[ «Последние рубежи свободной журналистики» ]

В пятницу одиннадцатого в Кизилюрте состоялось не совсем обычное для периферии событие. Начальник новоиспечённого межмуниципального отдела внутренних дел «Кизилюртовский» Асхабали Заирбеков совместно с пресс-службой МВД республики провёл круглый стол на тему: «Взаимодействие СМИ с правоохранительными органами в идеологическом противодействии экстремизму и терроризму».

Встреча проходила в одном из городских банкетных залов и поэтому изначально предполагала компромиссный характер, о чём, в частности, и объявила соведущая круглого стола, заместитель руководителя пресс-службы МВД республики Фатима Убайдатова. «Мы надеемся, что журналисты смогут переломить ситуацию в идеологическом плане. Я прошу вас (журналистов – «ЧК») поддержать не только меня, но и всех нас в этом начинании», – попросила она и предоставила слово корреспонденту агентства «Интерфакс» Тимуру Джафарову. Тимур выразился предельно ясно: «Всё взаимодействие средств массовой информации и правоохранительных органов должно сводиться к одному – соблюдению законов.

Мы, журналисты, соблюдаем закон о СМИ, а сотрудники силовых структур – соответствующие законы и конституцию. Тогда и не будет никаких проблем».

Убайдатова с ним согласилась, но с оговоркой: иногда именно журналисты превышают свои служебные полномочия, нарушают 59-ю статью, злоупотребляя при этом свободой слова.

Затем выступил главный редактор «Черновика» Биякай Магомедов. Говоря о формате мероприятия, он рассказал о роли СМИ в борьбе с экстремизмом и терроризмом. «СМИ вообще не должны бороться с терроризмом. Для этого у нас есть федеральный закон, в котором прописано, какая структура должна с этим бороться. В данном случае – Федеральная служба безопасности. Задача журналистов заключается в другом. Они должны писать правду, не бояться писать её и объективно описывать происходящие процессы. Проблема и в следующем. Например, президент страны последний раз приезжал в нашу республику два года назад. Премьер-министр – тоже. Два года идёт война, и в Дагестан приезжают только силовики в камуфляжной форме. Показывают здесь свои ордена, медали, но менять ситуацию к лучшему они не хотят. Мы на себе испытали, что значит писать о проблемах терроризма. Поэтому наша задача – освещать причины проявления экстремизма и терроризма. Это и есть борьба с этими явлениями», – отметил Биякай и неожиданно для сидящих в зале силовиков высказал, вероятно, одну из главных причин продолжающегося кровопролития в республике: «До сих пор не возбуждено ни одного уголовного дела по контрабанде оружия. Откуда у боевиков новейшее оружие? Ведь любому ясно, что простому человеку купить это, даже при наличии денег, невозможно. Начну я покупать – меня моментально закроют «шестовики». Очевидно, есть канал поставки оружия. Об этом силовики знают, но не предпринимают ничего».

Асхабали Заирбеков взялся ответить на выступление «черновиковца».

«Когда я в детстве встречал на улице милиционера, то начинал гадать, есть ли у него в кобуре пистолет или нет. А сегодня посмотрите, вот это мирное мероприятие, но мы вынуждены были заблокировать дороги, посты выставить, вынуждены себя охранять. Некоторые здесь присутствующие по нескольку раз пережили покушения на свою жизнь. Вот молодёжь уходит в лес. Для чего, почему? Значит, мы проигрываем в агитации. Мы хотели, чтобы после этого круглого стола к этой проблеме обратились люди. Ведь можно же силы молодёжи направить в более мирное русло. Поэтому мой призыв такой: давайте будем говорить об этих проблемах, подумаем, как можно их решить», – больше вопрошал, чем разъяснял он.

Далее офицер привёл в пример соседнюю Чечню как образец порядка справедливой республики: «Кто думал, что после такой войны там будет мир и порядок? Посмотрите сегодня на Чечню…»

На это последовала мгновенная реакция Тимура Джафарова. «Вы говорите, что там наведён порядок… жесточайшими репрессиями со стороны сотрудников правоохранительных органов. Репрессиями в отношении боевиков, их родственников и знакомых. Жесточайше задушили прессу. Их журналисты могут только мечтать о том, чтобы, как мы сегодня, встретиться и обсудить что-то. То, что из Чечни не проходит информация о террористических актах, обстрелах и так далее, не значит, что всего этого нет. Опыт, в том числе мировой, показывает, что наиболее эффективно противостоять терроризму могут только открытые общества. Где соблюдаются законы, права человека и в том числе – права журналистов. О чём мы вообще говорим? Нельзя консолидироваться и выступать единым фронтом против терроризма. Единый фронт легче всего разгромить. Сегодня нужно не мешать развивающемуся гражданскому обществу. И нет сегодня противопоставления общества и власти. О чём речь? Власть разве не часть общества? Власть принадлежит нам всем, избирателям, в конце концов. Власть должна на нас работать. Имеем право и будем критиковать, и указывать на ошибки. Захотим похвалить – похвалим, не захотим – не будем этого делать. На нас обижаются и говорят, что мы не рассказываем и не пишем о позитивной работе чиновников. Их для этого выбрали, для этого назначили. Они за это деньги получают. Поэтому все эти разговоры об объединении против экстремизма и так далее – это пустые слова. Чем отличается работа правоохранительных органов от работы, скажем, хлеборобов? Почему мы должны брать на себя их функции? Ловите, сажайте, но соблюдайте закон. Грубо говоря, вы «отмазываетесь», когда говорите, что вас убивают и вы тоже. Вас убивают бандиты, у которых на роду написано: «нарушать законы». А вы, представители правоохранительных органов, даже в мыслях не должны допускать такое, преступить закон. Иначе аукнется. Дагестан – это последние рубежи свободной журналистики, поэтому мы пытаемся их отстоять».

