[ Просто сделай это... ]

Понимать футбол можно по-разному. Большинство видит только внешнюю оболочку, материализованную в заполненных стадионах, забитых голах, выигранных трофеях. Мы предлагаем поговорить о другом. О том, что не видно, но без чего профессиональный футбол просто не может существовать – о системе. Кто вообще должен заниматься системным развитием футбола в Дагестане? По большому счёту вариантов у нас два: либо руководство республики, либо частный бизнес в лице Сулеймана Керимова (либо вместе)*.

И тут возникает двоякая ситуация.

С одной стороны, есть Правительство РД, которое ответственно за развитие спорта в республике, но которое сподобилось только на принятие республиканской целевой программы «Развитие футбола в республике Дагестан на 2011–2013 годы»: сырой документ, больше похожий на способ распила бюджетных денег**. К сожалению, Программа попала в «ЧК» только сейчас, и, думается, большая часть денег уже ушла... Ну, в общем, ушла туда, куда ушла, туда, куда обычно уходят наши деньги.

С другой стороны, есть Сулейман Керимов, который сейчас олицетворяет футбольный Дагестан и который обещал вплотную заняться развитием футбола в республике. Содержание команды это одно. Совсем иное – это реконструкция «Хазара», строительство суперсовременного сорокатысячного стадиона для «Анжи», а также строительство футбольных центров для подготовки юных футболистов. Понятное дело, что пока структуры Керимова заняты текущим сезоном и всё внимание сконцентрировано на нём. Но чемпионат России по футболу фактически завершён. То есть самое время задуматься о системном развитии футбола. На наш взгляд, начать нужно с самого низа (фундамента) – развития детско-юношеского футбола в республике.    

Для людей Керимова в скором времени представится большой промежуток времени (межсезонье, проведение Евро-2012), в течение которого как раз таки можно было заняться вопросом развития детского футбола. Вопрос только как? Мы понимаем, что тема эта очень обширная и специфическая. Для того чтобы дать некоторые ответы (а может, и ориентиры для структур Керимова), «ЧК» обратился к ведущим российским (и не только) специалистам в области развития детского и юношеского футбола. Специально для «ЧК» о детском футболе рассказывают исполнительный директор по стратегии ФК «Шахтёр» (Донецк), ведущий консультант УЕФА по вопросам развития футбола в Восточной Европе и странах бывшего СССР Джо Палмер, технический директор РФС Берт Ван Линген, директор ДЮСШ ПФК ЦСКА (Москва) Олег Малюков, директор Академии ФК «Шахтёр» (Донецк) Патрик ван Лиувен и экс-тренер молодёжной сборной России Андрей Талалаев

 

Компетентно

 

Мы намеренно разбили вопросы нашим экспертам на несколько блоков, полагая, что так будет легче ориентироваться и вообще – проще для восприятия. Представляется, что одним из основных вопросов при построении системы детско-юношеского футбола должно стать понимание структуры детской футбольной школы. 

 

– Что должна включать в себя многофункциональная детско-юношеская футбольная школа (инфраструктура, спортивные объекты, объекты досуга, медучреждения и прочее)? По какому принципу она должна строиться?

Патрик ван Лиувен, директор Академии ФК «Шахтёр» (Донецк):

– Европейский опыт показывает, что футбольные академии (то есть те, где дети занимаются в командах от U-6 до U-17) делятся сейчас на два типа. Существуют школы, куда дети приезжают только тренироваться, и есть академии «полного цикла». Если вести речь о вторых, которые вас, видимо, интересуют, то обязательным стандартом для них является наличие жилых корпусов для всех воспитанников, учебных классов, где они проходят курс общеобразовательной школы, столовой, медицинского центра, классов для теоретических занятий, залов для тренировок в закрытом помещении, процедурных кабинетов, бассейнов, комнат отдыха и игровых комнат. Ну и, конечно же, поля. Много полей.

