[ Масштаб = справедливость? ]

В конце минувшей недели в редакцию поступило два сообщения о попытках похищения людей. В обоих случаях в инциденты вмешались обычные граждане, что помогло избежать кражи человека. А в прошедшие понедельник и вторник родственники пяти ранее похищенных молодых людей устроили пикет у стен республиканской прокуратуры.

Первый сигнал мы получили в пятницу 11 мая от адвоката Зиявудина Увайсова, по сведениям которого в пригородном посёлке Шамхал неизвестные лица попытались похитить местного жителя Али Магомедова. Факт попытки действительно имел место, а очевидцами и, в какой-то степени, участниками происшествия стали несколько шамхальцев.

По словам самого Магомедова, дело происходило следующим образом: «После полудня я вышел из мечети и пошёл в сторону своего дома. На одном из перекрёстков я заметил, что за мной на медленной скорости едет УАЗ. Он был бронированный, с бойницами на окнах и дверях. Когда он поравнялся со мной, из него вышли четверо вооружённых людей и набросились на меня. Один из них был в маске и камуфляжной форме, остальные в штатском. Они хотели затащить меня в машину, а я зацепился за колесо и стал громко звать на помощь».

На крики о помощи выбежали соседи Али – брат с сестрой. «Они начали оттаскивать их от меня, но девушку так сильно толкнули, что она отлетела на два метра, а его брата ударили прикладом по ноге», – утверждает Магомедов. Вскоре начали собираться и другие соседи, после чего все четверо сели в машину и быстро уехали. По словам Магомедова, в октябре прошлого года был похищен его близкий друг Гасан Муртазалиев. Попытку собственной кражи он связывает с тем происшествием.

Второй инцидент случился в южном Дербенте через 2 дня. Около 14 часов дня недалеко от кафе «Хабиби» по улице Буйнакского к жителю Дагестанских Огней Рамилю Ярмагомедову подъехала автомашина «Лада-Приора» с тонированными стёклами без опознавательных номеров. Из неё вышел человек в штатском и громко приказал, чтобы тот немедленно сел в машину.

По словам Ярмагомедова, он только успел спросить его, что происходит, и что им от него нужно. На помощь коллеге из легковушки выскочил ещё один человек, но в маске. Они вдвоём схватили парня весом не более 60 кг и, нанося удары рукоятью пистолета по голове, силой поволокли на заднее сидение авто. «Водитель так же был в маске. Проехав примерно метров 200, я вырвался и перескочил на переднее пассажирское сидение. Приоткрыв дверь, попытался выпрыгнуть, но водитель успел схватить за мой ремень. Я кричал и звал на помощь. Проходящие мимо люди, а также водители проезжавших машин, схватили меня и стали вытягивать из машины. Однако сотрудник в штатском передёрнул затвор пистолета и направил в их сторону. В это время из салона кто-то окликнул его: Малик, убери пистолет. Затем они сели в машину уехали в неизвестном направлении», – утверждает Ярмагомедов. Он также рассказал, почему он приезжал в Дербент: «Утром мне позвонил знакомый Тимур Алиев, с которым мы всю зиму работали на строительных подрядах в Ростовской области. Он сказал, что надо срочно поговорить. В назначенное время я приехал, но товарища не встретил».

Брат Алиева, Шамиль, утверждает, что уже несколько дней как неизвестно о местонахождении самого Тимура. Он подозревает правоохранительные органы в причастности к исчезновению брата и опасается за его жизнь и здоровье. Хотя на их обращения в МВД и прокуратуру им заявили, что не знают, где Тимур.

Вечером того же дня анонимный источник из ГОВД Дербента сообщил, что Ярмагомедова пытались задержать не по религиозным мотивам, как это хочет представить сам потерпевший, а по уголовному факту, в частности, за разбои и грабежи.

