[ Бизнес номенклатуры (часть 2) ]

[Продолжение. Начало в №27 от 15.07.2011 г]

 

Основной идеей авторов законопроекта является создание уполномоченного органа в составе Комитета правительства РД, который станет организовывать конкурсы на предмет допуска юридического или физического лица к перевозочной деятельности.

Одним словом – тот же самый орган, как и транспортная инспекция, но республиканского уровня. Тогда получается, что 2 структуры – федеральная и республиканская – будут в полном объёме дублировать друг друга. Первый обеспечит перевозчиков лицензией, что само собой наделяет их правом доступа на рынок услуг, а второй к федеральной лицензии добавит ещё и некий допуск.

 

О законе...

 

Насколько все это законно?

Это абсолютно неправомерно. Об этом есть вступившее в силу решение Федерального арбитражного суда, в котором указывается, что подобный закон, принятый в другом регионе, и основанный на нём конкурс противоречат статьям Конституции РФ, статьям гражданского и бюджетного кодексов, антимонопольному законодательству, и ещё 11 статьям различных федеральных законов. Что касается дагестанских законопроектов, то на них имеется 3 отрицательных заключения прокуратуры РД, данные ею в разное время, 2 таких же дало Дагестанское отделение Главного управления Минюста РФ по СКФО. По последнему законопроекту отрицательное заключение вынесла и транспортная инспекция.

Совершенно такой же законопроект в 2005 году в первом чтении под названием Федеральный закон «Об основах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в РФ» был принят и Госдумой в качестве рамочного, на котором базировались бы региональные законы подобного характера. Однако в 2007 году Правительство РФ отозвало его из Думы и вместо него представило другой законопроект – «Устав автомобильного транспорта и городского электрического наземного транспорта», который и был принят в качестве основного федерального закона, регулирующего сферу автомобильных пассажирских перевозок. Лишь он и основанные на нём правовые нормативные акты федерального уровня регулируют деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по всей территории РФ. Для наглядности читателям процитирую соответствующий абзац из ст.1 этого закона: «Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ».

Что же ещё надо радетелям знать о местном законе? Какое более убедительное доказательство неправомерности издания дагестанского закона нужно, чем вышеприведенная цитата, в которой говорится, что все правоотношения в области пассажирских автоперевозок регулируются, повторюсь, нормативными правовыми актами РФ?

 

Владеете ...этими правами

 

Если в двух словах, ущербность «нашего» законопроекта заключается в том, что он существенно сужает те права граждан, которые предоставлены им федеральным законодательством. Им как бы говорят: «Да, по федеральному законодательству вы владеете этими, этими и этими правами, но вам необходимо передоверить их нашим республиканским чиновникам. Это будет в ваших же интересах, так как мы сумеем более справедливо и во благо всем вам организовать вашу деятельность». А мы все знаем, куда бывает вымощена дорога благими намерениями. Лучше уж самому пользоваться всем тем, что ты имеешь в руках, чем передоверять их чиновникам. Тем более нашим чиновникам и в наше время…

Парадокс заключается в том, что этот закон не будет иметь никакого отношения к внутримуниципальным перевозкам, где у нас самые большие проблемы. Иначе говоря, на проблемы Махачкалы, Хасавюрта, Дербента, Каспийска, Кизляра, Буйнакска и других городов, где проблемы действительно вопиющие, данный закон не будет иметь никакого отношения. Почему? Да потому что там всё застолбили. Там хозяева уже определились, и они не по зубам тем, кто вышел на промысел. Нужна неосвоенная территория, какой показалась авторам проекта эта сфера деятельности.

Действительно, никто её не «крышует» до сих пор. Закон, и только закон регулировал по сей день взаимоотношения, и всё это время он оставался лакомым кусочком, недоступным никому. Кто определяет политику в этой области? С.Саидов. Он и спешит застолбить её за собой.

Но самая большая опасность принятия данного закона заключается в его коррупциогенности. Он содержит в себе огромный коррупционный потенциал и его принятие приведёт к ещё большему «затенению» и так находящейся в тени сферы деятельности.

