24 января 2011 г. мусульмане России вновь содрогнулись в ужасе от теракта в месте массового скопления людей – на этот раз аэропорту Домодедово. И вновь, как в те тяжёлые дни после теракта в московском метро, мусульмане разделились. Одна, подавляющая часть, испытала растерянность и подавленность. Другая группа – немногочисленная, но ультрарадикальная – восторженно приветствовала акцию. По моему глубокому убеждению, основанному на доводах из Корана и Сунны, а также мнении учёных ахлю-сунна (см. во вставке «ЧК»), никаких оснований в шариате для подобных действий нет. Мусульмане же, действующие или считающие теракты дозволенными, действуют или считают так по своему незнанию.
Условие веры
Приступая к разъяснению, почерпнутому мною не иначе как из Корана и Сунны, а также мнений учёных ахлю-сунна, я хочу привести аят из Корана, чтобы смягчить ваши сердца и очистить разум до того, как коснуться вопроса, вызывающего ожесточённые дискуссии и раскол в среде мусульман.
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» ( «Женщины», 4:65).
Абд ар-Рахман Ас-Саади в своём толковании данного аята приводит следующее: «Всевышний поклялся Самим Собой, что люди не уверуют, пока не изберут Его Посланника (с.а.с.) судьёй во всех спорных вопросах. (…) Для того чтобы стать верующим, недостаточно просто обратиться на суд к Посланнику Аллаха (с.а.с.). Люди не должны испытывать никакого стеснения в сердцах от его решений и смотреть на его повеления сквозь пальцы. Но даже после этого они не уверуют, пока полностью не подчинятся его воле и не станут выполнять его предписания со спокойной душой и полным удовлетворением.
(…) Выполняя все три предписания как следует, он исповедует ислам совершенным образом. Если он отказывается выполнять законы религии и не считает это обязательным, то он является неверующим».
Когда Слово Аллаха превыше всего
Джихад – это приложение всех усилий для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего. То есть цель джихада – распространение религии Аллаха и утверждение исламского порядка на земле. Джихад бывает языком, рукой, душой и сердцем. Джихад рукой – вооружённый джихад – делится на оборонительный и наступательный. Участие в вооружённом джихаде, с точки зрения шариата, оправдано лишь в том случае, если намерения человека являются искренними, а цели – правильными. Оборонительный джихад предполагает, что на землю мусульман напал агрессор и посягает на жизнь и имущество её жителей (в том числе и тех, кто находится под защитой мусульман из числа представителей других религий), и каждый дееспособный муслим обязан с оружием в руках выступить против врага. Наступательный – ведётся с целью распространения ислама. Каждый из этих видов имеет свои средства и методологию (манхадж).
Образцом для подражания верующих являются первые три поколения мусульман, о которых пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Лучшие люди – это моё поколение, затем следующие за ними, затем следующие» (праведные предшественники: сподвижники, затем таби'ины (те, кто следовал за сподвижниками) и затем табиу таби'ины (те, кто после таби'инов)). В истории этих первых трёх поколений мусульман нет ни одного факта намеренного убийства мирных жителей (женщин и детей). Более того, Пророк (с.а.с.) запрещал даже рубить плодоносящие пальмы, губить урожаи и разрушать строения противника. Конечная цель, объединяющая все виды джихада (и оборонительный, и наступательный), – чтобы Слово Аллаха было превыше всего на Земле.
Ясные аяты – мать Писания
Ультрарадикальная молодёжь, которая приветствует теракты против мирных граждан, по своему невежеству называет это джихадом на пути Аллаха. В качестве доказательств они приводят некую фетву шейха Усаймина (о том, почему мы сказали «некую», вы поймёте далее)со ссылкой нааят194 суры «Аль-Бакара»: «Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас», а также на хадис от Сааба ибн Джассамы о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) был спрошен о положении язычников, жителей поселения, на которых нападают ночью, женщин и детей которых могут убить, на что Он (с.а.с.) ответил: «Они – часть их». На этом шатком основании, которое противоречит принципам Корана и Сунны, они считают для себя дозволенным убивать женщин и детей.
В Книге Аллаха нет и не может быть противоречий. Всевышний дал верующему различение: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран). Всё это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» («Семейство Имрана», 4:7).
