Надо отдать должное — администрация Махачкалы не упускает ни одного повода поздравить наших сограждан — ветеранов войны и труда, оказать им моральную и материальную поддержку. Мне известно, что эта установка идёт лично от мэра столицы — Саида Амирова, который сделал одним из краеугольных камней своей благотворительной деятельности уважение к старости, к сединам, тем более полученным в напряжении трудовых свершений, в огне военных испытаний и бурь...
Нынешняя годовщина не стала исключением. 6 мая, в канун Дня победы, к зданию администрации по двое и по одному подходили пожилые люди, мужчины и женщины, кто в военной, а кто в гражданской форме, с орденами и без них... Впрочем, как бы ни были одеты эти люди, их ни с кем не спутаешь: отсвет страшных военных лет придал их облику особую узнаваемость — это ветераны Великой Отечественной войны. В дверях актового зала администрации их встречали руководители ООО «Энергосбыт-1» во главе с его генеральным директором Исламом Гусейхановым. Он лично встречал именитых гостей, пожимал руки, говорил им ободряющие слова, некоторых проводил к столу... Вернее сказать, к столам, которые были щедро уставлены напитками и угощениями, были на них и цветы. Атмосфера царила праздничная, а тихо звучавшие мелодии военных лет брали за душу, придавая обстановке особую трогательность.
Возможно, вас удивит непривычный контекст, в котором нами упомянут «герой» наших критических материалов последних недель, генеральный директор ООО «Энергосбыт-1» Ислам Гусейханов. Не ошибка ли это, спросит читатель? Нет, это не ошибка. На днях Ислам Гамзатович согласился встретиться, и в ходе нашей довольно продолжительной беседы многие вопросы прояснились, претензии, звучавшие в его адрес, оказались несостоятельными или были развеяны его аргументами. Но главное — личная встреча и разговор показали г-на Гусейханова в несколько ином, гораздо более позитивном свете. Замалчивать это с моей стороны было бы не только нечестно, но и противоречило бы профессиональной этике журналиста, целям журналистики как таковой — объективно, насколько это возможно, освещать события, представлять людей. Но отчёт об этой встрече мы представим читателям ниже, а пока хотелось рассказать о празднике, организованном им и его замами и помощниками в просторном зале городской администрации.
9 мая, несомненно, самый лучший повод для поздравлений и подарков людям старшего поколения, в первую очередь, разумеется, ветеранам Великой Отечественной... Стало общим делом вспоминать в связи с этим тот нерадостный факт, что их в России становится всё меньше... Увы, это правда, но тем больше оснований не обойти никого из них вниманием, каждому сказать тёплое слово, пожать руку, протянуть, пусть скромный, но идущий от души подарок.
В самом деле, эти люди, убелённые сединами, уже согбенные, со своими хворями и проблемами, остаются ценнейшим звеном, связывающим нас с одним из тяжелейших испытаний, выпавших на долю нашей страны, нашей России, которую без определения «Великая» не произносит никто в мире. В том числе и в Дагестане. И это естественно, ведь Дагестан, несмотря на свои скромные людские ресурсы, послал на поля Великой Отечественной 180 тысяч лучших своих сыновей и дочерей! Вернулись немногие... Мы скорбим о них, вечно будем хранить память об их подвиге. Будем гордиться ими, их мужеством и стойкостью. А те 58 дагестанцев — Героев Советского Союза — навсегда будут для настоящих и будущих поколений нашей республики подлинным примером для подражания...
Собрание открыл сам гендиректор, обратившийся к залу со словами поздравления и благодарности. «Если бы не вы, — с чувством произнёс Ислам Гамзатович, — то ни этого праздника, ни всех нас, радующихся жизни, пользующихся её прекрасными плодами, не было бы сегодня... Поэтому мы не устанем испытывать к вам чувство сыновней благодарности, а эти скромные столы, песни и подарки не выражают и сотой доли того внимания, которого вы все заслуживаете... К сожалению, вас становится год от году всё меньше. Вот и сегодня прийти сюда смогли далеко не все, но это не значит, что они будут обделены вниманием — мы придём к каждому в дом, поздравим и вручим то, что смогла выделить для вас наша компания. С победой вас, дорогие наши ветераны! Будьте здоровы и счастливы! Мы сделаем для этого всё зависящее от нас!» Зал встал и по традиции выпил за победу фронтовые «сто грамм».
Затем слово было дано музыкантам. Великая песня военных лет — «Тёмная ночь» — пробирала всех, а ветераны шёпотом подпевали артистам, большинство с трудом сдерживали слёзы...
Ведущий праздника, первый заместитель генерального директора Магди Айналов, характеризуя накал борьбы, через который пришлось пройти этим людям, сказал, что на той войне бывали моменты, когда счёт жизни шёл буквально на дни: солдат жил сутки, сержант — двое, а офицер — трое суток.
