Закон Путина

Менее чем через год в России истекает срок упрощённого порядка оформления права собственности на дачные строения, земельные участки и дома. Завершается так называемая дачная амнистия. С 2015 года эта процедура станет гораздо сложнее, поэтому с самых трибун Государственной думы, кабинета министров и других федеральных ведомств нас неустанно торопят оформить необходимые документы без лишних хлопот…

Дача. Это слово для миллионов граждан, сначала Советского Союза, затем и России, стало настолько близким… Дача – это культ. Для большинства людей – это почти что ещё один ребёнок в семье…

 

Магнитное поле

вместо правового

 

Однажды мой коллега сказал, что мы живём не в Дагестане, а в Абсурдистане. Кажется (может и точно), что мы живём не только вне правового поля России, а скорее в магнитном, где в роли притягивающих элементов выступают различные (большие и малые) центры сил, выкачивающие у простых людей деньги и парализующие нервы.

Когда в 2006 году глава государства Владимир Путин инициировал Федеральный закон «О дачной амнистии», а Госдума его приняла, ни у кого, пожалуй, не было сомнений, для чего это делалось. Не мог тогда президент не понимать, что простое, лёгкое решение земельных вопросов – это едва ли не главный фактор, делающий гражданина лояльным к государству и власти. Однако мало кто мог даже предположить, что волю и поручение президента страны будут не просто не исполнять, а прямо саботировать. Причём на уровне обычных клерков. Этот фронт руководители Дагестана полностью проиграли. Проиграл и Муху Алиев, и Магомедсалам Магомедов, проигрывает пока и Рамазан Абдулатипов

 

Кто успел, тот поспел

 

Казалось бы, что может быть проще и яснее. Для чрезмерно одарённых дагестанских чиновников поясняем. Единственное, что сейчас нужно соблюсти человеку для попадания под дачную амнистию, – это земельный участок, предоставленный ему в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность. Иными словами, дала вам советская власть участок под дачу лет 30 назад – значит вы вправе обратиться в Управление Росреестра, где вам незамедлительно обязаны включить зелёный свет, то есть выдать «зелёнку». Более того, вам не должны отказать, если вы приобрели участок или строение в силу наследования, по договору купли-продажи, дарения или каким-то иным способом. В этом случае смело идите и получите в архиве документ о первоначальном отводе земельного участка. Это и есть Федеральный закон №93.

Со следующего года человеку, чтобы оформить «зелёнку», необходимо будет обязательно получить и разрешение на строительство и ввод жилого дома в эксплуатацию. Зарегистрировать право собственности можно будет только после сдачи дома в эксплуатацию.  

 

Пока живой

 

«Сделайте мои документы, пока я не умер…» – так в беседе с корреспондентом «ЧК» сказал житель Дербента Бадрудин Набиев. Ему без малого 90 лет, из которых 8 он обивает пороги всевозможных ведомств. Разумеется, его просьба адресована не нам, а как минимум начальнику МКУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации Дербента Кямилю Сеидову (на фото снизу). Для жителей нескольких местных садовых товариществ (СТ), в частности, «Горка», «Каспий», «Сокол», личность известная и противоречивая.

Неделю назад более тысячи дачников с «Горки» намеревались устроить акцию протеста против действий Сеидова, направленных, по их убеждению, на разжигание людской ненависти к властям. Председатель СТ «Горка» Валид Гасанбеков рассказывает, что после неоднократных обращений мэр города Имам Яралиев поручил Сеидову совместно с городским архивом разобраться с дачными документами. Сеидов принял решение, но какое… в августе прошлого года он издал распоряжение о формировании земельного участка площадью 585,5 кв. м, расположенного в кадастровом квартале №05. Только вот эта территория уже принадлежит «Горке». Так решили не сами дачники, так сложилось со времён генсеков КПСС, в частности Леонида Брежнева, в чью эпоху и были выданы участки местным жителям. Но разве это объяснить Сеидову? «Зная, что эта земля наша, Сеидов и не думал согласовывать свои действия с городским архивом, он не поставил в известность Яралиева и за их спиной состряпал свой документ. Какое он имеет право перекраивать земельные участки?» – резонно интересуется Гасанбеков. 

Его заместитель Яшар Касумов (на фото сверху) предполагает, для чего издано такое распоряжение: «Мы каждый раз приходим в земельный комитет города (ведомство Сеидова – «ЧК»), а там говорят, что нас нет. Нет ни списков, ни имён. Когда уставшие и разбитые оттуда выходим, тут же к нам подходит какой-нибудь сотрудник комитета и предлагает быстро решить вопрос, но за деньги. Сумма разная, от 20 до 50 тысяч рублей».

