать, что дагестанцы являются прекрасными исполнителями поручений своих руководителей, хотя не всегда и бывают готовы к монотонной, однообразной работе.

 

ДАГЕСТАНЦЫ-ГАСТРОЛЁРЫ

 

   В любом народе, в любом регионе всегда есть определённая категория людей, которых принято называть гастролёрами. Такая категория людей есть и в среде выходцев из Дагестана. Хотя причины для «гастролей» могут быть очень разные, начиная от юношеского максимализма и заканчивая разного рода бытовыми неурядицами, но эти люди основной причиной своего выезда, как правило, считают разного рода истории о бесперспективности жизни на малой Родине и о возможности достижения быстрого успеха в жизни за её пределами. Но эти мотивы в большинстве случаев формируются у людей, после того как они насмотрятся телевизионных передач о различных «успешных» земляках, которые сияют с экранов счастьем и довольством жизнью. Поэтому молодые люди, одержимые желанием быть успешными, выезжают в другие регионы страны, за рубеж. Правда, приезжая в другие регионы, в другие страны, многие из них, прежде всего, ищут и находят таких же, как они сами, «гастролёров», которые, уже «устроились» на месте. И опыт своих новых друзей они быстро принимают... 

Для того чтобы стать успешными, многие начинают пытаться менять свою жизнь. Но когда не хватает реальной практики, навыков, знаний, связей, эти люди начинают менять то, что им легко доступно и то, на что они способны. А, как известно, если человек хочет менять себя, самое простое и самое доступное для молодых людей – это изменение внешности и манеры общения. Но главное, многие из них уверены, что, изменив внешность, они смогут изменить многое в своей жизни. Поэтому такие люди становятся одержимыми модой и, соответственно, начинают выбирать определённую среду для общения, которая больше отвечает их новым установкам. И как следствие, у таких людей смещаются ориентиры, они начинают забывать то, ради чего они уехали из родного аула, города, региона...

 

НАРЦИССИЗМ ДАГЕСТАНЦЕВ

 

Постепенно у них меняются и критерии оценки успеха, они больше начинают гордиться собой, своей внешностью, своим кругом общения... Они будто перестают замечать, что вокруг них существуют ещё и другие люди. А дагестанцев, кроме того, выдаёт ещё и горячий темперамент, который со стороны воспринимается как агрессивность. Они легко вступают в контакт даже с неизвестными им людьми.

  Такая категория людей приобретает выраженные черты нарцисса. Поведение нарцисса хорошо описано в литературе. В целом нарциссизм характеризуется определённым барьером при коммуникации, потому что нарцисс слышит только себя. Кроме того, нарцисс, как правило, любит навязывать своё поведение другим и способен манипулировать людьми. У таких людей завышенное самомнение и склонность к фантазии о больших собственных способностях и успехе. Такие люди демонстративно стремятся к превосходству, часто ничем не обоснованному, а связанному с преувеличением собственных заслуг, знаний, значимости, независимо от выполняемых функций. С другой стороны, нарциссы завистливы и склонны к использованию других людей в корыстных целях. Они часто сосредотачиваются на чужих недостатках.

 Даже при поверхностной оценке этих симптомов, если хотя бы часть из них присуща одному и тому же человеку, страшно представить, насколько могут быть сложными отношения с таким человеком в семье, коллективе, организации, обществе... С другой стороны, как отмечают многие специалисты, нарциссизм не только связан с внешними обстоятельствами, в которых могут оказаться люди, но в большей степени и с особенностями воспитания людей с детства.

 

О ВОСПИТАНИИ ДАГЕСТАНСКИХ ДЕТЕЙ

 

Так сложилось в жизни, что мне часто приходится летать в разные города. И я начал обращать внимание на то, что в салонах самолётов в целом одинаковая атмосфера, за исключением рейсов в Махачкалу или Грозный. И эта разница в поведении пассажиров, как мне кажется, всегда более ощутима, если пассажиры летят с детьми. Например, лечу в Новосибирск. За мной сидит мама с двумя детьми дошкольного возраста. Дети выражают недовольство, требуют от мамы то игрушки, то конфеты, и в целом диалог детей и матери в течение 4 часов прекращается только на час-полтора, когда дети засыпают после обеда. Причём диалог, как правило, сводится к тому, что мама убеждает своих детей, что в салоне они не одни, что нельзя так шумно себя вести, что скоро прилетим, встретим отца и поедем домой, и всё будет хорошо....

И так каждый раз: эти дети в своём поведении особо не отличаются агрессивностью, а мамы больше выполняют роль лидера «группы». Но когда лечу в Махачкалу, при тех же обстоятельствах поведение детей и матерей существенно отличается, хотя и летим чуть более 2 часов. Поведение детей более агрессивное, да и требования детей более чем категоричны. В начале полёта мамы пытаются успокоить детей, но дети, как правило, продолжают шуметь. Через 20–40 минут мамы «отключаются», а дети начинают играть между собой, беспокоить соседей и спереди, и сзади... На замечание пассажиров мамы оправдываются только одним – что дети маленькие, устанут и успокоятся...

   Ещё одно наблюдение. Был на пляже в Дубае. Со мной были друзья из Новосибирска с детьми. Мы общались между собой, а их дети играли то с игрушками, то между собой, то строили песчаные замки... В это время на пляж пришли две дагестанские семьи тоже с детьми. Они расположились на пляже рядом с нами. И с этого момента спокойная игра детей моих друзей закончилась. Дагестанские дети быстро «нашли» контакт с детьми моих друзей и начали то отбирать игрушки, то ломать песчаные замки, то давать наставления... При этом нас больше удивило спокойствие матерей... Через 30 минут мы вынуждены были перейти на другую часть пляжа…

Конечно, можно было бы сказать, что эти случаи единичны, но мой многолетний опыт и наблюдения позволяют говорить, что всё наоборот: дети, воспитываемые в дагестанских семьях, более суетливы, более склонны демонстрировать агрессивное поведение с желанием быть в центре внимания...

 

Продолжение читайте в следующем номере «ЧК»

 

Номер газеты