 

Подумайте сами

 

При его принятии каждый из частных предпринимателей и юридических лиц должен ежегодно пройти конкурс, проводимый уполномоченным органом правительства РД. Это не менее 7–8 тысяч предпринимателей (всего в пассажирских перевозках заняты более 15 тысяч человек). Что касается рынка транспортных услуг, то он действительно перенасыщен: не менее, чем на четверть, а то и на половину превышает потребное количество в перевозчиках. Впрочем, так же как и во всех других сферах коммерческой деятельности (в розничной и оптовой торговле, в торговле ГСМ, в строительном бизнесе и во всех сферах жизнедеятельности без исключения). Однако мы же не лезем во все эти сферы со своим уставом. Мы же не говорим, что столько-то и столько-то автозаправочных станций должны быть закрыты во благо другим. Мы говорим, пусть рынок определяет потребность. Почему же тогда мы считаем допустимым, чтобы уполномоченный орган определил «потребность населения в пассажирских перевозках», «необходимое количество подвижного состава»; или чтобы установил «объём транспортных услуг для удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках» (ст. 6 проекта)? И что получится, если уполномоченный орган станет «оптимизировать» рынок? Тогда четверть, а то и половина участников рынка останутся не у дел. И ради чего? Ради того, чтобы их сотоварищи получили более выгодные условия для своей деятельности и более солидные суммы доходов. И ещё для того, чтобы поднять градус конкурентной борьбы между перевозчиками, который непременно приведёт к повышению ставок на заветное место под солнцем.

Если даже примут закон, и если даже он станет действовать, то вряд ли кого-либо из тех, кто задействован в настоящее время на рынке транспортных услуг, лишат доступа к нему. Скорее всего, автоперевозчики все до единого останутся при делах. Тогда нарушается дух самого закона: теряется смысл того, для чего он издаётся – выставить на рынок подвижной состав лишь в необходимом количестве.

 

Ставка

 

В некоторых регионах, где проводят такие конкурсы, ставки в зависимости от выгодности маршрута и вида транспорта составляют от 70 до 100 тысяч рублей. Думаю, что в Дагестане будет не меньше. Поэтому если взять даже минимальную сумму размера взятки (70 тыс. рублей), то коррупционный потенциал закона (на 7 тыс. автоперевозчиков) составит 490 млн рублей в год.

Следовательно, есть большая надежда на то, что те, кому доверено право принимать или отклонять этот,

безусловно, вредный для наших граждан и общества в целом законопроект, отклонят его, как и предыдущие президентом республики Муху Алиевым. Я имею в виду парламент республики.

Что касается правительства, то оно, к большому сожалению, не вняло таким серьёзным доводам, которые были ему представлены.

Материал в объёме 76 стр. был направлен курирующему транспорт вице-премьеру правительства.

Президенту Магомедсаламу Магомедалиевичу было отправлено письмо. Профсоюз не получил ответа.

В то же время продавливание законопроекта с упорством, достойным лучшего применения, продолжается.

Одновременно с этим продолжается прессинг на деятельность ООО «РДР», который начался сразу после назначения С.Саидова на должность председателя Комитета по транспорту РД.

Так, в августе 2010 года заместитель министра транспорта РФ посетил автостанцию ООО «РДР» и после этого провёл протокольное совещание у Президента республики, где отмечали недостатки в сфере пассажирских перевозок. А давайте прикинем, сколько десятков тысяч подобных эрдеэровскому автостанций наберётся в нашей стране? И многих ли из них удостоили такой чести.

Далее. Распоряжением Правительства РД № 265-Р от 01.11.2010 г. была создана межведомственная рабочая группа для изучения положения дел на транспорте. Естественно, она признала деятельность ООО «РДР», скажем так, проблемной. Нелегитимной признать не посмели, так как до этого другая президентская комиссия, созданная Президентом РД Муху Алиевым в апреле 2006 года во главе с секретарём Совета безопасности РД, признала деятельность «РДР» законной. Тогда и прокуратура РД, и транспортная инспекция, и антимонопольная служба, и Правовое управление Президента и Правительства РД, и Совбез республики – дали свои персональные заключения о легитимности деятельности ООО «РДР». И никто не посмеет сказать, что всё это при Муху Гимбатовиче было основано на коррупционных схемах.

