В четверг 28 июня практически одновременно в республике были совершены три убийства: в селе Карамахи расстреляны местный имам Магомедкамиль Гамзатов и прихожанин мечети Юсуп Ичакаев, а в Кировауле (Кизилюртовский район) на глазах у собственной семьи – исламский учёный Магомедхабиб Завуров.
Убийство Магомедкамиля Гамзатова – далеко не первое посягательство на жизнь священнослужителей в так называемой Кадарской зоне, впрочем, как и в остальных районах республики. Только в последнем случае убийцы, уходя, подожгли за собой и мечеть.
События, как свидетельствуют очевидцы, складывались следующим образом. Примерно в 22:26 в сельскую мечеть ворвались пятеро вооружённых людей в камуфляжной форме. Все, кроме одного, были в масках. В это время там находилось, по одним данным, девять человек, по другим – одиннадцать. Получив приказ, они легли на пол лицом вниз. Затем «гости» отделили от них Гамзатова и Юсупа Ичакаева и произвели по ним несколько выстрелов из автоматов. После этого в мечеть зашёл ещё один человек в маске с канистрой в руке. Пока он обливал стены и пол горючей жидкостью, остальным прихожанам было приказано вынести на улицу тела убитых. Последним движением один из нападавших бросил на пол горящую спичку. Все шестеро, по словам очевидцев, сели в припаркованный у мечети автомобиль ВАЗ-2110 и скрылись в неизвестном направлении. Пожар в мечети потушили несколько десятков местных жителей, однако молитвенный зал выгорел почти полностью.
Не первый, не последний?!
Все, кому удалось спастись после этой диверсии, пережили неописуемое потрясение. Двое из них, возможно, навсегда обрели дефект речи: начали заикаться. Но, несмотря на это, выжившие узнали по голосу одного из нападавших – своего односельчанина Мурада Залитинова (Абу Тахир), лидера карамахинской диверсионно-террористической группы, в свою очередь входящую в более крупную, кадарскую, под руководством Рустама Асельдерова. По данным правоохранительных органов, именно боевики Залитинова были причастны к убийству другого имама карамахинской мечети, 60-летнего Магомеда Махдиева в июле прошлого года. Так или иначе, но и он был застрелен внутри мечети.
Последний инцидент, как уверены карамахинцы, далеко не случайный. Корни, возможно, уходят в 1999 год, когда в селе силами Минобороны РФ проводилась войсковая операция по свержению шариатского анклава, действовавшего в трёх сёлах района. В числе прочих строений неоднократными прямыми попаданиями артиллерийских снарядов была полностью разрушена и сельская мечеть. После боёв карамахинцы приняли решение строить храм на новом месте, а не восстанавливать старый. Это решение не понравилось радикально настроенной части жителей кадарской зоны, особенно тем, кто находится с оружием в лесу.
17 июня на автодороге Буйнакск-Талги в своём автомобиле был расстрелян дядя Гамзатова – Гусейн Алиев, занимавшийся предпринимательской деятельностью. Впрочем, его убийство едва ли носило религиозный характер.
По всей вероятности, целенаправленно боевики стреляли и в Юсупа Ичакаева, который всецело разделял религиозные взгляды с Гамзатовым. Он приходился родным дядей убитого 7 января 2010 года Исмаила Ичакаева, лидера кадарской группы боевиков, правой руки амира дагестанского фронта Магомедали Вагабова (убит во время спецоперации в Гунибе, в августе того же года). Исмаил Ичакаев принимал активное участие в боях против федеральных сил летом-осенью 1999 года и считался весьма значимой фигурой в иерархии членов диверсионного подполья.
Помимо прочих диверсий, группе Абу Тахира инкриминируют убийство исламского учёного, имама Кадарской зоны Зайнудина Дайзиева в прошлом году.
… в масках
На следующий день после убийства Магомедхабиба Завурова в информационных агентствах появились сообщения о том, что учёного застрелил снайпер. Однако дело, по словам соседей убитого, происходило по-другому. За полтора часа до полуночи прозвучала длинная автоматная очередь. Убийца спокойно пробрался к окну комнаты, где в это время находилась практически вся семья Завурова и расстрелял почти весь автоматный боезапас. В него попало 8 пуль. К счастью, не пострадали супруга и трое малолетних детей учёного, которые находились в непосредственной близости от него.
Завуров долгое время обучался за границей: в исламских вузах Саудовской Аравии и Сирии. Наш источник в Кировауле считает, что у учёного были определённые проблемы с правоохранительными органами: «Местные полицейские интересовались им, поскольку Магомедхабиб учился за границей, а к таким людям у нас всегда бывают вопросы».
Третий собеседник поделился с нами ещё более интересной информацией. По его словам, несколько дней назад одна из дочерей Завурова поздно ночью услышала шум во дворе и вышла, подумав, что домой вернулся отец. Но там она лицом к лицу столкнулась с двумя вооружёнными людьми в чёрной форме и масках. Испугавшись, она забежала обратно в дом и рассказала об этом матери, а позднее и отцу. Учёный, скорее всего, не придал этому значения, но, возможно, роковые пули начали свой смертельный полёт именно в ту ночь…
Сразу после расстрела Завурова несколько кироваульцев видели, как от его дома отъезжали две белые «Приоры» и «Газель», которые поехали в сторону федеральной трассы. Через полчаса после убийства в доме Магомедхабиба уже работала оперативно-следственная группа, однако до сих пор никаких следов убийц не обнаружено, да и обнаружатся ли вообще когда-нибудь – тоже большой вопрос. По крайней мере последний инцидент не первый случай, когда в селе звучали выстрелы. В июле 2010 года возле собственного дома на глазах у матери были расстреляны двоюродные братья – Магомед Насибов и его тёзка, Магомед Насибов. Очевидцы тогда утверждали, что стрельба велась из бойниц бронированного УАЗа. Исполнители убийства до сих пор не найдены.
Кем и для чего?...
Несмотря на то что Магомедкамиль Гамзатов и Магомехабиб Завуров были убиты почти в одно и то же время, конечно, нет смысла усматривать какую-то взаимосвязь между ними. Очевидно одно – и тот и другой пользовались немалым уважением и авторитетом среди мусульман. Совершенно неважно, что один проповедовал суфийское направление в исламе, второй – салафитское. Важно другое: убийство обоих – очередной плевок в сторону тех, кто пытается наладить хоть какой-то диалог в мусульманской умме, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Апрельский диалог в Джума-мечети Махачкалы и июньская встреча в Цумадинском районе планировались как начало чего-то грандиозного, позитивного и полезного.
А кем и для чего планируются убийства, подобные карамахинскому и кироваульскому?..
- 2 просмотра