[ Обратная сторона медали ]

Режим, в котором живут члены любой сборной, мало отличается от армейского — та же дисциплина, те же правила: пункт первый —командир всегда прав, если командир не прав — смотри первый пункт. Отступление от правил чревато травмами — лидируют в списке травмы связок: от безобидных на первый взгляд растяжений до более серьёзных историй с разрывами. Об этом говорилось во втором выпуске программы «Спортивная медицина» на канале РГВК.

По вторникам на канале РГВК — обсуждение спортивной жизни. Причём в медицинском её аспекте. Ведущая программы Барият Убрынская пригласила на прямой эфир Гайдарбека Гайдарбекова, чемпиона Дагестана, России, Европы, чемпиона Игр доброй воли и Олимпиады-2004, и Тагира Ибрагимова, спортивного врача, кандидата медицинских наук. Тема передачи — общие вопросы спортивной медицины, но тема, от которой отталкивается обсуждение, —травмы связок и перегрузки, связанные с ними. Адрес повышенной опасности для связок — футбол и бокс. И если футболистам относительно повезло и с финансированием, и с реабилитацией, то в боксе несколько иначе. Золотые для дагестанских мастеров кожаной перчатки девяностые канули в лету вместе со спонсором. Имя бывшего управляющего Пенсионным фондом Шарапудина Мусаева связывают с пиком боксёрской славы. А сегодня, когда весь мир идёт по пути развития спортивной медицины, оберегая каждого перспективного спортсмена, нашу богатую на спортивные таланты Родину эти проблемы словно не касаются. Да и теряются они за списком первоочередных для республики задач. Хорошо ещё, что в такой ситуации спортсменам и не только им есть куда обратиться. Спонсор программы — медицинский центр «Руслан» — организатор обследования и лечения в Германии. В сборной команде России по боксу работает научная группа, которая занимается исследованием функционального состояния спортсменов. Это позволяет тренерам работать на порядок лучше. Наши же по старинке трудятся, основываясь на интуиции тренеров и инстинкте самосохранения самих спортсменов.

— Барият Убрынская: Гайдарбек, ваше мнение как человека, который не раз получал травмы и, восстанавливаясь, возвращался на ринг: почему человек получает травмы в спорте?

— Гайдарбек Гайдарбеков: Однозначно сказать, что вся вина за травмы лежит на самом спортсмене, нельзя. Вот представьте: наши сборы длятся две недели. Утро начинается с зарядки в семь часов, потом пробежка, тренировка полтора часа. Затем душ, завтрак и сон, потому что в одиннадцать тридцать тренировка — надо восстановить силы. После тренировки — опять душ, обед и сон. Вечером та же история. И так 15 дней в жёстком режиме. Это огромные нагрузки. Как их рассчитать, задача тренера. От его профессионализма многое зависит. А спортивная медицина… у нас её особо не было. Травмы в основном не тяжёлые, но очень болезненные. Вообще, спортсмен к боли привыкает, привыкает её терпеть. Мы дома в основном лечились. Если куда-то шли с растяжением — у боксеров это часто бывает, — нам говорили, что надо неделю дома отлежаться, на ринг не выходить и всё. Сами лечились. На чемпионате России я порвал связку и обезболивающее делали в кисть, к концу боя действие укола проходило. Перетерпел. Так выиграл два боя и практически с порванными связками стал чемпионом России. С такой же травмой провел бои на Олимпиаде.

— Барият Убрынская: Гайдарбек, в ста процентах спортивного успеха какова доля спортсмена, тренера и спортивного врача? Хотя в вашем случае о спортивных врачах особо говорить не приходится.

— Гайдарбек Гайдарбеков: Я считаю, семьдесят на тридцать. Тренер должен подсказывать какие-то тонкости, направлять ученика. А спортсмен сам должен прислушиваться к себе, чувствовать своё состояние и говорить об этом тренеру.

