Между рузманом и ОВД

Задержания прихожан мечетей по пятницам в Дагестане становятся такой же обыденностью, что и пятничный рузман. На этот раз вести о рейде сотрудников силовых структур в мечеть пришли из Дербента и Махачкалы.

Как свидетельствуют очевидцы, в дербентскую мечеть по улице Аэропортовское шоссе силовики приехали в момент, когда там собралось максимальное количество прихожан. По словам одного из них, полицейские, многие из которых были экипированы, как во время спецоперации подъехали на бронированных «Уралах» и КамАЗах. Из мечети вывели и увезли в отдел, по предварительным подсчётам, около 200 человек. «У нас проверяли паспорта, хотя у многих документов не было. Спрашивали, почему мы ходим без паспортов. Многие живут недалеко, зачем ходить с паспортами? Потом заставляли заполнять какие-то анкеты, в которых мы записывали все свои данные, фотографировали и снимали отпечатки пальцев», – вспоминает один из задержанных. Примечательно, что правоохранительные структуры Дербента факт задержания прихожан опровергали все последующие дни, хотя многим очевидцам удалось снять происходившее на камеры телефонов. К пяти часам вечера задержанных начали отпускать по домам.

По такому же сценарию в тот день разворачивались события и в махачкалинской мечети на улице Генерала Омарова (Венгерских бойцов). За исключением того, что родные одного из задержанных, Мурада Даниялова, позднее пожаловались на то, что его избили в Советском РОВД столицы. Якобы за неподчинение требованиям полицейских и оказание сопротивления.

Подобные рейды силовиков в мечети во время пятничной молитвы случались и ранее. К примеру, в Хасавюрте, посёлках Шамхал и Семендер, Унцукульском районе и др. Можно сказать, что это явление в нашей республике уже систематизировано. По прошествии времени можно делать определённые выводы. Судя по тому, что почти все задержанные всегда, как правило, отпускаются на свободу, никаких конкретных претензий к ним со стороны правоохранителей нет. Такие визиты носят некий профилактический характер, хотя что этим можно предупредить, неясно. Более вероятно, что подобными действиями силовики формируют масштабную базу данных (составляют картотеку), в которую вносятся представители так называемого нетрадиционного ислама – салафизма. В спокойное время их могут не трогать, но в периоды определённых обострений в виде крупных КТО, диверсий и так далее (хотя к ним прихожане салафитских мечетей могут не иметь никакого отношения) они могут представлять оперативный интерес для силовиков. (Об одном из таких обострений читайте на стр. 3.) С другой стороны, это, возможно, банальное составление списков так называемых неблагонадёжных.  

Номер газеты