26 ноября глава Дагестана Рамазан Абдулатипов вышел в прямой эфир дагестанских телеканалов в рамках проекта «Открытая власть. Дагестан: курс на очищение и обновление» не из студии одного из республиканских телеканалов, а из цеха Каспийского завода листового стекла, расположенного в посёлке Тюбе Кумторкалинского района. Такой креатив, по идее организаторов, должен был символизировать не только близость главы Дагестана к рабочему классу и капиталистам – предпринимателям, приводящим в республику современные технологии европейского уровня, но и то самое «очищение и обновление», о котором часто говорил Абдулатипов…
Небольшая площадка в цеху стекольного завода усилиями телевизионщиков превратилась в небольшой микромир, где до начала эфира кучковались различные чиновники, главы МО, предприниматели, общественные деятели и журналисты. (Последних было не так много и, как оказалось, им была отведена роль молчаливых наблюдателей за происходящим.)
Начальник отдела Управления по внутренней политике АГП Алибек Алиев довольно активно общался с прессой, рассказывая о том, как с помощью движения «Я помощник президента» он смог получить точную картину состояния общественного транспорта в Махачкале и даже готовился выступить с небольшим докладом на эту тему. Рядом с ним тихо и скромно сидели чемпион мира по танковому биатлону Марат Халиков и чемпион мира по вольной борьбе Курамагомед Курамагомедов.
Всем пример
Общение главы республики с общественностью выразилось в передаче микрофона для высказывания по какой-либо теме директорам отдельных предприятий, а также ответов на вопросы тех, кто дозванивался в прямой эфир или оставлял вопросы-комментарии на страничках Абдулатипова в соцсетях. Так как времени для озвучивания проблем у директоров производств было мало, они бегло говорили о преимуществах своих предприятий и обещали достигнуть высоких результатов. Гул и свист, стоящий в работающем цеху (за спиной главы РД люди в жёлтых спецовках погружали и разгружали большие пакеты со стеклом), не позволял расслышать их должным образом, но было видно, что такая «рекламная пауза» для них немного сложновата: всего, что хочешь сказать, не скажешь, а слова ведущих «Спасибо! Мы вас поняли…» торопили и сбивали одновременно.
Абдулатипов, предваряя открытое общение, сказал, почему для общения с дагестанцами был выбран цех стекольного завода. Недавно закончился I Республиканский форум промышленников и предпринимателей, где обсуждались инвестиционные перспективы Дагестана, а Каспийский завод листового стекла, «построенный совместными усилиями Сулеймана Керимова и Внешэкономбанка» (цитата по Адулатипову – «ЧК»), является примером реализации инвестиционного проекта, который прошёл все точки, от планирования до торжественного запуска. «Мы должны быть и будем ближе к производству, ближе к рабочему классу, к научно-технической интеллигенции… За последние годы мы забыли тех, кто нас кормит, и увлеклись теми, кто разговаривает», – справедливо заметил Абдулатипов и предупредил, что следующий эфир будет проводиться с колхозных полей. По традиции глава РД коротко прошёлся по основным проблемам республики и страны, напомнив о мировых санкциях, направленных, по мнению Абдулатипова, как против России, так и против персонально Владимира Путина. «Всё это делается для уменьшения влияния России на мировую политику», – резюмировал Абдулатипов и сказал о возникшей в связи с международными событиями проблеме импортозамещения. Дагестан готов к этому и даже имеет список из 80 наименований, способных быть конкурентными в новых условиях. Как оказалось, эти наименования в основном оборонного значения, так как из-за прекращения поставок технологий из Украины оказались востребованными российские разработки в данной сфере, выпускаемые КЭМЗ, БАЗ, заводом «Дагдизель» и пр. «Мы уже второй год пробиваем производство новой торпеды. Из-за того что на старую торпеду не поступает около 80 комплектующих деталей из Украины, наше производство оказалось актуальным. Там практически полностью наше производство… Мы оказались готовыми к этому. Эти санкции нам помогли», – выдал «военную тайну» Абдулатипов.
Но доход республики – это не только импортозамещение и «военка». Озвучив лидерские цифры темпов экономического развития и индекса промышленного развития РД (в отличие от объёмов роста), Абдулатипов достал специальную тетрадь и, листая её, стал объяснять важность в деле пополнения бюджета республики муниципалитетами. Тетрадь позволяет ежемесячно отслеживать, как какой город или район пополняют налоговую базу. «Прошло то время, когда у глав МО никто не спрашивал, как вы работаете. И когда мы снимаем главу района, то снимаем не потому что он не в команде Абдулатипова, а потому что он неэффективный руководитель. В моей команде находятся те, кто работает честно и эффективно. Кто не способен так работать, тот выпадает из этой команды», – сказал глава РД и коротко перечислил, кто пока из команды не выпал: премьер РД Абдусамад Гамидов, и. о. мэра Махачкалы Магомед Сулейманов и прокурор республики Рамазан Шахнавазов.
