16 марта в агентстве «Медиафакт» прошёл «круглый стол» между представителями избирательных объединений Дагестана, выставивших своих кандидатов в депутаты Народного Собрания республики. «Круглый стол» прошёл довольно оживлённо: участники комментировали прошедшие 13 марта выборы, давали оценки тому, насколько обстановка на избирательных участках республики в день голосования соответствовала нормам закона, этики, морали…
Представители партий, основываясь на предварительных итогах голосования, сообщили, сколько мандатов они рассчитывают получить. Представитель «Единой России» Марина Абрамкина отметила, что партия надеется получить 67 мандатов в парламенте республики. Неожиданно в разговор вмещался лидер дагестанских коммунистов Махмуд Махмудов, заявивший «можете добавить себе и наши шесть мандатов», тем самым выразив своё недовольство официальными результатами голосования.
Напомним, КПРФ на парламентских выборах пока получила 7%, и, судя, по обработанным бюллетеням, эта цифра не сильно изменится. По первым предварительным данным, у коммунистов было 10%, потом по мере обработки бюллетеней эта цифра снизилась.
Представитель «Патриотов России» отметил, что партия рассчитывает получить 8—9 мандатов. «12 мандатов, а может, больше, может получить «Справедливая Россия», — сказал представитель этой партии Абдулмеджид Багомаев.
Давая оценку выборам, Махмуд Махмудов сказал, что происходившее 13 марта ничего общего с выборами не имеет. По его оценке, выборы прошли «по традиции», с применением грязных технологий, заложенных в 1996 году, когда Борис Ельцин стал президентом на второй срок, имея 2% рейтинга.
На нынешних выборах, по словам Махмудова, явка была низкой, и немногие избиратели, пришедшие на участки, тоже разочаровались.
Далее Махмудов начал приводить примеры, отметив, что в Каспийске и Дагестанских Огнях были налёты неизвестных лиц на избирательные участки, которые вбрасывали пачки бюллетеней в урны.
Он также напомнил, что в Табасаранском районе на 34 участках, где представителям коммунистов удалось получить копии протоколов, их партия лидировала. А там, где им копии не выдали, у КПРФ было ноль процентов. «Когда нашу партию опускают до 7% — это сверхнаглость. Ни в одном другом регионе у КПРФ не было такого низкого результата», — констатировал Махмудов. По его оценке, КПРФ фактически получила не менее 40% голосов.
По словам же представителя «Единой России» Уллубия Эрболатова, выборы прошли спокойно. Большого количества нарушений не зафиксировано. «Нельзя все сваливать на административный ресурс», — считает Эрболатов. Он призвал коллег из всех партий работать постоянно, а не только в период кампании по выборам.
Эрболатов назвал некоторые критерии успешности партии. На всех избирательных участках, а их более 2000, у «Единой России» были члены УИКов с правом решающего голоса. Было более 1 500 наблюдателей, большое количество агитаторов.
Эрболатов также учёл то обстоятельство, когда во многих муниципалитетах голосуют не за партии, а за конкретных людей, представляющих большие тухумы (родню).
Этот тезис поддержал коллега из партии «Патриоты России» Фикрет Раджабов. Он привёл пример, когда жители села Новый Костек Хасавюртовского района единогласно проголосовали за главу своего села.
«В Хасавюртовском районе 10 380 голосов не вошли в систему «ГАС-выборы»», — сказал Фикрет Раджабов. Приведённые им факты опроверг спикер «круглого стола» Магомед Магомедов. Он привёл свидетельские показания жителя села Новый Костек, который утверждает, что на один из участков в этом селе пришло всего три избирателя.
Раджабов ответил, что имеются заверенные печатями все копии протоколов, и в то же время признал, что сам в этом селе не был. «Такие протоколы, законно составленные, есть и у других партий. Получаются двойные стандарты. У одних это считается законным и нормальным, а у других — как бы незаконно. Это нужно оспаривать в суде. Раз народ вышел на митинг, это не просто так», — прокомментировал Фикрет Раджабов.