Замначальника управления информационной политики президента Мадрид Азизханов видит решение проблем в соответствующей журналистской этике, а также в тесном взаимодействии СМИ с правоохранительными органами. «Главное для нас – это чтобы журналисты не нагнетали обстановку. Я поддерживаю предложение «Черновика» представлять информационную площадку для обсуждения любых вопросов, в том числе – общественной безопасности. Но, думаю, что и правоохранительные органы должны приглашать к себе журналистов для, скажем так, спецкурсов, чтобы избежать недоразумений и неясностей», – отметил чиновник. Далее Азизханов поставил под сомнение профессионализм некоторых государственных средств массовой информации и, обращаясь уже к еженедельным изданиям, попросил: «И вам нужно щадить своих земляков, выдавая информацию…».

Речь заместителя главы Кизилюртовского района была предельно банальной. После всего сказанного предыдущими ораторами он начал призывать пишущую братию освещать позитивную работу власти: «Свобода (слова – «ЧК») должна быть в меру. Когда свобода переходит во вседозволенность, то это не есть хорошо».

В завершение встречи представители силовых ведомств Кизилюртовского района ответили на ряд вопросов журналистов. Напомним, в позапрошлом номере «ЧК» была информация об инциденте, имевшем место в селе Зубутли, когда сотрудник уголовного розыска местного отдела ВД Ирзахан Ирзаханов застрелил зубутлинца Шамиля Абдулмуслимова, а после благополучно отбыл в Москву, где, по некоторым данным, и продолжает пребывать.

Автор статьи попросил прокомментировать данный инцидент руководителя Следственного отдела СУ СК по Кизилюртовскому району Мурада Алигалбацева. Он отметил, что с самого начала следователями были проведены все следственные действия по установлению обстоятельств этого преступления. По его утверждению, Абдулмуслимов находился в оперативном розыске по подозрению в похищении человека, а Ирзаханов якобы предпринял неудачную попытку его задержать. Почему сотрудник применил оружие, следователь затруднился ответить, но заверил, что Ирзаханов объявлен в розыск. А Асхабали Заирбеков объяснил причину, по которой подозреваемому удалось беспрепятственно покинуть республику: «После случившегося он сам явился в отдел, сдал оружие и сказал, что идёт в следственный комитет сдаваться. Никто из присутствующих сейчас в зале по-другому не поступил бы…». И добавил, что в ближайшие дни Ирзаханов сдастся и ему оформят явку с повинной. На вопрос журналистов о тонкостях проводимых спецопераций Заирбеков рассказал историю одного погибшего во время боестолкновения в селе Чонтаул своего подчинённого. «Он погиб, как герой. Разве нельзя вам писать о подобных поступках полицейских?», – спросил он. Отреагировала корреспондент агентства РИА «Новости» Наталья Шкандыба. «Почему вы сами об этом нам не сообщаете? Почему я узнаю от пострадавшего во время 3 мая в Махачкале о том, что им помогал сотрудник полиции? Человек хотел его найти и сказать спасибо. Но я узнаю об этом не от МВД Дагестана», – слегка возмутилась Наталья.

«Да, мы сегодня тут многое поняли. Поняли, что и сами где-то ошибаемся. Надо о таких историях не умалчивать. Мы будем это исправлять. Этот круглый стол много полезного для нас даст», – остался уверенным офицер.

Затем слово предоставили заместителю Кизилюртовского межрайонного прокурора Магомеду Дибирову: «Я считаю, что диалог между СМИ и правоохранительными органами необходим. Потому что медиа-сообщество сопровождает человека всю его жизнь. Я уверен, что СМИ – это единственный субъект, формирующий правовую культуру населения и непрерывно влияющий на него». Прокурор попытался найти ключи к решению проблем с экстремизмом и терроризмом за океаном, в Америке, где, по его мнению, законопроект, одобренный Конгрессом после терактов 11 сентября 2001 года, до сих пор помогает избегать новых диверсионных акций боевиков. Однако мнения разделились. Большинство сидящих в зале были едины во мнении, что в нашей республике нет чётко выраженной объединяющей общество идеологии.

В заключение Асхабали Заирбеков вручил похвальные грамоты нескольким местным журналистам за совместную работу в профилактике экстремизма и терроризма. Дальше был общий обед в том же банкетном зале. А впереди – огромный фронт работы. И у журналистов, и уж тем более – сотрудников правоохранительных органов.

 

Номер газеты