[ План Магомедова и 52 «самовара» ]

Мировая цена на нефть выросла – РФ увеличила объёмы экспорта, за счёт чего значительно пополнила федеральный бюджет. Но вот рост цены на бензин, уже закономерно, вызывает возмущение народа. И как прежде, снявшее сливки с продажи нефти зарубеж и обогатившееся на весьма увесистой акцизной составляющей, правительство умудряется во всём обвинить нефтяников, ссылаясь на то, что те почему-то не хотят работать себе в убыток.

Однако повышение цены на бензин в Дагестане не связано с мировыми ценами. Президент республики Магомедсалам Магомедов задумывает дальносрочный стратегический план по приданию транспарентности (прозрачности) этим отношениям, в рамках которого дагестанская площадка должна стать привлекательной для инвесторов и крупных нефтяных компаний. Дело в том, что в республике существуют два базовых предприятия отрасли: ОАО «Роснефть – Дагнефть», которое занимается добычей, переработкой и продажей нефти, и ОАО «Дагнефтепродукт», базирующееся на транспортировке и продаже чёрного золота, а также сеть аффилированных с ним перерабатывающих предприятий. Однако кроме них в Дагестане существуют ещё 52 мелких «самовара», с разными источниками сырья и рынками сбыта, которые принадлежат известнейшим фамилиям республики. Эти кустарные нефтеперерабатывающие заводы производят бензин низкого качества из незаконно добытого сырья, купленного по ценам ниже рыночных.

Во-первых, это «тёмная» нефть, привезённая в республику по морю. Во-вторых, – нефть, ворованная из трубы путём врезок в нефтепровод «Баку – Новороссийск», 550 км которого проходит через территорию Дагестана. И третьим источником сырья выступает Чеченская Республика, откуда «самовары» покупают нефть по цене всего 4–5 рублей за 1 литр.

Разумеется, «52 самовара» – участники всей этой разветвлённой системы незаконного оборота нефти – не заинтересованы в честной конкуренции и более склонны к недобросовестной, в результате которой сверхприбыли получают торговцы, разбавляющие бензин этилом.

Поэтому, во-первых, создавалась криминогенная обстановка, усугубляющаяся междоусобицами конкурентов – чистым криминалом: убийства, разборки, передел сфер влияния. Во-вторых, такой оборот нефти подрывает экономическую систему Дагестана – это уход от налогов и хищение нефти в особо крупных размерах: 300 – 350 тыс. тонн в год, что в два раза больше, чем добывается в республике. В-третьих, эти процессы являются политической и репутационной проблемой обновлённой власти.

Для стабилизации экономической отрасли на этих двух опорах в виде нефтяных компаний Магомедсалам Магомедов ищет способы привлечь международные малопроцентные кредитные ресурсы. Однако незаконный оборот нефти подрывал доверие к Дагестану как к бизнес-площадке со стороны внешних инвесторов. По тем же причинам хаотичная возня пятидесяти двух кустарных заводов наносит вред двум уже действующим вышеупомянутым компаниям. Самоваров поставили перед выбором: или конкурируйте на равных, объединившись в крупную компанию, или уходите, не создавая лишних проблем. Это и есть начало личного плана президента, его маленькая стратегия.

Сегодня можно говорить о том, что объёмы незаконного оборота нефти в республике успешно сократились. Соответственно дешёвой нефти стало значительно меньше, по этой причине и бензина нет дешёвого.

В конце прошлого года полпред президента РФ Александр Хлопонин вызвал 52 директоров «самоваров» к себе, за пределы Дагестана. Доселе к этим директорам приезжали непонятные люди и «договаривались» с ними. Теперь же полпред проверил лицензионные нормативы и настоятельно рекомендовал закрывать деятельность «самоваров». Ну и, наконец, доллар стал дешевле литра бензина: сегодня 1 литр бензина стоит 28 руб., а доллар – 27,5 рублей. Ещё год назад в это бы никто не поверил.

Номер газеты