При возникновении трудностей с толкованием того или иного аята Корана его следует разъяснять другими, ясными аятами и достоверными хадисами. Именно таким способом шейх Абу Басыр ат-Тартуси убедительно опровергает ошибочное толкование аята 194 суры «Корова» в своей фетве: «Можно ли намеренно убивать детей и женщин, неверующих на джихаде, даже если это делается в отместку?».
Опровержение искажённого толкования аята 194 суры «Аль-Бакара»
Принципы шариатских текстов гласят, что человек не подвергается отчёту за грехи, которые он не совершал, на что указывают слова Аллаха: «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» («Скот», 6:164). И этот аят повторяется пять раз в Благородном Коране, чтобы сообщить и подтвердить важность и значительность его смысла. Пророк (с.а.с.) сказал в своей прощальной проповеди: «...и каждый пожнёт только то, что он посеет, и отец не будет судим за плохие деяния его сына, и сын не будет судим за плохие деяния его отца» (Ибн Хиббан, Ахмад, и др., шейх Альбани признал достоверным). Шариатские тексты категорически запрещают нацеливаться на женщин и детей противников любым способом убийства или сражения, какие бы ни были причины и поводы для осуществления этого, как сказано в хадисе, переданном аль-Бухари и другими от Ибн Умара. И Ханзаля аль Катиб сказал: «Мы вышли на битву с Посланником Аллаха, и мы наткнулись на убитую женщину, и люди собрались вокруг неё. Они расступились для Посланника Аллаха, который сказал: «Эта женщина не сражалась среди тех, кто сражался». И затем он сказал одному человеку: «Иди к Халиду ибн Валиду и скажи ему, что Посланник Аллаха приказывает тебе: ''Не убивай ребёнка, не убивай слабых''» (передали Ибн Маджа, Абу Дауд, и сказал шейх Альбани: «Сахих».)
И от Асвада бин Сари передаётся: «Я пришёл к Посланнику Аллаха и отправился в поход вместе с ним. И я следовал за лучшими людьми в тот день, пока они не убили детей. И это дошло до Посланника Аллаха, который сказал: «Что такое случилось с некоторыми людьми, что они превысили грани убийства сегодня настолько, что они убили детей?»И человек сказал: «О Посланник Аллаха, это дети многобожников». И Он сказал: «Воистину, лучшие из вас – дети многобожников. Не убивайте ребёнка!»(Ахмад, 3/435, Дарими, 2/223, Бейхакы, Хаким и др., сказал шейх Альбани: «Иснад его достоверный»).
Аят благородного Корана – «Если кто посягнул на вас, то и вы посягните на него, подобно тому, как он посягнул на вас.» («Аль-Бакара», 2:194) – не содержит в себе свидетельства того, для подтверждения чего он был использован. Это общий аят, и недопустимо действовать по нему абсолютным образом, без того, чтобы посмотреть на исключения, сделанные Законодателем, и, особенно, не посмотрев те вещи, которые запрещены сами по себе и не могут быть осуществлены в отместку. Например, не разрешено платить за измену изменой или за предательство предательством, ложью за ложь, грехами за грехи. Поэтому акт ослушания Аллаха не может использоваться в качестве ответа на другой акт ослушания Аллаха.
Основываясь на этом, мы говорим, что этот аят разрешает отвечать агрессией на совершение агрессии тем же образом, каким она была осуществлена изначально. И неважно, о каком типе агрессии идёт речь... Кроме того, что сделал исключением Законодатель и запретил использовать в качестве возмездия и отмщения в текстах (в аятах и хадисах. – Прим. ред.),которые уточняют то, что имеет общий смысл. Среди этих текстов – те, которые запрещают убийство женщин и детей, наказание человека за чужие грехи и другие действия, которые запрещены.
В завершение своей фетвы ат-Тартуси выразил надежду, что слова шейха Усаймина о дозволенности убивать женщин и детей неверных – оговорка, сошедшая с его языка, которая случается со всеми говорящими. В подтверждение же своих сомнений он пишет: «Я не нашёл эти слова напечатанными хоть в одной из книг шейха и его работ, при всём их множестве, и если бы был это мазхаб шейха, то мы нашли бы это напечатанным в его работах. Аллах знает лучше» (см. фетву самого шейха Усаймина с осуждением терактов против мирного населения во вставке «ЧК». – Прим. ред.).
