Воскресным днём 29 апреля в Центральной (джума) мечети Махачкалы произошло событие, едва ли имеющее аналоги в новейшей истории республики. Под сводами большого молитвенного зала учёные Ахлю-Сунна и Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) обсуждали вопросы, дестабилизирующие общественно-политическую ситуацию, и искали пути их решения.
Будучи человеком, ни в коей степени не обладающим набором знаний исламских наук, не имею цели анализировать слова всех выступавших. Однако то, что увидел, меня потрясло. Только приятно. Сотни людей, услышавшие о предстоящей встрече, пожелавшие увидеть всё своими глазами, но не успевшие занять место в зале. Ещё столько же «пробивавших» и сканировавших позднее все социальные сети в поисках хотя бы отрывков данного мероприятия. У всех, кто не смог поучаствовать или оказаться в тот день в Джума-мечети, – только огромное сожаление. Но ни у одного из них ни капельки сомнения в том, что сие мероприятие – благочестивое и полезное для Дагестана.
Всего собралось свыше полутысячи человек. Инициатива проведения встречи исходила от руководства ДУМД, модерировал её имам столичной Джума-мечети Магомедрасул Саадуев.
Было видно, что организаторы маджлиса хорошо понимали, на какой шаг они идут. Так, муфтий Ахмад-Хаджи Абдуллаев, выступавший последним, назвал предыдущие выступления прекрасными и выразил сомнение в вере тех, кто с ними не согласен.
Темой встречи было объединение мусульман Дагестана. Объединение мусульман, относящихся к так называемому традиционному исламу, и мусульман, относящихся к нетрадиционному.
Разговор без купюр
– Дорогие братья, позвольте открыть наш маджлис, (собрание), – открыл встречу Саадуев – маджлис, который нас собрал под призывом, под аятами священного Корана. Встреча, посвящённая одной из главных составляющих нашей религии – нашему братству. Наступили такие времена, когда нам уже нужно об этом говорить. После развала Советского Союза мы все взялись за возрождение нашей религии, за возрождение наших наук. И, наверное, тот ход развития был неугоден многим. Не наверное, а точно. Всё это время применялись разные способы и средства, чтобы нас разобщить, расколоть и не допустить единства в наших рядах. Что бы ни происходило, у нас сохранились нити братства, а тут собрались те, кто тоскует по объединению. Сегодняшняя встреча – это не маджлис упрёков в адрес друг друга и анализа нашего прошлого. Это собрание, которое должно нас на один решительный шаг приблизить к согласию и миру между собой. У организаторов этого мероприятия было только это намерение. Ни одно государственное учреждение не принимало участия в организации и планировании этой встречи. Это искренний порыв, позыв души тех, кто сегодня тут собрался. Мы надеемся, что сегодняшний день станет новой точкой, в которой мусульмане позабудут прошлые обиды…
Руководитель ассоциации учёных Ахлю-Сунна в Дагестане – Халил Рахман. Он обратился к присутствующим на арабском языке. Его речь касалась роли учёных в воспитании общества и их ответственности перед Всевышним Аллахом.
Мухаммад Ханафи, имам одной из столичных мечетей:
– Уважаемые и дорогие мои братья. Сегодняшняя тема – это одновременно и актуальная, и общеизвестная. Все мы знаем, что ислам запрещает проливать кровь мусульманина, задевать честь другого человека и трогать чужое имущество. Сегодня, братья, многие споры и разногласия исходят из того, что совсем молодые, не обладающие нужными знаниями люди начинают влезать туда, куда не следует. Если бы вопросы, которые разделяют мусульман, решались не невеждами на улицах, а компетентными учёными людьми, пусть и имеющими по ним разные мнения, они смогли бы найти общее решение посредством языка науки, предоставления и рассмотрения научных доводов. Имам Аш-Шафии сказал: «Я не вёл диспут с учёным, кроме как выиграл в нём, и не вёл спор с невеждой, кроме как проиграл ему». У нас же подобные споры, как правило, ведут невежды с невеждами. А Всевышний нам говорит: «Если вы не обладаете знаниями, то обращайтесь к тем, кто ими обладает». Много споров возникает именно тогда, когда мы этого не соблюдаем…
Имам Хамза из села Кванада:
– Если мы хотим объединиться, то должны это делать вокруг чего-то. Поэтому Аллах в Коране говорит: «Таков мой прямой путь, следуйте же ему и не следуйте другими путями…».
