Шесть проблем дагестанского образования

О том, что вопросы дагестанского образования требуют системного и качественно иного подхода, редакция «ЧК» говорит регулярно. Выступление 29 января на сессии Народного собрания РД ректора ДГУ Муртазали Рабаданова вновь подняло эту проблему, но уже на новый уровень, требующий уже не внимания, а вмешательства и разрешения накопившихся проблем. Предлагаем читателям «ЧК» ознакомиться с докладом Рабаданова, который мы приводим с небольшими стилистическими правками и незначительными сокращениями.

 

В вопросах образования обычно много различных экспертов, и при этом сложился устойчивый стереотип, что, мол, раньше было всё хорошо, а сейчас всё плохо. Это, конечно же, не так, но проблем накопилось действительно много. Причём на проблемы общероссийского характера наложились специфические проблемы нашего региона (Дагестана). Особенно это заметно в системе высшего профессионального образования. Изменения 1990-х и начала 2000-х годов в нашей республике прошли качественно хуже по сравнению с другими регионами России.

Центральной проблемой при любых преобразованиях в системе образования, является, конечно же, качество образования! И, если мы хотим повысить качество, мы должны отслеживать все факторы, влияющие на качество образования. Это квалификация учителей и профессорско-преподавательского состава, это материально-техническая база, уровень информатизации, уровень организации научных исследований для вузов и т. д. Необходимо системно выстраивать процессы и использовать элементы процессного подхода. Много положительного делается в республике в области образования, но я хотел бы озвучить некоторые проблемы, на которые и мы, депутаты, и тем более правительство могли бы обратить внимание, так как многие накопившиеся проблемы невозможно решить только внутри образовательного сообщества.

Первая и, может быть, самая большая проблема – это инфраструктура. Мы имеем большие инфраструктурные проблемы, причём на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, вузовском.

Дошкольное образование, согласно закону, становится обязательным уровнем образования! А ситуация с местами в дошкольных учреждениях у нас в республике плохая. Обеспеченность, к примеру, Махачкалы местами в детские садики – около 25%. Для сравнения: во Владикавказе, где население в два раза меньше, чем в Махачкале, в очереди в детские сады находится две тысячи детей. В Махачкале – около 20 тысяч. То есть у нас ситуация в разы хуже, чем у соседей.

Конечно, очень много для исправления сложившейся ситуации делается в Дагестане в последние годы. В частности, в Махачкале за 2014 год благодаря поддержке главы республики введены четыре садика. Хотя и было потрачено много нервов, но на финансовый лимит, выделенный на три садика на 140, 240 и 280 мест, построены 3 садика на 280, 280 и 320 мест!

Плохие цифры по инфраструктуре общего образования. По данным нашего министерства образования и науки, 154 школы находятся в аварийном состоянии, 266 – в ветхом состоянии, 334 размещены в приспособленных зданиях. Только 41,9% школ республики являются типовыми. В Махачкале нехватка школ, и даже есть школа с 4-сменным режимом работы. В таких микрорайонах столицы, как Семендер и Новый Кяхулай вообще нет средних школ!  Благодаря поддержке главы республики, председателя правительства Дагестана удалось заложить 170 млн руб. на строительство школы в Семендере. Надеюсь, что школа, строящаяся больше шести лет, в этом году будет достроена. Я знаю, и в этом году в бюджете предусмотрены средства по программе ликвидации трёхсменного обучения в школах.

Если говорить об инфраструктуре вузов, то нет особых проблем там, где падали контрольные цифры приёма (КЦП). Это происходило во всех вузах, кроме, может быть, Дагестанской медицинской академии и Даггосуниверситета. Материально-техническая база многих вузов требует обновления. К примеру, учебный корпус в ДГУ последний раз сдавался аж в 1974 году.

Вторая общая проблема – это ЕГЭ. Результаты этого года – пример для других регионов. Но такой режим нужно выдержать несколько лет. Вузовское сообщество благодарно главе республики и Минобрнауки РД за такое ЕГЭ. Я надеюсь, что ЕГЭ-туризм, а самое главное – сдача ЕГЭ экстерном, останутся в прошлом! Мы каждый год в сентябре проводим тестирование первокурсников по русскому языку и по профильной дисциплине. Первокурсники этого года показали знания выше, хотя у первокурсников прошлого года баллы ЕГЭ были существенно выше.

В образовательном пространстве РФ мы оказались в асимметричном состоянии по сравнению с вузами других регионов. Мы не получаем абитуриентов из других регионов, а наши потенциальные выпускники уезжают в другие регионы. Абитуриентов из других регионов у нас меньше 1,5%. В той же Воронежской области таких абитуриентов около 30%. Это напрямую ведёт к снижению конкурентоспособности наших вузов. Это очень важный фактор. «Многие выпускники (наших) школ не обладают соответствующим уровнем образования для поступления в вузы, как следствие, плохо обстоят дела и в большинстве вузов Дагестана» – это цитата из послания главы республики Рамазана Абдулатипова.