Об искажённом толковании слова из Корана – «турhибуна»
Сторонники террора против мирного населения «подкрепляют» свои доводы ещё одним аятом: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» («Трофеи», 8:60).
Слово из Корана «устрашить», которое в оригинале звучит как «турhибуна» (от корня в арабском языке «раhиба» – устрашать, терроризировать, наводить ужас),они приравнивают по смыслу к слову «терроризировать» – от традиционно употребляемого значения слова «террор» как насилие против мирного населения. Их аргумент звучит так: «Дословно перевод этих аятов означает ''приготовление сил, чтобы терроризировать и наводить ужас на врагов Аллаха и (врагов) мусульман, победить их и принудить к миру''». Но, по смыслу данного аята, речь идёт о военных действиях и об устрашении военного противника, а не населения! Исходя из того, что представители этой ультрарадикальной группы людей считают дозволенными теракты против населения, следует, что они же всех людей на земле, представителей других религий и даже самих мусульман – случайных и вероятных жертв теракта – автоматически считают «врагами Аллаха и мусульман». А это – явное противоречие Корану. Такой «логикой» сторонники «терроризировать врагов Аллаха» загоняют себя в тупик, становясь фанатиками собственных заблуждений.
Ничего общего не имеют теракты в местах скопления людей ни с наступательным, ни с оборонительным джихадом. Если цель оборонительного джихада – защитить жизни и имущество мусульман, то такие акции приводят ровно к обратному результату: ненависть к мусульманам растёт, насилие по отношению к ним со стороны силовых структур – тоже, а население России в массе своей начинает оправдывать жестокость силовиков.
А если исполнители и организаторы теракта в Домодедово считали, что они ведут наступательный джихад, то и здесь они находятся в явном заблуждении относительно целей джихада. История ислама не знает примеров, когда бы Слово Аллаха распространялось посредством террора, убийства, внушения ужаса и страха мирному населению.
Во всех подобных случаях гибнут и страдают как представители других конфессий, так и сами мусульмане. А кровь и жизнь верующих, согласно Корану и Сунне, неприкосновенны. В России проживают миллионы мусульман. Любой из них может стать мишенью для смертника. Ведь одна капля невинной крови мусульманина для того, кто её пролил, будет на весах Аллаха (С. Т.) в Судный день тяжелее, чем гора Ухуд.
Крупнейший исламский мыслитель ХХ в. Сейид Кутб описывает этот вид заблуждений относительно средств и методов джихада: «Те, кто приводят коранические тексты в качестве доказательства закона исламской религии в джихаде и не учитывают при этом упомянутой выше черты (имеется в виду адекватность методов джихада реальности бытия общества. – «ЧК»), не понимают природы этапов, по которым проходит праведный путь, и связи различных коранических текстов с каждым этапом в отдельности, глубоко заблуждаются и натягивают на закон исламской религии одежды заблуждения. Они нагружают коранические тексты тем, чего категорически не выдерживают исламские принципы и правила. Каждый из приведённых текстов они считают как бы окончательным, олицетворяющим собой конечные правила ислама».
Аль-Макдиси: о дурном толковании хадиса от Сааба ибн Джассамы
Абу Мухаммад аль-Макдиси также выпустил фетву с осуждением терактов. Далее мы приводим его доводы против терактов в отношении мирного населения.
«И нам ничего не остаётся, кроме как упрекать ту молодёжь, которая использует для проведения операций рынки, площади и прочие места массового скопления, где они проводят подрывы заминированными машинами или просто фугасами. Зачем проводить такие операции, зачем закладывать фугас возле посольств, где проходит много мирных людей, или возле домов врагов Аллаха, где также могут пострадать мирные жители? И всё это ещё более удивительно при том, что эта молодёжь не выносит такфир на всех мусульман, как это делают те, кто впали в крайность (выделено автором. – «ЧК»)».
«Но какой шариат или разум способен дозволить подобные операции? Неужели это тот джихад, которым будет доволен Аллах?»