 – Во сколько обойдётся строительство детско-юношеской школы по футболу? Что нужно учитывать при строительстве?  

– Стоимость затрат на академию строго индивидуальна для каждого клуба. Некой единой цифры вывести нельзя. Но в среднем по Восточной Европе при создании новых школ размер затрат на капитальное строительство колеблется в пределах не менее 10 млн евро в год.

– Сколько стоит подготовка детско-юношеского тренера по футболу? Кто в РФ занимается подготовкой детско-юношеских тренеров? Как она осуществляется?

Андрей Талалаев, экс-тренер юношеской сборной России: – Стоимость подготовки оценить сложно, так как в массе своей в детские тренеры идут либо окончившие карьеру футболисты, либо выпускники спортивных ВУЗов. То есть единой «стоимости» такой подготовки не существует. Но если отталкиваться от европейского опыта, то прохождение подобного курса в хорошей академии, вроде Лионской или Франкфуртской, обойдётся где-то около 20 тыс. евро за два года. В России подготовкой детско-юношеских тренеров занимается департамент РФС. Правда, это скорее не подготовка, а переподготовка, так как большая часть детско-юношеских тренеров сегодня работают в нашей стране наощупь и без отработанной системы. В рамках подобной переподготовки проводятся семинары, практические занятия и аттестация на выезде. Но, хочу сразу заметить, что пока это не носит массового характера, и огромная масса энтузиастов, работающих с детьми, остаётся неохваченной.

– Какова стоимость искусственного газона, его установки и эксплуатации? Искусственный газон какого поколения наиболее оптимален для физиологии детей и юношей?

Олег Малюков, директор ДЮСШ ПФК ЦСКА (Москва):

– В 2001 году на стадионе ЦСКА имени Григория Ивановича Федотова были уложены два стандартных футбольных поля. Все знают, какие в России погодные условия, поэтому искусственные поля должны быть в любой футбольной школе, причём не одно, а минимум два.

На них можно тренироваться в любую погоду. Эти поля хорошего качества, и, главное, они очень качественно и добросовестно постелены. За четыре года эксплуатации они как были, так и есть, ничего с ними не происходит. Честно говоря, тренируешься как будто на натуральном поле. Я видел много искусственных полей, они совершенно другие. Там, как на асфальте, – жёстко, крошка сверху лежит, никакого ворса.

В общем, не то... Мы и ребят опрашивали, как им? Говорят, что получают только удовольствие, потому что поле всегда в хорошем состоянии – выходишь и работаешь. Безусловно, многое зависит от того, как правильно покрытие уложено – если качественно, то проблем в принципе нет, дождевая вода быстро уходит и можно спокойно тренироваться. Зимой мы постоянно чистим площадку от снега, плюс подогрев. Кругом сугробы, а у нас зелёное поле, мальчишки занимаются, ни лёд, ни снег им не помеха.

 – Какие фирмы (организации) в РФ занимаются установкой и продажей искусственных полей?

– Основная часть проектов программ ФИФА по развитию футбола в странах постсоветского пространства приходится на сооружение футбольных полей с искусственным покрытием.

Согласно регламенту программы «Гол», национальным федерациям футбола передаются не деньги, а поставляется готовый продукт.

При сооружении искусственных полей генподрядчик определяется на основании тендера, который объявляет ФИФА среди лучших в мире производителей этого продукта (их около 15).

В России таковых ровно два.

 – Что понимается под современной материально-технической базой для развития футбола?

Берт Ван Линген, технический директор РФС:

– Скажем так. Под этим подразумевается сразу несколько компонентов. Наличие хорошего стадиона с не менее хорошим газоном. Причём не одного, а сразу нескольких. Наличие большого количества полей, где дети будут просто играть, проникаться футболом. В школах, во дворах, за городом. Везде! Ведь самое главное – заразить ребёнка футболом в раннем возрасте, тогда он останется верен ему навсегда. Необходимо также наличие сразу нескольких конкурирующих между собой академий и клубов. Это способствует быстрому развитию футбола в регионе. Ну и, конечно, кадры. Наличие хорошей школы подразумевает наличие не менее хорошего преподавательского состава. А сам преподавательский состав тоже должен где-то учиться.

