[ Земля уходит из-под ног ]

В минувшее воскресенье в селе Каранайаул Каякентского района состоялся сход местных жителей. Обсуждался единственный, по мнению людей, больной вопрос в селе – земельная политика республиканских властей.

Чудеса на земле иногда случаются. Но только если она имеется. Вместе с пробуждающейся от зимней спячки землёй заметно активизировалось и людское негодование.

Каранайаульцев можно разделить на две группы: тех, кто хочет трудиться на земле и тех, кто хочет построить дом, но ни те, ни другие этой земли не имеют. А кому сейчас легко – спросит читатель, – кому этой земли хватает? Согласимся, но с одной оговоркой: в данном случае жители Каякентского района оказались между двух огней: правительством республики с одной стороны и городом Избербашем – с другой.

К чему только не прибегали местные жители, чтобы положительно для себя «закрыть» земельную тему: и дороги перекрывали, и митинги устраивали, и выборы разного уровня грозились бойкотировать… Но каждый раз отказывались от крайних шагов. «Но теперь всё решено, тут люди готовы взять в руки оружие и отвоевать свои земли. И мы это сделаем, если другого языка они (руководство республики – «ЧК») не понимают», – заявили участники схода.

 

Сказано – не сделано?

 

За две недели до мартовских президентских выборов инициативную группу жителей села принимал министр земельных и имущественных отношений РД Сефер Алиев. «Он тогда сказал нам: «Потерпите до конца выборов. Потом мы создадим компетентную комиссию, включим туда ваших представителей и решим вопросы положительно». Мы были согласны отдать 10% из 84 гектаров нашей земли Избербашу, если оставшуюся часть сможем использовать по своему усмотрению. Никто в селе не был против такого решения. Вот, выборы прошли, а они замолчали. Через две недели мы опять поехали к Алиеву. Но его как будто подменили. «Вы сами договаривайтесь с Избербашем», – сказал он и хотел нас проводить. Когда мы стали возмущаться, он позвонил главе Избербаша Абдулмажиду Сулейманову, и тот согласился встретиться с нами и обсудить вопросы. На следующий день мы позвонили ему, а он в ответ говорит: «Вы вообще, кто такие?». Нас в очередной раз кинули, получается», – говорит один из участников беседы с министром.

Мы связались с Сефером Алиевым по телефону и вот как он прокомментировал ситуацию: «Да, действительно, я с ними встречался 13 или 14 марта. Я им сказал, что у меня есть подготовленные материалы и справка, я представлю их в правительство, где и будем эти вопросы рассматривать. Они сами должны принять взаимовыгодное решение, чтобы оно устраивало и Каранайаул, и Избербаш. Но руководству республики я уже предварительную информацию представил.

Я не знаю, кто вам дал эту информацию, у меня, к сожалению, их номера телефона нет. но тем не менее мы можем ещё раз встретиться и ещё раз обсудить все вопросы и проблемы. Я им даже дал свой номер и сказал, что в любое время могут позвонить.

А конкретные предложения по данному вопросу есть, но из­за того, что был в отъезде, я не смог доложить о них руководству республики. На следующей неделе, когда вернусь, доложу мои предложения по этому вопросу. Просто у самих каранайаульцев ещё эти представления не сформированы. Внутри, у себя надо, чтобы они договорились.

Мы им предложили три варианта решения вопроса. Первый – совместно с Избербашем обсудить и решить судьбу 84 гектаров спорных земель. Другой вариант – создать на той земле отдельное, новое муниципальное поселение и третий – решить этот вопрос за счёт территорий самого Каранайаула. А люди пусть выбирают выгодный для себя вариант или предлагают свои. Ведь комиссия только предлагает, и если он проходит, то принимает решение. Их, в принципе, это устроило. То есть у нас так – они сами выбирают решение, которое считают нужным. Хотите договариваться с Избербашем – пожалуйста, хотите создать муниципальное поселение – тоже пожалуйста. Для этого надо подготовить перечень документов и так далее, чтобы установить там мир и порядок. Всё законно, другого незаконного решения там не будет. И ещё один момент: там, рядом с поселением, есть свободные участки. Пожалуйста, это тоже можно рассматривать как один из вариантов, там есть списанные виноградники, зима ведь тоже была суровая, часть виноградников погибла, есть и старые виноградники. За счёт них тоже можно решить вопрос. Ну, если хотят, пусть предложат ещё свой, четвёртый вариант. В любое время готов с ними встретиться и довести дело до конца».