«А когда ты начинаешь обращаться к этой молодёжи с упрёками, советами, призываешь их побояться пролития крови мусульманина, даже если он грешник и распутник, то они тут же приводят тебе свои доказательства. И ты услышишь, как они приведут тебе хадис от Сааба ибн Джассамы о дозволенности ночного нападения на кафиров (имеется в виду тогда, когда допустимо случайно убить женщин, детей и стариков)…
Имамы Муслим и аль-Бухари привели хадис от Сааба ибн Джассамы о том, что Посланник Аллаха (с.а.с.) был спрошен о положении язычников, жителей поселения, на которых нападают ночью, женщин и детей которых могут убить. На это Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: ''Они – часть их''. Затем Сааб ибн Джассама сказал, что слышал, как Пророк (с.а.с.) добавил: ''Нет запретной территории, кроме как у Аллаха и Его Посланника''».
«Затем эта молодёжь стала использовать этот хадис, чтобы проводить подрывы на улицах, рынках и прочих местах скопления мусульман. Но этот хадис – доказательство против них, а не в их пользу».
«Мы(учёные ахлю-сунна. – «ЧК») будем запрещать и порицать те операции, в которых местом взрыва используются места скопления женщин и детей, эти слепые подрывы, произведённые только на том основании, что там рядом магазин кафира, машина язычника или посольство врага».
«О, братья, я напомню вам хадис: ''Тот, кто вышел из моей общины против моей общины, убивая праведника и распутника, не заботясь о верующем и не соблюдая договор, то он не от меня'' (а в Домодедово были убиты и ранены палестинцы, таджики, татарин, то есть, вероятно, мусульмане. – Прим. ред.). Также в версии имама Муслима от Абу Хурейры приводится: ''И я не отношусь к нему''. Так какая может быть польза муджахиду от его джихада, если он попал под категорию людей этого хадиса, и Посланник Аллаха (с.а.с.) непричастен к нему? Я напоминаю вам про Аллаха в отношении запретности мусульман и их крови, про джихад и его плоды».
«И сам Посланник Аллаха (с.а.с.) обратился к умме в запретной Мекке в запретный месяц великого хаджа, сказав: «Поистине, ваша кровь и ваше имущество запретны для вас, как запретен этот день, как запретен этот месяц, как запретна эта территория, вплоть до того, как вы встретитесь с Вашим Господом. Сообщил ли я вам?» – и они ответили: «Да».
И в завершение приведу аят: «И если бы неверующие мужчины и женщины, которых вы не знаете, но можете погубить, и за это вас постигнет грех без знания…» («Победа», 48:25). Этот аят был ниспослан как предостережение о крови мусульман в Мекке, которых было мало и которым приходилось скрываться среди язычников. (…) В этом аяте имеется в виду то, что если вы зайдёте к ним, то станете причиной их убийства, не зная их. Но ещё хуже тогда, когда вы знаете о них, знаете о том, что большинство тех, кто ходит по улице или находится на площадях, – мусульмане, и, несмотря на это, вы губите их. Так какой грех может быть хуже этого, ведь он был совершён со знанием?
И в это же время мы видим, как некоторые из молодёжи, в ком есть стремление и усердие, бросаются взрывать церкви, убивать немощных туристов или работников благотворительных организаций. (…) Некоторые бросаются взрывать кинотеатры или спортивные клубы и прочие места, где собираются грешники из числа мусульман. В результате погибают и получают ранения десятки, если не сотни человек. Но это наказание для них не является наказанием по шариату, и это из-за незнания обстановки и незнания шариата».
«Но тот, у кого есть разум, никогда не станет радоваться тому, что приобрёл вымышленный вес в глазах противника, а тем более тому, что его угрозы восприняли всерьёз, и против него собираются дополнительные силы извне. Некоторые настолько верят в свои угрозы и в свой вымышленный вес, как и их враги, что это подталкивает их на грандиозные поступки. Они настолько поверили в свои силы, что подумали о том, что они подобны Каакаа ибн Амру или Кутейбе ибн Муслиму, первые ряды армий которых находятся в Багдаде, а последние ряды в Китае рушат их стену. Но положение всегда будет таковым, как мы его видим, а не таковым, как мы о нём слышим. И из-за этого некоторых опьянило своё мнимое величие, и их последователи думают о том, что у них во власти вся земля»…
И в завершение…
Резюмируя вышесказанное, хотелось бы призвать своих братьев по вере внять словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас.Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу, или по вознаграждению)!» («Женщины», 4:59) и обратиться по данному вопросу к Корану и Сунне, как об этом говорят учёные, а не упорствовать, подобно заблудшим сектантам. И, в заключение, воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Фетвы других учёных
Шейх Ибн ‘Усаймин: «Когда некоторые братья совершают деяния по своему усмотрению, без всякой мудрости, они прибавляют европейцам и другим искажённое представление об исламе. Я подразумеваю тех, кто совершает взрывы среди людей, утверждая, что это джихад на пути Аллаха. В действительности же они приносят больше вреда исламу и мусульманам, чем пользы. Какие у них результаты – вопрос к вам. Стали ли неверные ближе к исламу, или же они ещё больше отдалились от него?!
