[ Пенять ли на зеркало? ]

Произносишь слово «Ахты», и даже если ты никогда тут не был, во рту немедленно ощущаешь вкус сочного яблока и ароматного мёда, а воображение рисует в голове кварталы старинного села с кривыми улочками, саманные дома в окружении плодоносящих садов, знаменитые бани с целебной водой, военное укрепление времён Кавказской войны. Но это если воображение привыкло воспринимать реальность такой, какая она есть, и видеть в происходящем в этом красивейшем и богатом на умных и талантливых людей районе прогресс и развитие.

А можно, конечно, сказать, что небо серое, яблоки червивые, крепость разрушена, бани снесены, улицы не все покрыты асфальтом, и взвалить вину за всё на одного человека. Можно даже заявить, что этот человек не провёл в район метро или не выстроил самый высокий в мире небоскрёб. Всегда ведь найдутся недовольные, ущемлённые, обиженные, так и те, кто, подпитываясь этими недовольствами, будут неудержимо рваться к власти.

14 лет руководит районом Сафидин Мурсалов. Если сравнить район до его прихода в 1997 году и сейчас, то разница видна невооружённым глазом. Только некоторые под этой разницей понимают ухудшение состояния района по всем направлениям и выгодно преподносят своё видение происходящего жаждущему сенсаций электорату, будоража его. Другие — работают, как прежде, на благо своей семьи и своего района.

Конец 90-х — время, когда приватизация госимущества почти завершилась, старые экономические связи разорвались, а новые создавать было не из чего. Ахтынский район оказался одним из самых южных регионов России, пограничной территорией, потеряв небольшую часть земли, один населённый пункт и инфраструктуру отгонного животноводства. Всё приходилось создавать заново в Кочубейской зоне: 23 кошары, 134 чабанских домика и ФАПы в селе Хкем и на зимних пастбищах. Для молодого главы это было своего рода вступительным экзаменом, с которым он успешно справился.

Следующим испытанием было благоустройство. Тот, кто не был в Ахтах лет 20, уже при приближении к селу не перестаёт удивляться изменениям, которые заметны невооружённым глазом. Видимо, современный сельский житель настолько привык принимать блага цивилизации, присущие городам, как должное и в горной местности, что уже не замечает, что Ахты смело можно назвать городом. И по численности жителей, и по благоустройству. Привередлив он, надо сказать. Чистая широкая асфальтированная дорога, освещенные улицы, сотни мусорных контейнеров, вывоз твёрдых бытовых отходов — даже мы, жители столицы, не очень избалованы этим.

— Мы бы хотели пойти дальше распространённого у нас повсеместно захоронения бытовых отходов и мусора, построили бы какой-нибудь экологически чистый завод по переработке мусора, но всё упирается в финансы и остаётся в планах на будущее, — говорит Сафидин Наврузалиевич. — Но уже тот уровень чистоты, которого мы достигли, многого стоит.

Наверняка найдутся оппоненты и этим словам, которые скажут: верхняя часть райцентра до сих пор не в асфальте, это всё он, глава, виноват. Честно говоря, пугает такое стремление превратить село в город, закатав его в асфальт и бетон, полностью уничтожив национальный колорит. Даже подумать страшно, что на двухсотлетних улочках будет лежать асфальт, несмотря на всё желание комфорта для людей. А если серьёзно — может, стоит задуматься, насколько это технически выполнимо?

Вот уже вода в домах появилась, двадцать девять километров водопровода третий год работают на людей. Газ с нетерпением ждут в районе, да только он всё никак до соседнего района не доберётся, и от местной власти это не зависит. Пока не подключен газ, в Ахтах проводят внутренние сети по мере поступления финансирования. За те 14 лет, которыми так любят попрекать нынешнего главу, в районе построено 11 мостов — важнейших средств коммуникации!

Мало отличим от городского и уровень здешней культуры, которая складывалась веками. Старейшая в Дагестане светская школа, которой в этом году исполнилось150 лет, сотни имён учёных, государственных деятелей, писателей, артистов, спортсменов, которые вписаны в историю района. Но мы поговорим о сложной современности.

Уж сколько раз объясняли людям, что знаменитые ахтынские колхозные сады, приносящие огромный доход району в советские времена, были розданы под личные подсобные хозяйства в 1993 году лицам, большинство из которых не проживает ни в Ахтах, ни в близлежащих районах: бакинцам, махачкалинцам, дербентцам. Заметим, произошло это за несколько лет до выборов 1997 года, на которых победил Мурсалов. И уж точно не он договаривался с этими людьми, чтобы те не обрабатывали сады и оставили их на долгие годы в полном запустении — время не совпадает. Однако вменяется это только ему, без оглядки на факты, которые свидетельствуют о закладке новых садов на 30 гектарах на участке «Кал», о планах по разбивке садов ещё на 100 га и восстановлении питомника для выращивания саженцев и выведению районированных сортов яблок, груш, абрикосов и слив. Всё это по программе развития сельского хозяйства района на 2011—2012 годы.