Имам мечети города Избербаш Мухаммад:
– Уважаемые братья, мы на подобный маджлис должны были собраться не сегодня, а 10–15 лет назад. Немножко опоздали, но дай Аллах, чтобы хоть в дальнейшем на нашей земле наступил мир и процветание. Наша разобщённость даёт возможность третьим силам поддерживать фитну, убийства и смуту среди нас. Мы все ведь понимаем, что подобные деяния не поддерживаются не только исламом, но и всеми остальными религиями мира. Если мы хотим, чтобы произошло объединение, каждый из нас должен опираться на Коран, хадис и четыре Мазхаба…
Камиль Султанахмедов (Абу Султан), имам села Новокаякент:
– Первое, что я хотел бы сказать, – это то, что наша религия полноценна. Так же как и полноценен тот, кто послал её нам. Это религия, которая охватывает все сферы нашей жизни, начиная от поклонения Всевышнему Аллаху и только ему одному и заканчивая судопроизводством. Наша религия раскрывает истину, разъясняет её, но не навязывает никому. То, что сейчас здесь происходит, на то была воля Всевышнего Аллаха. Может быть, он увидел в наших сердцах что-то такое и дал возможность нам говорить об этих вещах. В нашей религии нет и не может быть объединения ради самого объединения. Оно должно произойти ради истины. Запретно поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», сюда же включается и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман. Все участники собрания единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг у друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «Комнаты», аят 12).
Некоторые люди говорят, что среди нас есть другие силы, мешающие прийти к общему согласию. Я думаю, братья, что мы сами себе мешаем. Этому мешают наши страсти, амбиции. То, что мы ставим своё частное впереди общего, тогда как общий маслиат всегда должен стоять впереди частного. Пусть Аллах даст нам в этом шаге баракат…
Абу Умар Саситлинский:
– Это первый шаг, который сделан по инициативе муфтия. Он, может быть, сделан чуть поздно, но лучше поздно, чем никогда. Но прежде чем начать объединение, как говорится, сажать саженцы и деревья в общем саду, надо убрать сорняки. Пока их не уберём, мы не можем что-то сажать. У всех, кто здесь сидит, есть свои стереотипы. У кого-то из молодых братьев есть стереотипы по отношению к тем, кто в тарикате, а у тех, кто здесь находится в зелёных тюбетейках, есть свои стереотипы по отношению к братьям-мусульманам. Если мы вначале не избавимся от старых стереотипов, говорить об объединении, говорить, что мы друг друга любим, бессмысленно. Получится так, что мы сами себя будем обманывать. Давайте будем честны с самими собой. Например, братья, я нахожусь в мечети, которую называют ваххабистской. Есть люди, которые боятся туда заходить. Я вот сюда заходить не боюсь. Среди вас есть такие. Почему боятся? Потому что это работа имамов. Есть имамы, которые пугают людей мусульманами. Если мы этот стереотип уберём, то будет результат. Пока это есть, к сожалению, ничего не получится. Хочу сказать, уже двадцать лет у сторонников тариката укоренилось в сознании, что ваххабиты – это страшные люди, хуже, чем кяфиры. Что они женятся на своих матерях и сёстрах или их хоронят в навозе. Покажите нам хотя бы одного такого. Мы его сами растерзаем за такие кощунственные поступки. Нет таких людей, братья. Зачем обманывать народ? Это как раз пятая или десятая сила, шайтан, которому мы уверовали. А ещё говорят, что ваххабиты четырёх имамов не признают. Валлахи-билляхи, ложь это. Признаём, любим и следуем! А кому следовать, если не им? Вся исламская умма согласна с тем, что именно эти четыре имама на истинном пути. Мы тоже за ними идём. Почему телевидение работает на то, чтобы показывать негатив о ваххабитах и так далее. Лучше объясните людям, что такое иман, что такое намаз, что девушкам нужно носить хиджаб, а не ходить полуголыми. Зачем мы обманываем себя и других? Дагестан – баракатное место. Пройдитесь по нашим улицам, и вы все в этом убедитесь. Так что, уважаемые братья, прежде чем вылечить болезнь, надо поставить диагноз. А он у нас не очень хороший. Мы делаем только пять процентов из того хорошего, что должны делать. А нужно все сто. Людям нужен ислам, а не течения в нём. Давайте переходить на другой уровень мышления, садиться за общий стол. Вот тогда перед нами будет чистое поле. Тогда будут и плоды, которые мы будем кушать с помощью Аллаха…
К микрофону подошёл муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаев.
– Я, конечно, целиком и полностью поддерживаю предыдущие высказывания. А если есть те, кто их не поддерживает, то я сомневаюсь в имане таких людей. Все выступления здесь были очень хорошие. В дальнейшем, если мы даже не сможем полностью следовать всем сегодняшним высказываниям, то мы берём на себя ответственность стараться это делать. Что касается последнего выступления Абу Умара о том, что Дагестан – это баракатное место, баракатная земля, то скажу, что я являюсь одним из тех людей, кто говорит, что это так на самом деле. Я ничуть не сомневаюсь в этом. А если вы спросите, есть ли у меня доказательства этого, то отвечу: доказательством является сегодняшний маджлис. В результатах этой встречи я также не сомневаюсь, потому что, для того чтобы спорить, драться или воевать, нужны мужчины. И для того, чтобы прекратить войну и сесть за стол переговоров, тоже нужны мужчины.