– Сколько в идеале футбольных (детско-юношеских) центров (школ) должно быть в республике (Дагестан), территория которой составляет 50 270 км2, численность населения – 2 910 249, а его плотность составляет 53,9 человек на квадратный километр?

 

Джо Палмер, исполнительный директор по стратегии ФК «Шахтёр» (Донецк), ведущий консультант УЕФА по вопросам развития футбола в Восточной Европе и странах бывшего СССР:

– Не совсем верно говорить о количестве школ или центров. В деле развития футбола ключевым фактором является grassroots (термин, которым в общественной жизни США обозначается инициатива снизу – «ЧК»). Футбол должен окружать детей повсеместно – во дворе, школе, в телевизоре, на радио и в разговорах сверстников. Необходимо, чтобы дети могли играть в него везде – на площадках во дворах, полях в обычных школах и в ДЮСШ. При этом не менее доступной для них должна быть и амуниция – мяч, форма, бутсы и т. д. В этом случае имеет смысл вести речь о полноценном охвате аудитории. Относительно цифры в данном компоненте опять же играет роль фактор массовости. Система отбора в любом случае всегда выстраивается естественная. Дети, юноши, взрослые – все эти возрастные категории должны быть вовлечены в соревновательный процесс. Регулярные любительские турниры, чемпионаты школ, дворовые кубки (по типу Субботней лиги в Англии) – это способствует поддержанию интереса к футболу и выявлению наиболее талантливых ребят, которые, в свою очередь, попадают в поле зрения селекционеров школ или приходят сами на просмотр в них. А количество академий и школ может быть любое. Сколько у вас играет команд в чемпионате Дагестана? Вот столько школ и может существовать одномоментно на такой территории. Дети и юноши должны попадать в систему координат «local club» и вовлекаться в соревновательный процесс. Иначе никак…

 

Наше мнение

 

Это что называется взгляд со стороны. О специфике развития детско-юношеского футбола мы спросили и у местных экспертов в этой области. В частности, директор училища олимпийского резерва по футболу (г. Каспийск), Арзулум Мантаев, рассказал нам о системе подготовке юных футболистов и о критериях, по которым нужно их оценивать: «При подготовке молодого футболиста важны несколько составляющих: интеллект (футбольный и не только), физические данные, высокая игровая техника. Без этих составляющих вряд ли что получится. Футбольный интеллект проявляется у игроков с 10-летнего возраста, технику можно подтянуть… а что касается физических данных, то имеются специальные нормативы, по которым определяется физическая готовность игрока. По моему мнению, с момента набора и до 12 лет тренер у ребят должен меняться каждые 2 года, а после этого – каждый год. Это нужно по многим причинам. Например, свежий взгляд нового тренера, психологический аспект… Я считаю, что нет какой-то базовой схемы или расстановки игроков на поле, от которой нужно отталкиваться при подготовке молодых игроков, также нельзя подстраивать схему построения игроков (детей и юношей) под модель игры основной команды. Нужно отталкиваться от того, какие игроки есть в наличии. Так будет правильно».  

 

Постскриптум

 

Ответы на все эти вопросы, на наш взгляд, показывают, что развитие футбола, во-первых, нужно начинать с низа, а во-вторых, даже развитие детско-юношеского футбола в республике потребует аккумулирования не только достаточно больших денег, но (а это самое главное) и больших людских ресурсов. И если деньги есть, то о людском ресурсе (который к тому же должен быть и компетентным) так не скажешь. 

