[ «Пора от пустых слов…» ]

Два дня, в субботу и воскресенье минувшие, в Махачкале проходил форум неправительственных правозащитных организаций («Кавказский форум»). Гости из всех республик Северного Кавказа пытались дать ответ на вопрос: кто разводит ксенофобию в России, и её последствия для общества.

В Махачкалу съехались представители правозащитных организаций Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и других республик.

Отметим, что это второй подобный форум. Первый в конце минувшего февраля состоялся в Назрани (Ингушетия). Тогда на повестке дня были вопросы, связанные с непрекращающимися фактами похищений людей и бессудными казнями в республиках Северного Кавказа.

Первое, что бросилось в глаза, – это то, что в махачкалинском мероприятии не принимал участия президент республики Магомедсалам Магомедов, хотя наличие многочисленной охраны на подступах к гостинице и принятые меры безопасности предполагали его присутствие. Ингушский лидер Юнусбек Евкуров зимой посетил форум и сделал, пожалуй, самое главное заявление встречи. Он признал, что, в частности, в Ингушетии имеются доказанные факты причастности сотрудников правоохранительных органов к похищениям людей.

Власть официальную в конференц-зале гостиницы «Приморская» представляли министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Бекмурза Бекмурзаев, Уполномоченный по правам человека в РД Уммупазиль Омарова и начальник Управления информационной политики и пресс-службы Президента РД Зубайру Зубайруев. Он-то и сказал, что глава республики не смог принять участия в форуме в силу чрезвычайной занятости. Впрочем, другие участники встречи (представители неправительственных правозащитных организаций) сомневались в этом утверждении, считая, что Магомедсаламу Магомедову поучаствовать, скорее всего, помешали многочисленные случаи исчезновений людей за последние несколько дней.

Форум, на наш взгляд, не совсем удался. По крайней мере мы не услышали речей, осуждающих действия или бездействие каких бы то ни было представителей власти, хотя изначально предполагалось озвучить ряд проблем, в том числе и связанные с похищениями людей. В основном – только хвалебные высказывания в адрес чиновников. Правозащитница из Чечни Хеда Саратова предложила не конфликтовать с властью, а искать способ для сотрудничества в решении таких «страшных вопросов» Кавказа, как похищения и расстрелы. А Уммупазиль Омарова сказала, что большую часть информации она получает именно от правозащитников.

Что касается вопросов ксенофобии, то, по мнению дагестанского журналиста Абдурахмана Юнусова, необходимо, чтобы СМИ предоставляли больше правдивой, а не негативной информации о Кавказе.

Одним из исключений стало выступление руководителя антикоррупционного комитета Табасаранского района Мигдата Гаджиева, чьё обращение было одобрено и принято собравшимися. «Здесь почти все говорят только хорошие слова в адрес чиновников. А я предлагаю по пунктам разложить все реальные проблемы, а затем требовать их решения у представителей власти. А так, что тут говорить пустые слова?», – возмущался Гаджиев.

В конце форума была единогласно принята резолюция, в которой в том числе выделено обращение в адрес президента страны Владимира Путина. От главы государства требуют не допускать решения проблем Северного Кавказа только лишь силовыми методами. Помимо этого, участники встречи предлагают руководству страны создать отдельное министерство по национальной политике. Ещё форумчане намереваются направить письмо руководству Государственной Думы РФ с просьбой поддержать законодательную инициативу Дагестана о принятии законопроекта об амнистии на Северном Кавказе.

Следующий, третий Кавказский форум пройдёт в будущем году во Владикавказе (Северная Осетия).

Номер газеты