Поэтому те, кто выжили в этом аду, заключил он, воистину герои! Он предоставил слово заму мэра столицы О. И. Портнягиной, которая также сидела в президиуме. Ольга Ивановна сердечно поздравила ветеранов с очередной годовщиной и зачитала обращение Саида Амирова. В нём было сказано о тяжелейших испытаниях, выпавших на вашу долю поколений, чья юность пришлась на сороковые-роковые, о величии их подвига, о памяти потомков, которая будет вечной, как вечна эта победа над жестоким врагом человечества — фашизмом.
Поздравил победителей и бывший военком Дагестана, полковник Тинамагомедов. Он был по-военному краток, отметил великие вехи тех лет, подчеркнул роль воинов-дагестанцев, поблагодарил их и пожелал здоровья и бодрости. От имени собравшихся он выразил благодарность мэру столицы Саиду Амирову, руководителю ООО «Энергосбыт-1» Исламу Гусейханову за тёплый приём, угощения и подарки...
Не остались в стороне и сами ветераны. Первым от их имени выступил полковник в отставке Виктор Семёнович Бударев. Пограничник, он был среди тех, кто первым принял на себя тяжелейший шквал огня противника. «Пять суток мы стояли насмерть, несмотря на превосходство врага в численности и вооружении... Гибли, падали от ран и усталости, но не сдавались... Так что не верьте россказням, будто советские пограничники, солдаты бежали при виде врага. Это ложь! Мы стояли насмерть, и стояли бы дальше, но у командования были свои планы...». Виктор Семёнович написал книгу воспоминаний о войне, экземпляр которой подарил администрации. Это наверняка очень ценная книга, рассказ о войне из первых уст самый правдивый.
Бударев вкратце рассказал, как была встречена им и его сослуживцами весть о победе. Это произошло на Эльбе. Радость была неописуемая: все обнимались, жали друг другу руки, плакали от счастья. «И вот, помню, как сейчас, наш баянист Кулькин взял свой инструмент и стал играть песни военных лет. Это были невесёлые песни, а у нас было настроение такое, что хотелось пуститься в пляс. И тут кто-то крикнул, зная, что в полку было много кавказцев — дагестанцев, азербайджанцев, грузин. Ну-ка, Кулькин, сыграй, брат, «Лезгинку». И Кулькин заиграл, да так, что танцевали наш кавказский танец не только кавказцы, а все подряд...». Виктор Бударев прочитал своё стихотворение, в котором он вновь воспел наш великий танец, закончив его знаменательным четверостишием: «Будь то свадьба, вечеринка,/ Праздник славы и труда,/ Дагестанская «Лезгинка»/ Не смолкает никогда!». Как после таких строк было не зазвучать «Лезгинке»? И она зазвучала. Ветераны и тут не ударили в грязь лицом: появилась замечательная Лидия Васильевна Суханова, которая показала свой танцевальный класс. Её танец был отмечен особым тостом, за который мужчины выпили стоя и до дна.
Конечно, выступлений на этом собрании было много, каждому хотелось сказать хоть несколько слов в честь самого любимого праздника россиян. Просто не хватит места, чтобы все их привести, и всё же одно из них невозможно не упомянуть — это слово узника немецкого концлагеря Зинаиды Петровны Савельевой. Когда мне сказали, что среди гостей есть женщина-узник концлагеря, я попытался угадать, кто же это? Мне казалось, что она должна как-то особенно выглядеть, но так и не смог ни на ком остановиться: сидевшие за двумя-тремя столами женщины-ветераны несли на себе отпечаток красивой старости, не блекнущего женского обаяния... Наконец, как говорится, под занавес ведущий дал слово Зинаиде Савельевой. И вот к микрофону твёрдой походкой вышла крепкая, бодрая женщина, излучающая оптимизм. Поразили её бодрость, ясность ума, жизнелюбие, которое скрыть невозможно. Не верилось, что эта женщина испытала жесточайшие страдания, которые только может война уготовить простому смертному — плен и долгое пребывание за колючей лагерной проволокой. Так и хочется поклониться ей в пояс и пожелать и дальше оставаться такой же жизнерадостной и обаятельной. Разве удивительно, что Зинаида Савельева пишет стихи, что она поэт? Кстати, заголовок этого материала взят из прочитанного ею стихотворения, где есть эти замечательные слова: «Желаю вам, скажу без лести,/ Жить с каждым годом веселей!/ И я надеюсь с вами вместе/ Столетний встретить юбилей!».
И мы желаем вам того же, наши дорогие ветераны Великой Отечественной.