К примеру, проблема с информатикой в 2014 году. Всего в республике из 20 тысяч абитуриентов только 216 сдали ЕГЭ по информатике. Только в ДГУ около 200 бюджетных мест, где требуется для поступления ЕГЭ по информатике. А мы говорим о веке информатики и новых технологиях… Мы губим техническое образование через малое количество часов по физике в школах и малое количество тех, кто сдает ЕГЭ по физике. И, к сожалению, анализ КЦП в вузах республики показывает, что прием на технические специальности в республике упал.

Несколько слов о школьных олимпиадах. Раньше в проведении олимпиад был системный подход, а теперь они превращены в отдельные мероприятия. Пример – олимпиада по физике. Раньше вместе с учениками на предметные олимпиады приезжали и учителя. В течение двух дней с ними проводились семинары, раздавались методички. Ничего этого сейчас нет. То же самое по русскому языку и математике. Такое ощущение, что мы губим и русский язык, и математику, физику в нашей республике…

Третья проблема, которую я хотел озвучить – это проблемы в среднем профессиональном образовании (СПО). Должен сказать, что их оторванность от вузов – это большая ошибка. Мы собирали директоров ССУЗОВ и на уровне ДГУ пытаемся выстраивать горизонтальные связи. Многие регионы РФ (практически все республики в СКФО) на этапе реформирования СПО года три назад передали колледжи и техникумы в вузы, только у нас они перешли на местный и так скудный бюджет.

Четвёртая проблема – интегрированность среднего и высшего профессионального образования в республиканские проблемы. Это особо подчёркивал глава республики в своём послании. КЦП и структура подготовки специалистов в вузах должна быть ориентирована на решение наших, региональных проблем.

Но ситуация такова, что нет соответствующего заказа от промышленности. Хорошее совещание, к примеру, по кадровому вопросу для предприятий республики состоялось на днях в Министерстве промышленности, торговли и инвестиций РД у Юсупа Умавова, где этот вопрос ставили сами руководители предприятий.

Мы не можем найти в республике индустриальных партнёров, хотя вписались в целый ряд федеральных технологических платформ. Мы пытаемся свою инновационную инфраструктуру вписать в инновационную инфраструктуру республики, но часто ощущение, что это нужно только вузам. Корпорация развития Дагестана в этом направлении делает правильные шаги. Очень правильное решение о создании Совета по научно-инновационному обеспечению развития экономики РД. Я очень надеюсь, что через этот Совет мы получим ещё один механизм организации интеграции вузов и научных организаций в региональные проблемы.

Пятая проблема – невыстроенность системы высшего профессионального образования (ВПО). Говоря о роли университетов, мы должны говорить о конкурентоспособности наших университетов в образовательном пространстве РФ. Не очень хорошо мы выглядим. Благодаря некоторым вузам у нас выстроено виртуальное информационное пространство, в котором казаться важнее, чем быть на самом деле. Особо отличаются в этом, как ни странно, «Дагправда» и иногда РИА «Дагестан». На самом деле мы выглядим плохо! У нас нет научно-исследовательского университета, только один вуз вошёл в пул ведущих вузов страны через победу в конкурсе программ стратегического развития. Раскачана ситуация в двух ведущих вузах республики. У нас множество филиалов с лжедоступностью высшего образования. При этом количество федеральных вузов на душу населения в два раза меньше, чем в среднем по России и имеем один из самых худших показателей в стране. Правильное решение по созданию Академии культуры и искусств, хотя сразу пошла критика. Более того, считаю, правильным было бы и создание Академии физкультуры и спорта. Это должны быть специализированные и небольшие вузы.

Уверен, что это позволило бы качественно улучшить подготовку специалистов по этим направлениям. Нет координации в вузовской среде, не работают существующие механизмы. Может быть, по примеру других субъектов (Томск, Ульяновск) необходимо создать консорциум научно-образовательных учреждений. Идея прикрепления вице-премьеров к вузам реализована, но пока не работает.

Последняя, шестая, проблема, которую хочу озвучить – это академическая мобильность и международная деятельность. Очень важные факторы в задаче повышения качества образования. Было бы, на мой взгляд, правильным запустить республиканскую программу академической мобильности обучающихся в вузах РД. Мы выстраиваем отношения через Евразийскую Ассоциацию университетов, Ассоциацию университетов прикаспийских государств. Хорошие отношения с турецкими, иранскими, арабскими, европейскими вузами. С Римским университетом Ла Сапиенца заключён договор о стратегическом партнёрстве. Мы пытаемся запустить международные образовательные программы с выдачей двойных дипломов. И это всё делается на скудные внебюджетные средства, которые мы могли бы тратить на ту же инфраструктуру. Считаю, что республиканская программа академической мобильности крайне необходима.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для решения накопившихся проблем в системе образования явно недостаточно «косметического ремонта», а необходимы выверенные системные действия. Нам надо решить двойную задачу – обязательно сохранить ту роль, которую мы играем в общественно-политической жизни республики, и при этом повышать свою конкурентоспособность в образовательном пространстве страны.

Номер газеты