Такими сегодня являемся мы, иншаАллах. Хочу ещё сказать вот о чём. Когда начинались разногласия, фитна и смута в арабских странах, мне часто становилось стыдно. Порой я обязываю всех тех, кто меня хоть чуть-чуть слушает, уважает, делать дуа, чтобы в этих странах, а особенно в Дагестане, наступил мир. Если даже где-то у нас не всё получается, то мы должны стараться делать всё для мира и спокойствия. Ни в коем случае не думайте, что я вас тут чему-то учу. С первых выступлений сегодня мы говорим о том, что нам нужно делать для объединения. В наших выступлениях, пожеланиях и стремлениях сегодня нет разногласий. Я бы хотел остановиться на том, что нам нельзя делать для того, чтобы объединиться. Во-первых, нам нельзя обвинять друг друга в куфре. Это должно стать фундаментом нашего объединения. Во-вторых, если с сегодняшнего дня мы начнём следовать Корану, хадису, то хорошая работа у нас пойдёт. В-третьих, нам нужно избегать термина «ваххабизм». Давайте, уважаемые друзья, не будем воспринимать в свой адрес подобные слова, сделаем вид, что мы не замечаем этих слов, отбросим их. Я думаю, что это как своего рода анальгин, облегчит путь нашего объединения. И попросим у Аллаха прощения за все предыдущие годы. Наверное, за всё это время мы закалялись подобно металлу, поэтому и в этом есть кое-что положительное для нас. Некоторые люди говорят, что у нас есть третья сила. Я с этим тоже не согласен. Третьей силы вообще не может быть. Есть вторая сила, и это путь шайтана. Шайтан хочет сеять смуту, раздор. То, что мы собрались именно сегодня – это тоже не случайно. Только сегодня созрел этот вопрос. Если бы собрались в прошлом году, то это был бы неспелый фрукт. А неспелый – значит невкусный, несладкий. А с сегодняшнего дня плод будет сладким. Несколько слов хочу сказать о двух течениях, обвиняющих друг друга в куфре. Некоторые люди у нас любят носить зелёные тюбетейки. За это я благодарен Всевышнему. Есть люди, которые любят носить тюбетейки другого цвета. Я и за это благодарен Аллаху, потому что они всё равно в головном уборе ходят. А есть и те, кто ходит вообще без головного убора. Я и за это благодарен Всевышнему, потому что они остаются людьми. Дай Аллах, чтобы у нас у всех были головы на плечах. Чтобы всадников без головы у нас не было…
Завершающим актом мероприятия стало принятие резолюции. Её пункты, озвученные адвокатом Зиявудином Увайсовым, единогласно поддержали все стороны дискуссии.
За три дня до этой исторической встречи 28 апреля в селе Чиркей Буйнакского района состоялся другой маджлис алимов, который здесь проходит ежегодно. По некоторым оценкам, в село съехались более ста тысяч мусульман со всего Дагестана. Приехали даже гости из-за рубежа. В частности, с приветствием к собравшимся обратился заместитель муфтия Египта. А встречал гостей шейх Саид-афанди.
И на данном мероприятии речь муфтия республики Ахмад-хаджи Абдуллаева изобиловала призывами о недопустимости недостойных высказываний и, тем более, действий в отношении братьев по вере. Он также поднял такой вопрос, как обвинение людей в неверии. «Это очень опасно. Если вдруг тот, кого назвали неверным, не является таковым, то обвинитель сам берёт на себя тяжёлое бремя неверия. Будьте осторожны с обвинениями в куфре. Не ищите чужие недостатки, а старайтесь находить и исправлять свои изъяны», – наставлял муфтий.
Вероятно, именно на этом масштабном мероприятии и зародилось желание у руководства Муфтията провести совместную встречу с учёными ассоциации Ахлю-Сунна. Возвращаясь под своды Джума-мечети. Безусловно, данное событие показало, что точки соприкосновения найти можно. Было бы только желание. А последнее, хочется думать, также присутствовало в сердцах всех собравшихся мусульман. Эта встреча доказала ещё и то, что любые, даже, казалось бы, неразрешимые конфликты можно решать посредством терпеливых и взвешенных слов. То, что их можно решить самим, без какого-либо участия государственных деятелей или чиновников. Всё, что, на наш взгляд, теперь требуется для продолжения диалога – это невмешательство посредников и, уж тем более, провокаторов со стороны гражданских и далеко не гражданских структур. Да будет мир…
Резолюция
1. Полное следование аятам Корана.
2. Следование Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
3. Опора на четырёх имамов этой уммы – Абу Ханифу, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля в фикхе и их вероубеждениях.
4. Необходимость строго следовать словам Аллаха: «Держитесь все верви Аллаха и не разделяйтесь», то есть в приверженности Корану, Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) согласно вероубеждениям, фикху четырёх имамов и словам Аллаха: «Воистину, уверовавшие – мусульмане, братья, так примиряйте же ваших братьев, может быть, вы будете помилованы».
5. Запрет на поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», включающий использование оскорбительных прозвищ и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман.
6. Все участники единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность к различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом.
7. Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц.
8. Осуждение действий любой категории лиц, препятствующих призыву к исламу, а также совместная поддержка призывающих к исламу, которым мешают в их деятельности.
9. Стороны согласились, что недопустимо препятствовать выезду дагестанцев за рубеж для обучения в исламских высших учебных заведениях.
- 55 просмотров