Ислам далёк от всего этого! Даже после того, как джихад был вменён в обязанность, сподвижники не отправлялись в сообщество неверных для того, чтобы убивать их, кроме как на джихаде под знаменем правителя, который мог вести джихад. А что касается этого террора, то, клянусь Аллахом, это лишь ущемление для мусульман. Мы не видим результатов и пользы. Напротив, в этом только искажение и неправильное представление ислама.
Если бы мы выбрали путь мудрости, побоялись в наших сердцах Аллаха, исправили прежде всего себя, а затем тех, кто окружает нас, и пошли по пути шариата, то результат был бы непременно благим!»
«Предательским актом» назвал шейх Салих ибн Фаузан нападение на христиан в Александрии, в Египте 1 января 2011 г., которое унесло жизни 21 человека, и осудил самоубийства как нечто, что идёт вразрез с исламом. Он назвал самоубийственные теракты «дьявольскими», которые, по его мнению, не могут относиться к действиям муджахединов.
Вопрос шейху Салиху аль-Фаузану: «Являются ли такие действия как убийства и взрывы правительственных учреждений в немусульманских странах необходимыми, и можно ли назвать это джихадом?»
Ответ: «Убийства и взрывы недопустимы, поскольку они только навлекают на мусульман бедствия и приводят к их убийствам и преследованиям. Что же касается джихада на пути Аллаха, то речь может идти только об открытом сражении, и только при определённых условиях. В этом необходимо следовать примеру Пророка (с.а.с.). (…) Ясно, что убийства, совершаемые в тех странах, где живут мусульмане, приведут к убийствам самих мусульман, что, как вам известно, и происходит ныне. Это не имеет никакого отношения к исламскому призыву и не является джихадом на пути Аллаха. То же самое можно сказать и о взрывах, ввергающих мусульман в пучину бедствий».
Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак сказал: «Преступления, которые совершают по отношению к неверным некоторые невежественные мусульмане, проживающие в их странах, такие, как воровство, попирание их прав, избиение и ругань без права, являются запретными в исламском шариате! То, что совершают эти люди, не имеет никакого отношения к исламу! А что ещё хуже, так это теракты, совершаемые некоторыми заблудшими, которые взрывают различные учреждения. Поистине, это не имеет никакого отношения к джихаду, который Всевышний Аллах узаконил среди Своих рабов для распространения справедливости и возвеличивания Его Слова на земле! Более того, это является нечестием, которое запрещено!»
Фатуа аль-Ляджнату-ддаима (Постоянного комитета)
Высший совет учёных на 49 сессии, проходивший в Таифе 26 июля 1998 г., разъясняя тему неправомочного обвинения в неверии, среди прочего заявил:
«Что касается убийств невинных людей, взрывов жилых домов, транспортных средств, государственных и частных учреждений, имеющих место в некоторых странах, то эти действия являются преступлением, и ислам не имеет с этим ничего общего. Точно так же с этим не имеет ничего общего и любой истинный мусульманин, верующий в Аллаха и в Последний день. Совершают же подобные действия люди, приверженные порочным идеям и убеждениям, которые будут нести бремя своих грехов и преступлений. Действия таких людей не следует связывать ни с исламом, ни с мусульманами, руководствующимися установлениями ислама и неуклонно следующими указаниям Корана и Сунны, поскольку их действия являются проявлением нечестия в чистом виде и преступлениями, отвергаемыми как шариатом, так и самой человеческой природой. Подобные действия запрещаются Кораном и Сунной».
Также высший совет учёных после взрыва в Эр-Рияде в 2003 г. в своём заявлении среди прочего заявил: «Тот, кто утверждает, что различные теракты и убийства (невинных) – это джихад, является невеждой (джахиль) и заблудшим. Всё это не имеет ни малейшего отношения к джихаду на пути Аллаха!»
- 204 просмотра