Вместо эпилога
Теперь, как и обещал, я хочу пересказать содержание нашего разговора с генеральным директором ООО «Энергосбыт-1» Исламом Гусейхановым, состоявшегося накануне описанного праздника. Уверен, что читатель с интересом ознакомится с ним, ведь в последние несколько недель этот человек не сходил с газетных полос, и чаще других о нём писал ваш покорный слуга. Сразу признаюсь, что отношение к нему было предвзятое: те лица, с которыми мне приходилось обсуждать тему Махачкалинской абонслужбы, куда якобы рвался Ислам Гусейханов, характеризовали его крайне отрицательно. Что и неудивительно, учитывая их заинтересованность в воспрепятствовании ему занять это место, чего они, впрочем, и не скрывали. Конечно, можно было добиться встречи с ним и попросить дать свой комментарий. Но я не сделал этого по той простой причине, что инцидент всё время оставался в митинговой стадии: события следовали одно за другим, и выйти за рамки жанра репортажа с места событий никак не удавалось. При этом я понимал, что рано или поздно надо будет перейти к аналитической части моей работы, и тут уж без комментариев Гусейханова, без обозначения его позиции обойтись было бы невозможно. Поэтому встреча с ним была крайне полезна, причём во всех отношениях. Я не знал, как меня встретит г-н Гусейханов, как будет складываться наш разговор, но было понятно, что публикации по данной теме, особенно последняя из них, «Преодоление страха», наверняка не радовали моего собеседника. Тем не менее встретил он меня достаточно спокойно, даже проявлял некоторые признаки любопытства, мол, вот ты каков, мой газетный противник!.. Разговор у нас был долгий, мы то и дело выходили за рамки инцидента вокруг абонслужбы, касаясь и ряда, скажем так, смежных проблем и вопросов. Самым важным из того, что я услышал, считаю заявление г-на Гусейханова, что на должность главы Махачкалинской абонслужбы он не рвался и не пробивал её разными, в том числе неправовыми способами. Его на эту должность позвали, предложили, убеждал он меня. И единственное, что его в ней привлекает, — это возможность хоть немного облегчить людям проблему с оплатой за газ. Разве плохо потребителям, если рядом с кассой для оплаты коммунальных услуг будет стоять и терминал, через который они оплатят стоимость потреблённого газа и получат всю информацию относительно состояния их платёжного баланса?
«Почему Межрегионгаз в лице г-на Арашукова сделал это предложение именно мне, вряд ли надо объяснять, так как вы сами писали, что с моим приходом платежи за электроэнергию выросли и достигли приемлемого для поставщика уровня. И я ставлю это себе в заслугу, потому что добиться такого результата в Дагестане, где платёжная дисциплина потребителей крайне низкая, было очень непросто. Да, я проявлял строгость, даже жёсткость… А что мне было делать, если люди не хотят платить за продукт, который они реально получили и использовали? Причём, прошу вас особо отметить это, строгость я проявлял лишь в отношении т. н. крутых, которые считают, что для них закон не писан. А вот к простым людям, нашим бедным горожанам, я всегда проявлял человечность и понимание. Можете спросить любого из моих работников, и они вам подтвердят, что я неоднократно помогал таким людям из своих личных средств!» (И я действительно получил подтверждение этих слов в ходе опроса некоторых горожан…) Особое возмущение Гусейханова вызвали строки о том, что он будто бы поставил деньги выше священного праздника Ураза-байрам. «Это ложь! — заявил он. — Для меня деньги значат не больше, чем для любого другого верующего мусульманина. Я много раз помогал верующим, давал деньги на строительство мечетей, оплачивал поездки в хадж и намерен делать это и дальше. Как я могу деньги ставить выше веры, если эти самые деньги и всё остальное даёт людям Аллах?! Так что это обвинение я никогда не приму и считаю его крайне несправедливым в отношении меня».
Стоит ещё упомянуть, что Гусейханов не подтвердил свои родственные отношения с Саидом Амировым. Я, конечно, как и все дагестанцы, уважаю Саида Джапаровича, но, увы, дядей он мне, к сожалению, не является… На фоне бесконечной вереницы лиц, приписывающих себе родство с Амировым, такое признание звучало непривычно. И это тоже можно записать в актив Исламу Гусейханову. Значит, человек надеется на себя, на свои силы, а не пытается пускать пыль в глаза родством с сильными мира сего.
Вот такой у нас состоялся разговор. Я знал по опыту, что в споре стороны обычно не выбирают средств, обвиняя друг друга во всех смертных грехах. Но Гусейханов своих оппонентов не клеймил и не обвинял — просто выразил желание встретиться с ними и поговорить, особенно хотел увидеть тех, кому он будто бы заявлял, что всех уволит! «Как я мог такое заявлять, — сказал он мне, — если я ни с кем из них ни разу не встречался и не видел в лицо?! Не понимаю…»
Кстати, я передал этим людям пожелание — встретиться и поговорить. Но пойдут ли они на это, захотят ли перевести общение из информационного поля в личное — не знаю. Это они решат сами.
Багаудин Узунаев
- 6 просмотров