Голодовка
Красной линией через всю двухчасовую встречу Абдулатипова с народом проходила тема голодовки. Было заметно, что акции голодовки его сильно зацепили, поэтому глава РД регулярно возвращался к этой теме, то иронизируя над методом протеста, то возмущаясь, что участники акции не делали этого раньше, когда и КОР был не очищен, и ЕГЭ «был самым грязным», то разоблачая голодающих, представляя их, в основном, далёкими от проблем общества людьми. Абдулатипов подчеркнул, что его команде приходится сталкиваться с проблемами, которые ранее «откладывались на потом»: «Семьдесят лет мы решаем проблему Ауховского района. 10–15 лет мы решаем вопросы с землями для посёлков Махачкалы. Земли отгонного животноводства… Некоторые люди начинают нас провоцировать разного рода акциями… Если что-то на самом деле не делается и это должно быть сделано по закону, я сам готов голодать, чтобы эти решения были приняты».
Глава республики охарактеризовал участников голодовок как людей, очень далёких от производства и конкретных дел. В этом ряду он упомянул антикоррупционный комитет Табасаранского района, с членами которого он проводил встречу и по её итогам освободил от должности главу данного МО. Абдулатипов с удивлением отметил, что «они всё равно продолжают свою работу!..»
Туда же он включил и оппозиционные газеты: «Я им говорю: я выполняю то, на что вы обращали внимание 5–10 лет назад! Независимо от этого вы продолжаете писать… Значит вас не интересует дело. Вас интересует обозначить себя!» По мнению главы РД, на акции протеста могут выходить те, «кто последние 10 лет находился в рабстве» и «над которыми издевались». Но кто входит в число «рабов», Абдулатипов не уточнил…
Говоря о переменах в Дагестане, Абдулатипов напомнил в очередной раз о прошлогодней спецоперации в посёлке Семендер, «когда люди вышли перекрывать улицу в поддержку боевиков, а за боевиков заступались отдельные министры и депутаты». Сейчас этого нет, уверен глава РД. Он также уверен, что «нет разделения мусульманской уммы на враждующие группировки», а вчерашние фанатики сегодня успокаиваются.
Он же обратил внимание на то, что в Дагестане с одной стороны фанатики, а с другой – разврат. Его Абдулатипов, в частности, увидел на местных каналах телевидения. «То, что там выделывают наши дагестанки под эту тараканью музыку… Это пошлость, грязь», – возмутился глава таким противоречием (отдельные присутствующие на встрече дамы тут же стали натягивать свои, как им показалось, короткие юбки на колени), но тут же выдал другое противоречие: «Мы, будучи религиозной республикой, являемся глубоко светским субъектом».
Вопросы были самыми разными. И по импортозамещению, и по повышению цены на проезд в махачкалинских маршрутках, и по оказанию помощи детям, больным ДЦП, и по введению в столице Дагестана социального транспорта для инвалидов. Глава РД напомнил, что ставил перед Сулеймановым вопрос о снижении стоимости проезда в маршрутках. Сулейманов подтвердил, что обещанного повышения цен на маршрутку до 17 рублей с первого декабря не будет, а сам вопрос прорабатывается. Дополнил вопрос Гамидов, указав, что республика должна получить субсидии от Правительства РФ на приобретение автобусов к январю 2015 года. Эти автобусы позволят въезжать в них инвалидам-колясочникам, что даст возможность им не ограничивать своё передвижение двором дома или близлежащей улицей. А поднявшей вопрос о больных ДЦП Людмиле Шаиховой было дано слово, что её больного ребёнка, в случае если в Дагестане не будет возможности оказать ему помощь, за счёт бюджета отправят на лечение в другой регион страны.
Доверенное лицо президента РФ Шуми Шабатаев предложил поднять вопрос перед властями Москвы о переименовании одной из станций метро в «Дербентскую». Главе РД идея понравилась, но в ответ он сказал о проблемах празднования юбилея Дербента и о планах переноса его празднования на год, так как подготовка к празднику стопорится из-за медленного прихода в республику выделенных на эти цели федеральных средств.
Ответы главы РД на два вопроса – о том, когда откроют Гимринский тоннель и когда из-за кортежа Абдулатипова перестанут перекрывать на полчаса дорогу от Каспийска до площади Махачкалы – вызвали неоднозначную реакцию в Интернете. На вопрос о Гимринском тоннеле глава РД ответил в том духе, что пока там есть боевики, страдать будут все жители п. Временного. «Там обнаружено несколько семиэтажных блиндажей. В этих блиндажах прячутся люди, которые убили десятки детей, несколько сотрудников правоохранительных органов там были ранены. Дорогие дагестанцы! Поддержите власть в очищении наших сёл от бандитов. С одной стороны, мы жалуемся, а с другой – 47 выходцев из Унцукульского района находятся в Сирии в отряде международных террористов. Наведите порядок, не сотрудничайте с ними, изгоняйте из своих сёл», – видимо, забыв о презумпции невиновности, сказал Абдулатипов. А отвечая на вопрос о кортежах, глава РД потерял чувство меры, перейдя на оскорбления. «Вообще плохо, что такой вопрос задаёт мужчина! У мужчины должно быть терпение! Я от дома до площади доезжаю за семь минут! Вот столько времени я задерживаю. Я смотрю вам в лицо и спрашиваю: когда над вами издевались, когда за людей не считали, когда не только закрывали улицы, но и уносили машины, которые оставались на улице, иногда по два раза в день, ни один из вас не пикнул! Терпение и уважение должно быть в том числе и к власти. Если вы не способны уважать главу республики, так изберите себе другого главу!» – забыв уже о Конституции РД, где не прописан порядок всенародных выборов руководства Дагестана, выпалил Абдулатипов.
- 15 просмотров