[ Фактор страха ]

География земельных противоречий и конфликтов охватывает всё новые территории республики. В минувшую пятницу в селе Коркмаскала, Кумторкалинского района, состоялся сход с участием более 400 жителей села. Поводом послужила информация о переносе Махачкалинского аэроклуба РОСТО (ДОСААФ) России на территорию земель отгонного животноводства, расположенных у Коркмаскалы.

Местный актовый зал был забит до отказа. Первым выступил руководитель НКО «Толеранс» Абсалютдин Мурзаев. «Федеральный центр уже знает, что все протестные настроения и дестабилизация ситуации в Дагестане не связаны, как многие говорят, с исламским фактором. Этот фактор в первую очередь проявляется из-за проблем, связанных с землёй. А потом они приобретают религиозную оболочку. Когда людей загоняют в угол, то им ничего не остаётся, как кричать «Аллаху Акбар», – констатировал Мурзаев.

Следующим заговорил местный аксакал Магомед (ранее долгое время возглавлял сельсовет). Он сказал, что ещё будучи ребёнком, помнит, как земли передавались для нужд фронта. «750 гектаров наших земель передано для военного аэродрома «Кумторкала» в начале войны. А после войны для аэродрома оставили 353 гектара. Но с 1953 года эта земля не используется по назначению. Мы требуем вернуть нам не только эти 353 га, но и остальные земли. Народ без земли – это не народ!», – провозгласил аксакал.

По информации нашего инсайдера, имеется официальный документ, по которому, в соответствии с согласием военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа, с 1 мая 1958 года 513 га земли аэродрома «Кумторкала» передаётся местному населению под сенокошение. Однако до сих пор земля передавалась из рук в руки. Данный земельный участок ныне находится на праве постоянного (бессрочного) пользования Буйнакской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) – структурное подразделение Минобороны России.

О существовании подобного документа и о некоторых деталях его содержания, правда, слышали и местные активисты. «В том документе, говорят, написано, что военные не возвращают нам земли до тех пор, пока не наступит надобность для нужд фронта. А где тут фронт?», – недоумевает другой участник схода Нариман.

Затем лидер инициативной группы Бочу Магомедов зачитал обращение к президенту республики Магомедсаламу Магомедову. Отчасти, это обращение-предупреждение. Из следующих пунктов:

1. Незамедлительно принять инициативную группу жителей села для обсуждения спорных вопросов.

2. Не допустить переноса махачкалинского аэродрома на наши земли.

При игнорировании этих требований коркмаскалинцы намереваются перекрыть федеральную трассу и железную дорогу, разбить палаточный городок на оспариваемом участке и устроить массовый митинг на Центральной площади столицы.

И тут из глубины зала прозвучали заключительные, резанувшие слух собравшихся слова: «Не допускать решения социально-экономических проблем Махачкалы в ущерб жителей Коркмаскалы»...

Сломленные крылья

 

История эта более чем банальная. Весь сыр-бор случился вокруг территории аэродрома ДОСААФ «Нивное» под Махачкалой. Просто администрации столицы как воздух необходимо раздербанить некогда известную на всю страну Советов лётную школу. Да пропади они пропадом, эти самолёты, когда на кону дорогущая земля. Так подумали обитатели по адресу проспект Гамзатова (Ленина) №2.

Впрочем, аэродром уже потерял всякое подобие объекта былой военно-спортивной мощи. В марте сего года мэр Махачкалы Саид Амиров направил на имя министра обороны страны Анатолия Сердюкова письмо. В нём градоначальник извещает министра, что аэродром «Нивное» подлежит переносу за пределы города, а его территорию следует застроить. Стоит отметить, что с руководством ДОСААФ РФ мэрия Махачкалы заблаговременно согласовала вопрос о переносе.

При этом столичная мэрия «проявляет» необычайную заботу об обороноспособности страны. «В рамках «Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года» просим Вас рассмотреть вопрос о передаче земель для нового аэродрома в Кумторкалинском районе», – говорится в обращении к Сердюкову.

За министра отвечает его первый заместитель Николай Макаров. Он деликатно разъясняет, что решение данного вопроса находится вне компетенции Минобороны страны. Вот только непонятно, каким макаром Макаров советует мэру решить вопрос на уровне руководства Центрального Совета ДОСААФ России?! Ведь гораздо раньше, точнее, в июле 2010 года, всякие манипуляции с махачкалинским аэродромом были признаны, мягко говоря, незаконными.

