[ На тонкой грани ]

Подрывом автомобиля начальника Хунзахского межрайонного отдела УФСБ по республике, Гасана Ачилаева, завершилась серия из трёх взрывов в Махачкале в минувший понедельник. В результате этих инцидентов один человек погиб, четверо, в том числе офицер спецслужбы, получили ранения различной степени тяжести.

Первая бомба сработала ночью в воскресенье у входа в магазин мужской одежды на Университетской площади столицы. Взрывная волна повредила двери торгового помещения, а осколки задели двух прохожих женщин: они получили лёгкие ранения ног. Спустя четыре часа прогремел взрыв в другой части города, у одного из подъездов дома №94 по проспекту Акушинского. По сведениям МВД республики, прибывший наряд полиции обнаружил на месте происшествия сильно обгоревшее тело мужчины, а рядом с ним – пистолет иностранного производства. Мощность СВУ эксперты оценили в 400 граммов тротила. Взрывом снесло два лестничных пролёта в подъезде. (О другой, совершенно противоположной версии данного происшествия читайте на 2 стр. – «ЧК»)

Однако самым громким и резонансным оказался третий за сутки взрыв. Утром в понедельник подполковник Гасан Ачилаев вместе с супругой проезжал на своём автомобиле «Форд­Фокус» по тому же проспекту Акушинского. Примерно в 9:07, в момент, когда иномарка пошла на поворотный манёвр недалеко от Троллейбусного кольца, сработала самодельная бомба, прикреплённая к днищу машины. По словам очевидцев (а их было десятки), водителя взрывом выбросило из машины. Иномарка по инерции прокатилась ещё около сорока метров и её охватило пламя. Но до этого прохожие успели вытащить из салона тяжелораненую супругу Ачилаева – Патимат. Помимо прочих ранений, осколком бомбы ей оторвало ногу. Сам подполковник получил не менее тяжёлые ранения. Несмотря на усилия врачей, женщина скончалась ночью того же дня.

Следственное управление СК РФ по республике возбудило по факту подрыва уголовное дело по нескольким статьям УК РФ и поспешило заявить, что отрабатывается единственная версия покушения – служебная деятельность силовика.

Гасан Ачилаев, несмотря на то что (в силу профессии) занимался специфической деятельностью, не был из числа сотрудников спецслужб, кто явно беспокоился за свою жизнь. Никогда не занимался какими бы то ни было финансово-­экономическими преступлениями. Равно как и не был активным борцом с экстремизмом и терроризмом. Занимался, особенно в последнее время, обычной оперативной работой. Не пользовался услугами охраны и не ездил на бронированной автомашине. Однако дружил с убитым в сентябре прошлого года в Махачкале начальником отдела ФСБ по Гунибскому району – Ахмедом Магомедовым. Тот, кстати, близко дружил с другим подполковником ФСБ – Залкипри Шейховым (убит в марте 2010 года).

Ачилаев за последние полтора года стал четвёртым начальником районного отдела Федеральной службы безопасности, на чью жизнь было организовано покушение. Причём только Ахмед Магомедов был убит из стрелкового оружия. В двух остальных случаях покушения были аналогичны последним. В сентябре 2010 года был взорван автомобиль начальника ФСБ по Цумадинскому району Ахмеда Абдуллаева. Он погиб на месте. Спустя 2 месяца в центре Карабудахкента была подорвана «Нива» шефа местного отдела спецслужб Магомедсаида Гаджиева, который скончался в больнице. По версии правоохранительных органов, к организации убийства Абдуллаева был причастен нейтрализованный в декабре 2010 года боевик Ахмед Абдулкеримов (Шатун). Во всех остальных случаях убийства высокопоставленных сотрудников УФСБ остаются нераскрытыми. А отчасти – и недорасследованными…  

Номер газеты