Кому как зашьют…

Следственные органы республики практически одновременно завершили расследование двух громких уголовных дел: в отношении бывшего прокурора Советского района Махачкалы Магомеда Оруджева и экс-депутата Народного собрания Дагестана Магомеда Магомедова. Но не успели материалы этих дел лечь на столы судей, как стало известно о том, что в отношении главы Дербентского района Курбана Курбанова также возбуждено уголовное дело.

Дело в отношении Курбана Курбанова, выражаясь футбольной терминологий, – удар из разряда не берущихся. После того как он отказался освободить кресло, несмотря на то что инициатива отставки исходила лично от главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, наступило полуторамесячное затишье. В разных кругах тишину объясняли по-разному. Поговаривали даже, что вопрос Курбанова был предметом телефонного разговора руководителя Азербайджана Ильхама Алиева с президентом России Владимиром Путиным, и они пришли к согласию, вернее второй внял просьбе первого – молвить слово в поддержку главы Дербентского района, что Путин якобы и сделал – позвонил Абдулатипову. Однако дело, скорее всего, в другом. На наш взгляд, пауза в противостоянии Белого дома и Курбанова была связана с тем, что Махачкала тщательно готовилась к новому удару. А поскольку ни одного законного способа отстранить главу района от должности (а они при определённых условиях есть) не нашлось, в дело вступило министерство по управлению государственным имуществом Дагестана, где было подготовлено заявление о нарушениях земельного законодательства руководством Дербентского района. А на основании этого Следственное управление и возбудило уголовное дело в отношении Курбанова.

Он подозревается в совершении преступления ч. 2 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). В частности, полагает следствие, с 2009-го по 2013 год Курбан Курбанов вынес незаконные постановления о передаче 56,7 гектара земель сельхозназначения, находящихся в республиканской собственности, под личные подсобные хозяйства. Если дело дойдёт до суда и вина Курбанова будет доказана, ему грозит лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определённые должности до трёх лет. Окружение главы района убеждено, что это политический заказ. На взгляд «ЧК», 56 гектаров земли – это не скромный дачный участок, чтобы годами не замечать хотя бы то, что её используют не по назначению. В таком случае не совсем ясно, почему следователи до сих пор не предъявляли руководителю района претензий? Ждали? Кого? Чего? 

Впрочем, о политическом заказе неоднократно говорилось в деле в отношении Магомеда Оруджева. Следствие приписывает ему целый букет преступлений. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ («Служебный подлог»),  ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия») и п. «в» ч. 3 ст. 226 УК РФ («Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, совершённое лицом с использованием своего служебного положения»).

Напомним, прокурор был задержан зимой прошлого года, после того как во время обыска в его доме и рабочем кабинете было найдено оружие и боеприпасы. Позже выяснилось, что арсенал из нескольких стволов находился в мешке, а мешок – у беседки во дворе, прикрытый веткой кустарника. А в полке рабочего стола в тот же день следователи нашли три десятка патронов.

Отметим, это официальная версия. Однако ещё за месяц до ареста Оруджева в отношении него было возбуждено первое уголовное дело. По версии следствия, в сентябре 2013 года Оруджев, желая избежать дисциплинарного взыскания, наложенного на него приказом прокурора РД Рамазана Шахнавазова, а также дальнейшего приобщения изготовленного подложного документа к материалам уголовного дела, составил заведомо подложный официальный документ, а именно постановление об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании меры пресечения (заключения под стражу), внеся в него заведомо ложные сведения, который он собственноручно подписал.

Впрочем, это время было самым кризисным моментом во взаимоотношениях Оруджева и прокурора республики. Оруджев заявлял, что он стал жертвой противостояния с Шахнавазовым, более того, открыто заявил, что Шахнавазов оказывает на него давление с целью освободить места для своих людей. «После прихода на должность прокурора РД Шахнавазов начал преследование городских и районных прокуроров. Под видом ротации предлагал им должности с понижением по службе с целью поставить на высшие посты своих приближённых. Некоторые мои коллеги под давлением согласились уйти. В сентябре я получил письмо с предложением о переходе на должность начальника отдела ведомственной статистики. Я отказался от неё, потребовав перевести на равнозначную моей должность в другой прокуратуре. После этого всё и началось», – говорил Оруджев. («ЧК» №48 от 13.12.2013 г.) Одной из причин, хотя и не главной, давления на него могло служить вынесенное им представление о привлечении к дисциплинарной ответственности (за систематические прогулы) сына прокурора РД Артура Шахнавазова. Тот ещё недавно был заместителем Оруджева. С другой стороны, стал бы человек, в отношении которого месяц действует уголовное дело, хранить дома и в рабочем кабинете целый арсенал оружия?

Магомеда Магомедова выводят из зала суда

Куда больше людей фигурирует в другом уголовном деле, но все они в орбите бывшего депутата НС РД Магомеда Магомедова. Следствие на этой неделе передало в суд свыше 100 томов дела. Напомним, Магомедов был задержан в Белом доме в перерыве заседания парламента в июне прошлого года. Помимо экс-депутата, предъявлено обвинение председателю Собрания депутатов посёлка Дубки Сиражудину Абакарову и оперативному дежурному УМВД РФ по Махачкале Магомеду Гаджиеву. Им инкриминируют более 20 эпизодов преступной деятельности.

По версии следствия, в декабре 2011 г. Магомед Магомедов создал преступное сообщество, в которое входили: его брат, депутат Хунзахского райсобрания Руслан Магомедов, исполняющий обязанности директора филиала «Витас Банк» в Махачкале Мурад Казиахмедов, родственники депутата, в том числе двое сотрудников полиции. Всего 11 участников. Следствие полагает, что группа имела строго установленную иерархию, её участники разрабатывали планы своих действий по завладению имуществом и деньгами клиентов «Витас Банка». После признания указанного коммерческого банка банкротом они мошенническим путём присвоили более 100 млн рублей, составив заведомо подложные документы о выдаче денежных средств под отчёт одному из сотрудников банка. По делу допрошено более 200 свидетелей, потерпевшими признаны 10 человек, проведено более 30 различных судебных экспертиз. Обвинительное заключение пока утверждено в отношении Магомедова, Абакарова и Гаджиева. Несколько человек, в том числе Руслан Магомедов, находятся в розыске. А Мурад Казиахмедов уже осуждён к 4 годам тюрьмы.

Помимо этого группе вменяют организацию массовых беспорядков на улице Акушинского в Махачкале, когда в посёлке Семендер шла крупная контртеррористическая операция по нейтрализации группы боевиков во главе с Ибрагимом Гаджидадаевым..

Номер газеты