Но нынче нравы совсем другие, и правила действуют другие…

Поэтому думаю, что заинтересованные в переделе данной сферы деятельности лица из власти на этом не успокоятся…

Резюмируя всё сказанное выше, считаю необходимым принять следующие меры для стабилизации деятельности в данной сфере и выведения её из «тени»:

1. Нужно реально разделить сферы проведения политики в области транспортной и осуществления хозяйственной деятельности друг от друга.

Но так как клан Саидовых сросся за последние 20–30 лет с этой сферой и с перемещением нескольких должностных лиц со своих постов, она реально не освободится от его влияния. Необходимо на должность руководителя Комитета по транспорту РД назначить независимого от клана лица.

2. Надо предпринять реальные шаги по приватизации всех объектов, входящих в РГУП «Дагавтотранс», не дожидаясь того, что все предприятия и инфраструктурные объекты «уплывут» по теневым схемам, как это уже случилось со многими из бывших его объектов. За последние 20 лет практически всё, что можно было продать (тысячи единиц транспорта, здания, сооружения, коммуникации грузовых и пассажирских транспортных предприятий, офисные здания, земли под ними) уже продано. Остались крохи, которые тоже хотят спустить с молотка, о чём свидетельствуют следующие примеры.

 

всё на поверхности

 

Имеются слухи о том, что Избербашское АТП уже обрело нового хозяина, хотя формально числится в составе ДГУП.

Рассказывают, что изначально, вопреки ожиданиям влиятельного лица, который тоже претендовал на этот объект, его отдали во владение другому лицу. Но первый, осерчав, отключил в жилище уполномоченного лица в Махачкале и воду, и газ, и электричество. Последний, поняв свою оплошность, моментально всё переиграл. И директором назначил того, кого нужно было. А старого, который 25 лет беззаветно служил хозяину, уволил без объяснения причин.

Также поговаривают о том, что автоколонну 1736 готовят к банкротству с последующей реализацией его одному из московских олигархов. Соответствующие кадровые перестановки, которые могут способствовать этому, уже проведены.

Это головное из оставшихся в «живых» ПАТП подведомственных ДГУП «Дагавтотранс». И, по имеющимся у меня сведениям, оно убыточное. По этой причине находится в неподъёмных для себя долгах. И вот, состоятельный дагестанский «москвич» расплатился со всеми кредиторами и стал единственным, кто может претендовать на это предприятие.

3. Необходимо вывести всех предпринимателей, работающих через МУПы из их состава, придав им статус индивидуальных предпринимателей, как это предусмотрено законом. Что касается МУПов, то ими следует заниматься соответствующим органам. Там и «копать» ничего не нужно. Всё на поверхности лежит. Просто нужны мужество и воля тем, на ком лежит ответственность за соблюдение и исполнение законодательства в этой области (прокуратура, транспортная инспекция, налоговая инспекция, пенсионный фонд и исполнительная власть республики во главе с президентом Магомедсаламом Магомедовичем). В связи с этим прошу вышеназванные структуры данную публикацию принять моим официальным обращением в их адрес.

4. Всех индивидуальных предпринимателей следует организовать в свои собственные самоуправляемые компании, где они из своего состава смогут выбрать себе руководителей, установить штат, составить смету расходов и т.д. В этом случае они станут доступными для надзорных действий федеральным контрольно-надзорным структурам. Сегодня в их сторону они не могут даже смотреть.

От затеи принятия закона нужно решительно отказаться. И без этого закона сегодня можно очень многое сделать. Имеющийся правовой ресурс не используется даже в размере 5% от своего потенциала. Без нового правового акта можно собрать сегодня 700 млн рублей налогов. А когда в действующей нормативно-правовой базе станет тесно, можно подумать и о новых законах.

 

Номер газеты