А с. Ахты в сентябре прекрасно! Ветки деревьев, увешанные гроздьями увесистых яблок, груш, айвы, гнутся к земле. На огородах — тонны капусты и картофеля. Год выдался урожайным. Вот только куда сбывать это богатство? Везти в города на рынки нерентабельно, а перерабатывающих предприятий близко нет. Это беда не только Ахтынского района, но и всей республики. Для создания современного перерабатывающего предприятия необходимы крупные инвестиции, а среди состоятельных выходцев из района желающих вложиться в такое рискованное дело пока нет. Здание же старого консервного завода, приватизированное под обещание восстановления, разграблено и заброшено.

Ещё, говорят, знаменитые бани не функционируют: то ли их вообще разобрали и снесли, то ли глава присвоил. А о том, что столетним зданиям необходим капремонт, что речь идёт об элементарной безопасности посетителей, никто не говорит, как и не упоминает о новой грязеводолечебнице, в которой уже лечатся больные. Условия в ней современные, питание хорошее, цены невысокие. Рядом — отремонтированный корпус женских бань, где и плата мизерная, и условия неплохие.

Каждое незавершённое или недоделанное в районе начинание, каждая ошибка или просчёт — для оппозиции как красная тряпка для быка. Сложно объяснять людям, плохо разбирающимся в бюджетных тонкостях, по каким статьям и на чьи счета поступают средства на ремонт и реконструкцию 58 километров оросительных каналов, которые находятся на балансе Минмелиоводхоза РД, на строительство новых объектов или завершение газопровода. Не всегда может помочь и республиканское правительство. На некоторые цели финансирование было сокращено до минимума или вообще прекращено в первую волну кризиса.

Тем не менее администрацией запланировано строительство в районе 12 школ на 3 тыс. ученических мест, 15 дошкольных образовательных учреждений на 750 мест, домов культуры и спортивных комплексов. Строится новая типовая больница на 210 мест (а у вечно недовольных опять упрёки в сторону главы: больницу возводят на окраине села! И никто не подумает, что центр застроен настолько, что не то что больницу, медпункт не поставить. Но тыкать этим на каждом углу приятно).

Но главное — создать новые рабочие места, чтобы как можно меньше молодёжи уезжало из села. Район обладает солидным инвестиционным потенциалом, выделены несколько объектов, способных перевернуть жизнь ахтынцев. Разработка месторождения медных руд «Кизил-Дере», о котором говорится уже много лет, может стать для экономики района настоящим спасением. Сотни рабочих мест, появление современной инфраструктуры, соответствующей крупному промышленному комплексу, миллиардные налоги в бюджет — всё это придёт в район при одном условии:

— Предприятие должно быть экологически безопасным, это главное наше требование к разработчикам и инвесторам, — заявляет Сафидин Мурсалов. — Мы очень хотим экономического подъёма в районе, но уничтожать ради этого свой народ и всю флору и фауну по течению реки Самур, впадающей в Каспийское море, я не допущу. Договор о любых формах сотрудничества будет подписан мною лишь после заключения всех видов комплексных экспертиз, как государственных, так и независимых. Права на ошибку мы не имеем, не имею я лично, как патриот своего народа и как человек, живущий в районе со своей семьёй, с детьми и внуками.

В числе других приоритетных проектов — строительство гидрокаскада ГЭС на реках Самур и Ахты-чай, создание бальнеологического курорта с использованием природных термальных серных источников, развитие туристических и оздоровительных маршрутов, строительство берегозащитных дамб с цель восстановления и развития садоводства на 500 га пойменных земель.

Кстати, ещё один интересный факт: из многих глав районных администраций республики Сафидин Мурсалов принадлежит к редким руководителям, на постоянной основе живущим в возглавляемых ими районах. Смело можно ехать к нему без предупреждений и боязни разминуться, он всегда на работе, а в приёмной у него почти всегда множество посетителей. Просьбы у них самые разные, но чаще всё же хозяйственные:

— Глава района, конечно, политик и хозяйственник одновременно, но хозяйственником нужно быть в гораздо большей степени. Пока я руковожу районом, мне доверено быть проводником политики республиканского руководства, я же представляю район, его жителей, перед президентом Дагестана. Ежедневное решение бытовых вопросов в масштабах района не оставляет времени на политические игры, как бы кому-то ни хотелось меня в это втянуть. Если кто-то думает, что все сложные вопросы решаются щелчком пальцев и обещает людям, что с лёгкостью сделает это, не стоит доверять таким обещаниям, они беспочвенны. Это откровенное политиканство — любую бытовую ситуацию возводить в ранг политического события, используя человеческий фактор (это глава о недавних волнениях в райцентре, закрытии дороги и публикациях в газетах). Моих политических противников толкают сейчас на это обида и стремление к власти любым путём. Проиграли на выборах — готовьтесь к следующим, покажите народу, что вы умеете не только собирать его на митинги протеста, натравливать одну часть населения на другую и публично охаивать всё, что делается в районе, но и пользу приносить.

И правда, как правило, больше всего сплетничают и смуту поднимают те, кому заняться больше нечем. Так не пора ли посмотреть на себя и заняться плодотворной деятельностью? Вон яблоки так и просятся в руки!

 

 

Номер газеты