Реклама канувшего в Лету проекта «Жемчужина Сочи» на вопрос, в чём сила клуба, давала однозначный ответ – в болельщиках. И пусть самой сочинской звезде её так и не зародившийся фан-клуб взойти не помог, но для другой жемчужины юга это утверждение стало определяющим. Дагестанские фанаты – явление во многом уникальное и отличающееся от общего потока фан-движения России. И отличие это состоит не только в том, что здесь живут «горячие парни», которые умеют болеть так, как никто в чемпионате…
Отличительной особенностью профессионального болельщика-фаната в России, да и в Европе, изначально была позиция активной поддержки. Суть её заключалась не только в болении за клуб на стадионе и покупке атрибутики, но и в «защите чести клуба» за пределами стадиона. В России любое фан-движение клуба в первую очередь решало задачу «против кого дружить» и выбирало «врагов» из числа уже существующих «фирм». Фанаты российских клубов со времени существования новой России уже давно стали некоей самодостаточной структурой, исповедующей взгляды и настроения, не всегда разделяемые официальным руководством их клуба, но работа с ними практически не ведётся.
Кто тут дикий?
Совсем иная картина наблюдается в случае с дагестанским фан-движением. Здесь мы видим, что формирование профессиональной болельщицкой структуры («Дикая Дивизия») идёт под опекой клуба. При этом может возникать ощущение определённой зависимости этой структуры от клуба. Что представители «ДД» начисто отрицают. В частности, менеджер по работе с болельщиками клуба Загид Кебедгаджиев считает, что цель такая у клуба не стоит: «Несмотря на предоставляемые «ДД» привилегии клубом, это независимая и свободная структура, не являющаяся подконтрольной руководству клуба».
Спрашиваем о зависимости у представителей «Дикой Дивизии».
Официальный представитель «ДД» Эсуб Маллаев соглашается с Загидом:
«У людей со стороны действительно может возникнуть ощущение, что мы как-то зависимы. Часто сам об этом слышу от разных, не имеющих реальной информации о делах в клубе людей. Привилегии ведь для чего даются? Есть всего одно условие, поставленное руководством – мы вам это предоставляем, от вас нужна лишь поддержка! Как ты, наверное, заметил, мы свою часть условия выполняем на «пять» даже на выездах».
В этом отношении с «ДД» спорить не приходится. Даже в выездных матчах с ведущими клубами страны наши болельщики не теряются и поддерживают команду так, что иногда возникает ощущение, что дома как раз играет «Анжи». Стоит признать, что уровень футбола, демонстрируемого махачкалинским клубом, пока не дотягивает до поддержки фанатов. А уж про домашние матчи говорить нечего.
Средняя посещаемость домашних матчей «Анжи» в ЧР составляет 14300 человек, и по этому показателю махачкалинцы занимают 6 место, что можно считать серьёзным результатом, учитывая, что позади нас есть даже такие клубы как ЦСКА (11850 человек, 9 место) и «Динамо» (10000 человек, 11 место). Примечательно, что обе эти команды реально претендуют на чемпионство, в то время как «Анжи» вряд ли сможет достичь и заявленного 4-го места.
И хотя по ощущениям среди простых болельщиков и членов «ДД» имеется множество глорихантеров*, ставших на путь боления лишь ради определённой выгоды, есть существенная часть поддерживающих клуб искренне.
«В состав «Дикой Дивизии» сегодня официально входит 450 фанатов. Число же тех, кто активно поддерживает команду на секторе, но ещё не вступил в «ДД» – порядка 700–800 человек. Есть процент тех, кто болеет ради названных выгод, но их мы быстро вычисляем» –подытоживает Эсуб.
Возвращаясь же к теме независимости, можно отметить ещё одну деталь. После ничейного матча в родных стенах против грозненского «Терека» трибуны, скандировавшие в адрес экс-наставника «Анжи» Гаджи Гаджиева «В отставку! Уходи!», были подвергнуты критике со стороны гендиректора клуба Германа Чистякова. Гневная тирада в гостевой «ДД», как известно, разошлась по всему футбольному рунету (см.«ЧК», №38 от 30.09.2011 г.) и стала причиной жарких дискуссий о правильности поведения фанатов «Анжи». Правда, после того как задетые «ДД»-шники обратились к Чистякову за объяснениями, стало ясно, что речь шла вовсе не обо всех фанатах, а лишь о тех, кто начинает назло болеть за противника (как было в домашних матчах с «Тереком» и ЦСКА). Извинения были приняты, и тема временно закрылась. Гендиректор по нашему мнению немного лукавит, ибо матч с ЦСКА был уже после инцидента, а большая часть высказывания Чистякова касалась именно отставки Гаджи Гаджиева… Впрочем, болельщики сходятся в одном, и руководство клуба с ними соглашается – все хотели результата, а его не было, что и привело к подобной реакции.
Сотрудничество
Старания клуба и фанатов, создать по своей сути уникальную, не похожую ни на одну другую фан-группу России, нацеленную в большинстве своём на конструктив, привели к тому, что «ДД» в своё время даже покинула «Всероссийское Объединение Болельщиков» по причине излишнего попустительства организации национализму и неумения решать проблемы фанатов. Попытки обвинить «ДД» и всех дагестанских фанатов в похожем уровне национализма со стороны других фанатских движений (случай с обстрелом автобуса с болельщиками «Спартака», «разборки» с питерцами дома, во втором круге чемпионата) имели и имеют место быть постоянно. Правда, разговор по душам между представителями «ДД» и руководителем фанатского объединения «Фратрия» Евгением Селеменевым в прошлом месяце расставил все точки над «i». Проблему провокаций со стороны не имеющих отношения к болельщикам людей «Дикая Дивизия» решает и не игнорирует. Также в плотном контакте организация работает с другими «фандвижами» внутри самого Дагестана.
Будем откровенными, изначально создание в республике отдельных фандвижей, не являющихся филиалами «ДД», воспринималось нами как попытка оторвать и себе кусочек пирога под названием «привилегии от клуба». Ощущение, что это будут фаны, противопоставляющие себя «Дикой Дивизии» и стремящиеся к отдельному выходу на руководство клуба, рассеялось после контакта с лидером хасавюртовского движения «Северные орлы» Гаджи Даитбековым. Он объяснил, что в структуру входит всего около ста человек, в основном, ребята 17–18-летние, и своего выхода на клуб они не имеют, стараясь во всём советоваться и консультироваться с лидерами «ДД». «Мы болеем за один клуб и делаем одно дело. Противостоять друг другу нам незачем» – поделился мнением и Загид Кебедгаджиев.
Таким образом, вполне возможно, что дагестанские фанаты в скором времени могут стать примером для большинства фандвижей страны, стремительно скатывающихся в националистическую яму, выхода из которой, как известно, нет.
*Глорихантер – (от англ. Glory Hunter) охотник за славой. Понятие в современном футболе, обозначающее болельщиков ФК, которые стали его приверженцами после нескольких громких успехов клуба, его популярности в прессе, либо болеющими за клуб, следуя веяниям моды.
- 4 просмотра