По его словам, 10 380 голосов — это не только Новый Костек, но и другие сёла. Он также напомнил, что в ночь с 13 на 14 марта были технические неполадки системы «ГАС-выборы».
«Нельзя говорить о том, что были сплошные фальсификации. На тех участках, где были наши представители, мы отстояли свои голоса», — отметил Абдумеджид Багомаев.
На вопрос корреспондента «Кавказского узла», как партийцы относятся к предвыборной миграции, когда многие кандидаты перебегали из одной партии в другую не по идейным соображениям, а по желанию заполучить мандат, ответил единоросс Уллубий Эрболатов. Он сказал, что в партийные списки иногда попадали люди, которые думали не о партии, а о себе. Их абсолютно не волновала идеология партии, уточнил Эрболатов.
«Я бы хотел, чтобы в будущем в партийные списки попадали люди, работающие на партию. Каждая представленная здесь партия, в том числе «Единая Россия», нуждается в модернизации, как и общество в целом. О том, что нужно избавляться от этих людей, говорил и лидер нашей партии», — прокомментировал Эрболатов.
Затем спикер «круглого стола» Магомед Магомедов попросил гостей оценить роль глав районов и городов во время выборов, насколько они были пристрастны или беспристрастны.
По словам Уллубия Эрболатова, от президента республики не было никакой установки. Были отдельные главы, которые «впрягались» за того или иного кандидата. Он считает, что невозможно сразу изменить психологию людей.
Марина Абрамкина добавила, что некоторые главы пытались внедрить административный ресурс. «Люди их слушали, но голосовали, по-своему», — отметила она.
По словам члена «Справедливой России» Абдулмеджида Багомаева, главы районов и городов на своих территориях за многое отвечают. В том числе и за результаты выборов. Он не исключил, что некоторые главы вмешивались в выборы, помогали некоторым кандидатам.
А представитель «патриотов» Фикрет Раджабов отметил, что «главы сработали по-старинке».
Ранее руководитель пресс-службы Избиркома Дагестана Абакар Абакаров в беседе с корреспондентом «Кавказского узла» заявил, что если имеются какие-либо претензии по ходу выборов и подсчёту голосов, необходимо подать соответствующую жалобу в республиканский избирком.
Член ЦИК РФ Сиябшах Шапиев констатировал, что избирательная кампания в Дагестане не обошлась без нарушений и жалоб.
«Однако хочу отметить, что если взять сравнительную характеристику по тем субъектам, где проходят выборы в законодательные органы власти, а их 13, то меньше всего жалоб и заявлений было по Республике Дагестан, хотя процесс ещё продолжается. Те жалобы, которые поступили при проверке, не подтвердились. По ходу подсчёта голосов могут быть жалобы, и их мы не оставляем без внимания, своевременно реагируем. Есть случаи, когда проводится повторный подсчёт в целях поверки этих протоколов», — сказал Шапиев.
По данным, размещенным на сайте Центризбиркома, на 20:55 мск 15 марта 66,27% избирателей, принявших участие в голосовании, отдали предпочтение «Единой России», 13,13% проголосовали за «Справедливую Россию», 8,48% — за «Патриотов России», 7,72% — за КПРФ. Пока пятипроцентный барьер не удаётся преодолеть партиям «Правое дело» (4,04%) и ЛДПР (0,05%). Преодоление этого барьера дало было им по одному мандату в НС РД.
На 90 депутатских мест в местном парламенте претендовали 1 083 кандидата, в среднем по 12 человек на место. В выборах участвовали шесть региональных отделений политических партий («Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия», КПРФ, «Патриоты России», «Правое дело»).
Муса Мусаев,
корреспондент «Кавказского узла»,
специально для агентства «Медиафакт»
- 6 просмотров