[ На 1-м месте — животноводство ]

Девяностые годы прошлого века не зря называют лихими. Нет, пожалуй, ни одной сферы жизнедеятельности в нашей стране, на которой они не оставили бы свой отпечаток. Особенно пострадали самые слабые и уязвимые отрасли, те, кому без государственной поддержки не то что лидировать, выживать было сложно.

Труднодоступный высокогорный Цумадинский район. Площадь — 1 178,5 км². Расстояние до ближайшей железнодорожной станции — 237 км, до Махачкалы — 293 км. Население — 25,4 тыс. человек. Площадь сельскохозяйственных угодий — 56 897 гектаров, в том числе: пашен 3 872 га, сенокосов 4 200 га, пастбищ 48 700 га и 125 гектаров многолетних насаждений.

Экономика района, базирующаяся в основном на отгонном животноводстве, с развалом Союза стала стремительно угасать. Но даже после 20 с лишним лет застоя начальник отдела сельского хозяйства администрации муниципального района Магомед Коратов не теряет оптимизма:

— На сегодня в районе имеется 22 сельских поселения, которые включают в себя 60 населённых пунктов, 12 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 133 крестьянско-фермерских хозяйства и свыше 5 тысяч личных подворий. Все они в основном ориентированы на животноводство, причём в подавляющем большинстве занимаются выращиванием и откормом крупного и мелкого рогатого скота на мясо, так как заниматься переработкой у нас давно нет возможности. Даже экологически чистые и очень вкусные молочные продукты, в том числе сыр, производят индивидуально и сдают оптовикам, которые реализуют их по рыночной стоимости. Везти продукцию в города фермерам невыгодно.

Совсем обесценилась шерсть, за килограмм дают такой мизер, а на стрижку уходит в несколько раз больше. Невыгодно выращивать те породы овец, которые раньше разводились именно для этого. Пока спасают только мясные породы.

Тем не менее могу отметить, что народ у нас не унывает и не сидит сложа руки, а всё больше занимается откормом как на отгонных землях Бабаюртовского и Кизлярского районов, так и в горах. По итогам прошлого года в хозяйствах всех форм имелось в наличии 29 834 головы крупного рогатого скота и 171 383 — мелкого рогатого, произведено 87 214 кг мяса, 164 764 л молока, 231 000 кг шерсти. В последние годы поголовье неуклонно растёт, но проблема сбыта или переработки так и остаётся нерешённой.

Несмотря на растущее поголовье, фермеры и члены СПК не испытывают недостатка в кормах для скота. Кормовых культур в районе сеется и собирается в достаточном количестве. Всего же под урожай 2012 года было выделено 3 728 га пашни, 2 316 га под посевы, в основном это картофель, кукуруза, овёс, ячмень, овощные и бобовые культуры и кормовые травы. В Цумадинском районе растут очень вкусные абрикосы, яблоки, виноград. Население занято сбором дикорастущих черники, брусники, малины и сдачей их оптовикам.

— А ведь ваш район приграничный, и на его территории расположены погранзаставы. Неужели нельзя заключить с ними договор и кормить солдат свежими мясом и молочными продуктами?

— Тут мы ничего не можем сделать: Минобороны проводит централизованные торги, и мы не в силах обойти на них крупных производителей. Поэтому ситуация, когда в животноводческом районе пограничников кормят продуктами, присланными из Сибири, никого уже не удивляет.

В начале 90-х производители сельхозпродукции остались без дотаций, продукция потеряла рентабельность, порой её стоимость оказывалась ниже себестоимости, были реорганизованы колхозы. Помещения, в которых располагались крупнейшие животноводческие хозяйства, были приватизированы и распроданы за бесценок. Так же ушли по бросовой цене тогда ещё совсем новые сельхозмашины. Сейчас средств на их приобретение у районных СПК нет, и на весь район мы имеем всего 6 единиц техники. Остальные фермеры и члены КФХ вынуждены обрабатывать землю тем же способом, что и их предки — на быках, с помощью сохи и плуга.

— Сейчас руководство многих районов поставило перед собой задачу создать наиболее благоприятные условия для молодёжи, которая ещё осталась на селе, и для тех, кто уже уехал ввиду отсутствия работы и социальных условий. Что предпринимается в Цумадинском районе?

— Мы прекрасно понимаем, что район имеет надежду на возрождение, только если молодёжь будет возвращаться в село. А сейчас её очень сложно уговорить заниматься сельским хозяйством, если это не будет приносить прибыль. Большинство едут в другие регионы на заработки, хотя в последнее время ситуация в корне изменилась. Это связано с тем, что наш новый глава муниципального образования Магомед Саидович Камилов уделяет огромное внимание всем направлениям работы, и можно сказать, что изменения происходят даже не каждый день, а каждый час. Пристальное внимание уделяет нашему району и министр сельского хозяйства Дагестана Сатмар Амиров.

У нашего района большой, но неиспользуемый даже наполовину потенциал. У нас уникальная, привлекательная для туристов природа, чистые родники, нетающие ледники на вершинах гор, обилие лекарственных трав и ягод. Климат можно сравнить со швейцарским, только условия нам необходимо создать.

— Какие основные проблемы вы можете выделить из этого нескончаемого ряда проблем, что нужно решить в первую очередь?

— Для того чтобы сельское хозяйство набрало силу и начало приносить пользу, нам в первую очередь необходимо решить проблему с поливной водой, сельхозтехникой и сбытом готовой продукции. Надо строить небольшие перерабатывающие производства, организовывать сбыт продукции, а для этого нужны хорошие дороги. Не секрет ведь, что дорога до Махачкалы занимает целый рабочий день, и даже до Грузии от райцентра, села Агвали, ближе.

Только недавно наметились позитивные сдвиги в ситуации с поливной водой на отгонных землях, которую планировалось продавать населению! Ведь те цумадинцы, которые переселились на равнину, живут в основном за счёт выращивания сезонных овощей, и плата за воду сделала бы их труд невыгодным.

 

И всё же мы верим в трудолюбие и упорство нашего народа, верим, что возрождение возможно, и наш район будет в числе самых передовых и процветающих.

 

Автор: П. Гамзатова

Проект: Айшат Нурмагомедова

Номер газеты