То, что политика Яралиева и некоторых его подчинённых индифферентна, видно и на бумаге. К примеру, в мае 2013 года мэр издал постановление о предоставлении Рубабе Мамедовой права собственности на участок, однако после 3-месячных скитаний женщина получила уведомление об отказе регистрации права собственности.

По словам председателя СТ «Каспий» Магомеда Низамудинова, правоустанавливающие документы не могут получить даже инвалиды. «Понимаете, у людей на руках есть абсолютно все документы, даже лишние, но их не пропускают, хотя по закону хватает одной садовой книжки. Говорят, что в архиве потерялись данные и тому подобную ерунду», – вскипает собеседник.

«Неужели мы, дербентцы, не можем собрать денег на керосин для вертолёта, который может освежить мозги коррупционерам? Но видит Аллах, нам не хочется ломать чью-то судьбу», – подытожил наше общение другой несостоявшийся дачник.

Сегодня вожделенной «зелёнки» ждут несколько десятков тысяч дербентцев. Только в вышеназванных садовых товариществах не менее 5 тысяч участков.

С этой цифрой в корне недоволен сам Сеидов. «Горка» в своё время имела 30–40 га земли, а по факту – 300 гектаров там. Это же визитная карточка города, у стен Нарын-Калы. Они занимаются замозахватом», – сказал чиновник, тем самым дав понять, что абсолютное большинство соискателей не увидит собственных «зелёнок».

 

Дачное шамхальство

 

Махачкала при Саиде Амирове и город без Амирова – это, безусловно, две разные полярности. В том числе в подходе к решению земельных вопросов. С тех пор как в состав города вошли 14 пригородных посёлков, земельная проблема стала ещё острее. С одной стороны, автоматически изменился статус земель, в том числе и тех, что были выделены людям в качестве дачных участков, став землями поселения. С другой – круто изменился тон общения с людьми. Был даже случай, когда группа активистов пригородных посёлков пошла в администрацию столицы решить земельный вопрос, а вышла из здания со зловещим предупреждением: «Если надумаете агитировать людей митинговать, то наденем на ваши головы мешки и утопим в море». Разумеется, такой, скажем, «морской» подход тушевал людей.

Ныне в коридорах мэрии частенько можно встретить жителей пригородов, желающих вернуть утраченное и получить причитающиеся по закону наделы. Только в одном посёлке Шамхал своей очереди на получение земельных участков ждут свыше тысячи человек.

Неделю назад в посёлке прошёл очередной сход жителей с участием главы Кировского района Ахмеда Нахаева. Единственный вопрос повестки, конечно же, земля. Вернее, участки, которые в течение нескольких лет городские чиновники, включая и самого Нахаева, отказывались отдавать людям. Мотивировали свой отказ тем, что нет соответствующего решения органа исполнительной власти о выделении земли под дачные участки, хотя люди тогда получали наделы по действующим на тот период нормам, в частности по ст. 61, 64 Земельного Кодекса РСФСР 1970 года.

Битва между шамхальцами и мэрией шла за 110 гектаров СНТ «Шамхал». Нахаев ранее даже обращался в прокуратуру Кировского района столицы с требованием возбудить уголовное дело на нескольких активистов-дачников. По поручению надзорного органа сотрудники шамхальского поселкового отдела полиции проводили проверку доводов чиновника, однако все документы и действия дачников были признаны правомочными. Тем не менее под дачную амнистию жители посёлка не попали, а когда аргументы кончились, в дело вступила техника. Зловещие группы сноса Махачкалы, как единственные в своём роде, также, по сути, незаконные, не церемонились. Получив устный приказ, они могли сокрушить любое строение в городе и на окраинах. Одна из таких групп приезжала в Шамхал. После их убытия на территории СНТ остались руины от разрушенных фундаментов.

Между тем, по нашим данным, часть участков на этой территории уже продана третьим лицам. Как теперь столичная администрация будет разбираться с этим вопросом, не совсем понятно, но, как признался местный житель Асвад Абдуллаев, Нахаев пообещал вернуть людям землю. Кстати, дочь Абдуллаева все последние годы безуспешно пыталась доказать чиновникам, что, проживая в родительской квартире и имея детей, нуждается в положенном земельном участке. «Я неоднократно обращался в соответствующие органы, и каждый раз меня просили немного подождать, говорили, что земли пока нет. Но для продажи землю они находили», – говорит Абдуллаев.

Только по предварительным подсчётам с подобными проблемами сталкиваются не менее ста тысяч дагестанцев. В разных городах и районах. На наш взгляд, чтобы кардинально решить эту проблему, учитывая то, что до конца срока действия закона о дачной амнистии осталось меньше года, нужно волевое решение. Параллельно с контртеррором в республике нужна масштабная контркоррупционная операция…  

Номер газеты