— Барият Убрынская: Сегодня медицина высших спортивных достижений во всём мире продвинулась так, что ни спортсмену, ни тренеру нет нужды полагаться только на интуицию. Давно отработаны соответствующие технологии и оборудование. Жаль, что до нас они так долго доходят. Ваше мнение,Тагир Курбанович, по поводу травм, насколько я знаю, можно сформулировать одной фразой: организм сам идёт на сбой, защищаясь от перегрузок. Это так?

— Тагир Ибрагимов: Большинство травм обусловлены чрезмерными, непосильными тренировками, которые не переносит спортсмен именно в данный момент тренировки.

То есть после гриппа, других ослабляющих факторов, в таком состоянии, испытывая непосильные нагрузки, он теряет координацию движений и может волей-неволей получить травму в, казалось бы, совершенно несложной ситуации.

— Барият Убрынская: То есть дело в элементарной необходимости своевременной передышки. Определить её час — дело тренера и врача. И тогда успех обеспечен. Пример — ситуация с известным турецким спортсменом.

— Тагир Ибрагимов: Да, в девяносто шестом я был врачом сборной Турции по вольной борьбе, и на последних сборах перед Олимпиадой в Атланте выдающийся спортсмен ,чемпион мира и Европы Махмуд Демир на тренировках получил довольно серьёзную травму — растяжение связок голеностопа. Сами тренировки проходили в условиях перегрузок. Это было видно невооруженным глазом. Мы, врачи, пошли на хитрость. Представили тренерам ситуацию так, что он болен гриппом. Спортсмен, получив несколько дней передышки, избежал нарастающих перегрузок и возможных травм. В результате — блестящая победа на Олимпиаде. На сегодня этот человек — один из самых влиятельных людей в своей стране.

— Барият Убрынская: Гайдарбек, а у вас были ситуации, когда вы для себя решали: всё, дальше идти нельзя, нужен перерыв? Когда лучше пропустить какой-то этап тренировки или даже участие в соревнованиях.

— Гайдарбек Гайдарбеков: Это действительно так. У нас говорят: спортсмен должен уметь «сачковать». Вовремя. Это не значит, что надо халатно относиться к тренировкам. Это другое. На самом деле спортсмен получает колоссальную нагрузку и должен контролировать себя, чтобы почувствовать, когда идёт перегиб. Чтобы вовремя остановиться. Я знаю столько ребят, которые могли бы достичь многого, но, перегружая себя, одни получали травмы, другие — проигрывали на ринге. В результате — ушли из большого спорта. А потенциал был... Сколько талантливых спортсменов так и не добились настоящего успеха.

— Барият Убрынская: Тагир Курбанович, как вы, не считая вашей замечательной интуиции, определяете, перегружены ваши подопечные или нет? Ведь, кроме того, что вы занимаетесь спортивной медициной, вы ещё и действующий тренер.

— Тагир Ибрагимов: Наше сердце очень чётко определяет физические перегрузки. У меня есть элементарный тест, который советовал бы применять всем, не только спортсменам. Просыпаясь утром, пока ещё лежите, считаете пульс. Потом встаёте и через минуту опять подсчитываете свой пульс. Если разница в цифрах не превышает числа 18, состояние удовлетворительное. К примеру, лёжа после пробуждения — пульс 60 ударов в минуту, а стоя через минуту — не больше 78 ударов. Чем меньше эта разница, тем лучше физическое состояние человека.

Конечно, такие тесты хороши для общего пользования, но… Уровень нашей спортивной медицины пока таков, что и эти навыки есть далеко не у всех тренеров и врачей. Мысль, которая для этого выпуска была связующей: у нас действительно много талантливых спортсменов и всё-таки беречь от травм и перегрузок надо каждого. По возможности. А если проблемы не избежать, всегда поможет медицинский центр «Руслан». Качественная диагностика и лечение теперь доступнее.

               

 

Номер газеты