Нам нужно понять, что Керимов – человек слова и для него вложить деньги в развитие детско-юношеского футбола в республике не проблема. Как и не проблема построить для этого 5, 10, 15, 20... – да сколько угодно школ. Тут важно другое – наличие профессионалов. Нужны люди, которые не только реализовали бы всё это на местах, но и руководили бы процессом. А для этого нужны знатоки своего дела, люди, которые бы несли ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Приглашать зарубежных (или и из центральной части России) специалистов – вариант наиболее реалистичный. Но это вариант, при котором местные «футбольные функционеры», справедливо или не очень, станут возмущаться: «Как же так, Сулейман Абусаидович, а как же мы, дагестанцы?», организовывать встречи футбольного бомонда и обсуждать «как так получилось и что делать». У большинства из них в голове сидит что-то типа: «как же так – такие деньги, а проходят мимо нас». Думается, Керимов всё это понимает. Поэтому некоторые задумки так и остаются на бумаге. Нет людей, готовых нести ответственность, нет специалистов.     

Кого привлечь? Где дагестанцы с программным видением развития футбола? Перед глазами наглядный пример – РЦП «Развитие футбола в РД на 2011–2013 годы», на которую выделили фактически полмиллиарда рублей (см. таблицу «ЧК»). Даже беглый просмотр программы позволяет сделать вывод о том, что вряд ли пройдёт объективную антикоррупционную экспертизу. Программа принята в 2010 году, когда «Анжи» сводило концы с концами и о покупке Керимовым и речи не шло. Не исключено, что эти деньги выделялись под «Анжи» (тогда президентом клуба был ещё Магомед-Султан Магомедов, ныне спикер НС РД). Куда ушли эти деньги сейчас, когда «Анжи» в деньгах буквально купается? Где осели?

Программа вызывает массу вопросов. О покупке каких искусственных полей идёт речь (какого поколения)? Кто должен эту покупку осуществлять? Откуда взята цифра 406 футбольных тренеров? Кто все эти люди, а главное, где они? Почему в эту Программу включено развитие мини-футбола, тогда как это совсем другой вид спорта, нежели большой футбол? И это не говоря уже о том, что на протяжении всей программы постоянно повторяются одни и те же тезисы (развитие детско-юношеского и массового футбола, совершенствование организационных основ и кадрового обеспечения спортивных школ по футболу и прочее), которые ничто без тотальной расшифровки и уточнения.

И самое главное, наверное, – не прописана ответственность за её невыполнение. Заказчиком выступает Правительство РД, разработчиком – Министерство по физической культуре и спорту, а исполнителями числятся: то же Министерство по физической культуре и спорту, Министерство образования и науки РД, Комитет по печати и массовым коммуникациям РД, органы местного самоуправления муниципальных образований РД (по согласованию), спортивные общественные организации (по согласованию). Самое интересное, что контроль за исполнением Программы также осуществляет правительство республики. То есть, по сути, контролируют сами себя.

На взгляд «ЧК», сейчас самое время спросить руководство республики, что сделано по этой программе? Сколько инвентаря закуплено и где он сейчас, как осуществлялась пропаганда футбола (в каких изданиях, когда, сколько на это было потрачено), где проходили курсы повышения квалификации тренеры, и сколько на это было потрачено? Вопросов найдётся масса, а вот ответов – навряд ли.

 

(«ЧК» выражает благодарность за помощь в подготовке материала редакции журнала Total Football.)

 

*Это можно объяснить и иначе. А именно – на примере государственно-частного партнёрства. К примеру, инвестор вкладывает в сам бизнес как прибыльное дело, а государство вкладывает в инфраструктуру, выделяя землю под спортивные объекты, прокладывая за счёт государства инженерные коммуникации и т. п. Другой вариант, когда государство полностью берёт на себя все расходы, но после становления спортивной инфраструктуры «на ноги», т. е. когда спортивный бизнес начинает получать прибыль, отдаёт его в управление частному бизнесу.

**Полностью с Программой «Развитие футбола в республике Дагестан на 2011–2013 годы» можно ознакомиться на сайте «ЧК».

Номер газеты