Кстати, прокуратура РД оспаривает сейчас продажу 190 га, находившихся в ведении ДОСААФ. Но проблема в том, что десятки частных лиц и коммерческих структур уже обустроились здесь. С этих-то мало спроса: им продали, они купили. 15 августа арбитражный апелляционный суд в Ессентуках отказал в иске прокуратуры о признании сделок купли-продажи ничтожными, но прокуратура добивается пересмотра этих решений и 17 октября подала кассационную жалобу.

 

Реакция полпреда

 

Нам достоверно не известно, обращался ли Магомедсалам Магомедов по данному вопросу к полномочному представителю президента РФ в СКФО Александру Хлопонину, но в редакции имеется ответ полпреда президенту республики. А если есть ответ, значит, было и обращение.

В письме говорится, что злоупотребление руководством Регионального Совета ДОСААФ в Дагестане, а также должностными лицами органов местного самоуправления в части распоряжения земельным участком аэроклуба, его разделения и последующая распродажа физическим и юридическим лицам, привели к угрозе утраты аэродрома.

Кстати, по данному факту в марте 2010 года Управлением ФСБ РФ по республике было возбуждено уголовное дело. Но с учётом того, что «распил» земли продолжается и по сей день, сомнительно, что дело доведено до логического конца. Будем ждать реакции нового руководства спецслужб…

Далее Хлопонин предостерегает руководство республики: «В предлагаемом Кумторкалинском районе находятся пастбищные земли кумыкского населения республики. Устройство аэродрома в указанном месте вызовет социальную и межнациональную напряжённость». Полпред упрекнул Правительство республики в непринятии мер реагирования на многочисленные нарушения закона руководством Махачкалы.

А в качестве первоочередных задач Хлопонин строго рекомендовал приостановить строительные работы на территории аэродрома «Нивное».

 

Стык поколений

 

Ровно год назад ситуация в Кумторкалинском районе чуть было не вышла из-под контроля. Тогда более 500 человек, возмущённые всё той же земельной политикой властей, устроили митинг протеста, а затем перекрыли федеральную трассу. Только вмешательство стариков помогло уйти от столкновений с сотрудниками правоохранительных органов.

Каждый извлёк из тех событий свои уроки. Коркмаскалинцы отсутствие ответа от главы республики поняли по-своему: нежелание решать их проблемы. В данный момент в селе сложилась довольно противоречивая обстановка. Старшему поколению всё сложнее удерживать ситуацию под контролем. Часть молодёжи настроена весьма агрессивно.

 

След в след

 

Между тем Коркмаскала запросто может повторить печальный опыт своих соседей – ленинкентцев. Тут уж точно знают, что такое земельные проблемы и сопутствующие им митинги.

Пик протестной активности жителей Ленинкента пришёлся на 2007 год, когда часть жителей требовала немедленной отставки прежнего главы администрации Алимпаши Магомедова, а также его заместителя Лабазана Ахмедуллаева, которые, по словам местных жителей, злоупотребляли служебным положением при распределении земельных участков. Проще говоря, Магомедов не выделял земельные участки остро нуждающимся. 

В том году в посёлке начались первые митинги протеста, и вот тогда настал звёздный час двух доселе ничем себя не проявивших местных участковых уполномоченных – Муртуза Алиева и Рамазана Гасанова. Однажды Гасанов с Ахмедуллаевым подъехали к собравшимся на очередном митинге ленинкентцам и стали в грубой форме требовать разойтись. Но люди, в основном молодые, отказались в аналогичной форме. Тогда из уст Гасанова прозвучали слова, стоившие в последующем жизни, здоровья и свободы многим местным молодым людям: «Ребята, вы успокоитесь или нет? Ну, не будьте дурачками: в течение дня мы из вас сделаем ваххабитов. На худой конец сделаем из вас националистов». Но митингующие тогда не вняли угрозам. А через несколько дней по Ленинкенту начались облавы, обыски и задержания молодых людей. Были составлены так называемые чёрные списки «ваххабитов», причём в немилость силовиков впали именно те, кто активнее других выражали протест земельной политике местной и столичной администрации. 

Глава Коркмаскалы Рустам Акаев изнутри знает проблемы сельчан и всё время пытается что-либо предпринять. Однако по его словам, кое-кому это очень не нравится. «Вот посмотрите, максимум через неделю ко мне в дом придут с обыском. Я неоднократно получал сведения из своих источников, что мне могут подбросить оружие и боеприпасы, а затем преследовать», – предупредил нас Акаев, когда мы выезжали из села.

А цена вопроса, по всей видимости, уж очень велика. По сведениям нашего информатора, мэрия Махачкалы уже выложила 60 млн рублей за положительное решение вопроса с переносом Махачкалинского аэродрома.

В ответ на это люди собираются устроить невиданную акцию протеста у стен мэрии.

Номер газеты