 

Не ввысь, а вширь

 

Расширение Избербаша осуществлялось за счёт земель, передаваемых в пользование городу именно Каякентским районом. В неоднократных обращениях в адрес чиновников, в том числе и на имя президента РФ Дмитрия Медведева, жители Каранайаула доказывали, что передача земель, юридически закреплённых за ГУП «Чкаловский», является незаконной. Речь идёт о 150 га земли, стоящей, по оценкам селян, 6 миллиардов рублей. Ранее они обвиняли экс­главу Избербаша Магомеда Сулейманова (ныне руководитель ФОМС «Дагестан») в том, что каранайаульские земли, изъятые у них для расширения Избербаша (строительство многоэтажных домов), были проданы под частные домостроения. Они недовольны тем, что земля для нужд Избербаша выделяется, а сельчанам, нуждающимся в жилище, её не предоставляют. Хронология изъятия земель, начиная с 1941 года, выглядит следующим образом. Сельские земли сначала были объединены в колхоз, затем на их базе был образован совхоз (период советской власти), а уже в период современной истории Дагестана земли были закреплены за ГУП «Чкаловский». Из той же хронологии видно, что «чкаловские» земли (с 1941 г. по настоящее время) по частям передавались под различные нужды то переселенцам из Левашинского района (1943 г., 1955 г.), то из Чечни (1957 г.), то под нужды хозяйствующих субъектов (тресту «Дагнефть» – 1941 г., Избербашу под кладбище и мусоросвалку – 2008 г.). Кстати, с кладбищем вышел конфуз. Не суждено было найти там вечный покой умершим. Я был свидетелем, что ни пяди земли под могилы так и не отвели. Зато частные жилые новостройки буквально примыкают к ограде уже существующего старого кладбища. Ну правильно, мёртвые ведь денег за землю не заплатят.

Отторжение земель, можно считать, началось в 2004 году, когда Избербашу передали 36 гектаров. Разделили их на участки 4,5 соток (именно так и было в 2004 году) плюс небольшие лоскутки под внутрипоселковые дороги, и получилось 720 участков. Каждый стоил тогда не меньше 250 тысяч рублей. Семьсот двадцать участков потянули на 165 миллионов рублей! Предыдущий глава Каякентского района Мурат Шихсаидов отказался от «своей» доли в этих миллионах. Он просто подчинился указанию сверху. Тогда кто же в 2004­м снял сливки с каранайской землицы?

Под действием нарастающей протестной активности населения Каранайаула в 2008 году другой бывший глава района Нариман Абдуразаков издал Постановление о согласовании отвода 50 га из земель сельхозназначения ГУП «Чкаловский» под индивидуальное жилищное строительство жителям села. Всё было правильно, расчётливо, разумно. Ну не может село дальше расширяться в своих границах. Никак. С трёх сторон населённый пункт примыкает к магистральному газопроводу, нефтепроводу и газораспределительной станции (ГРС). Однако документ главы района был «съеден» решением Арбитражного суда республики, с иском в который обратилось Минимущества. Муниципалитет покусился на святое святых, решил тогда суд, – на земли ГУПа. Впрочем, в скором времени «съели» и самого Абдуразакова. Человек, с чьим именем ещё несколько лет назад ассоциировался крупный, успешный бизнес, потерял и состояние, и какой­либо публичный статус.

Тех 36 гектаров показалось, видимо, мало. Тем более что в сегодняшних ценах тот же тридцатишестигектарный земельный «аппендикс», что примыкал раньше к Избербашу, а теперь соседствует с родным Каякентским районом, принёс бы дельцам уже 500 миллионов. Не хватает жилья для горожан интенсивно растущего Избербаша? Тогда почему бы радеющим о всеобщем благе торговцам не построить на тех же землях многоэтажки? А вокруг можно ещё парки да сады разбить. Всем и жилья хватило бы, и места для прогулок, и для автопарковки… Так почему же нет? Почему вы разрезаете землю на малюсенькие участки и приращиваете Избербаш «вширь», а не «ввысь»? Потому что «вширь» спекулировать выгоднее. А как минимум 400 каранайаульских семей (цифры от администрации села), остро нуждающихся в земельных участках, не собираются долго выжидать.  

Номер газеты