Героям этих двух событий ещё повезло. Но есть и те, кто пропал бесследно, и кого в течение нескольких месяцев безрезультатно ищут родственники. В понедельник у здания прокуратуры республики собрались родные Рашида Исмаилова, Тимура Данилина и братьев Абдуллы и Магомеда Муртузалиевых.

 Исмаилов пропал 8 мая в Махачкале. Очевидцы видели, как вооружённые люди насильно посадили его в машину и увезли. Данилин 25 марта отвёз на работу свою супругу Оксану (на фото) и обещал заехать за ней в час дня, но с тех пор его никто не видел. «Полдесятого он успел мне позвонить и сообщить, что его сильно избили. И ещё сказал, что находится где-то в Новолакском районе», – говорит Оксана.

Между тем женщины подошли к входу здания и потребовали встречи с прокурором республики Андреем Назаровым. И тут началось самое главное. С истошными криками на них обрушились несколько сотрудников отдела собственной безопасности. Спустя минуту они набросились уже на нашу коллегу, журналиста издания «Новое дело» Рагимат Адамову, которая сделала несколько фотоснимков. На нашу просьбу представиться (а сами мы представились) один из них ответил: «Меня зовут Шапи…». Он соврал. Его настоящее имя – Сейфудин Шихсафиев (на фото). …Гений, образец сверхневоспитанности и серый неуч. Провокатор чистой воды. На нарастающее людское негодование – ноль реакции. Наоборот, каждое сказанное им слово провоцировало дальнейший всплеск эмоций женщин. Тем временем, Рагимат Адамовой удалось выйти на улицу. Серый неуч выбегает за ней и пронзительно бросает: «Пойдём, отойдём…». Только когда один из ребят жёстко стал третировать его за поведение, он отошёл в угол и угомонился. При этом, нервно подрагивая скулами, раскрыл свою сущность: «Вы что, ко мне в кабинет вообще зашли? Я тут никто…».

Скачать запись в оригинальном формате VR0027.WAV

Скачать запись в сжатом формате VR0027.mp3

В будущем, в случае очередного воспрепятствования сотрудниками прокуратуры работе любого нашего коллеги, «Черновик» будет требовать немедленной отставки Андрея Назарова.

В тот день прокурор всё же принял нескольких женщин, но те остались недовольными итогом разговора. «Он сказал, что возьмёт дела под личный контроль, но, то же самое он говорил и месяц назад. Ничего не меняется», – уверены матери, супруги и сёстры пропавших ребят. В ближайшее время они намереваются обратиться к президенту республики Магомедсаламу Магомедову, а если и это не поможет найти их родных, то устроить более масштабные акции протеста.

 

Комментарий «ЧК»

Увы. Теперь уже очевидно, что никаких уроков из прошлого правоохранительные органы не извлекли. Дистанция между протестно настроенной частью населения (каковы бы ни были поводы для акций) и силовиками продолжает расти. Не реагировать на подобное, пожалуй, один из самых больных вопросов общества (похищение людей), а тем более реагировать неадекватно – чрезвычайно проигрышная партия и для республиканских властей. Тем более что при подобном раскладе теоретически нельзя исключить любой, даже совсем не мирный поворот событий. Вспомните конец ноября прошлого года… ситуация усложняется ещё и тем, что до сих пор нет каких бы то ни было гибких механизмов регулирования противоречий внутри общества. А там, где есть зачатки диалога – нет понимания… Да что там понимания?! Нет желания понимать со стороны отдельных представителей силовых структур. И что в этом случае остаётся делать президенту? Демонстрировать имеющуюся де-факто ограничительную и даже репрессивную силу – вот что! Чтобы заверить и Кремль, и Старую Площадь в том, что мнимой неуверенности и отсутствия контроля в республике нет.

Остаётся открытым и главный вопрос: кто дал старт всеобщему хаосу и кто может его устранить, если даже от сугубо гражданского президента ждут «решительных» мер, а не нормализации?  

Номер газеты