[ Достучаться до инвестора ]

Говорить о бурном экономическом развитии одного из самых сложных районов глубоко дотационной республики было бы наивно, и мы не станем обманывать себя и вас. В самом крупном по площади горном районе Дагестана — в Рутульском — нет консервных заводов и перерабатывающих предприятий, нет овощехранилищ или производства товаров народного потребления. Но это вовсе не означает, что их там не будет никогда. Перспектива, хоть и довольно слабая, но всё же есть, и отделом экономики администрации МО прилагаются определённые усилия... Но давайте по порядку.

Нам надоело писать о Рутуле в пессимистичном тоне, что всё, мол, тут плохо, и надежды никакой. Конечно, 300 км от столицы и дорога, уходящая в безлюдные горы, никуда не деваются и оптимизма не прибавляют, но всё же… Впрочем, спросим у специалиста — начальника отдела экономики МО «Рутульский район» Султанахмеда Ордуханова:

— Основным занятием местных жителей является отгонное овцеводство. Калмыкия, Кочубеевская зона, Бабаюртовский район — такая география у местных овец с пастухами. После двух десятилетий спада производства и уменьшения поголовья скота наблюдается изменение к лучшему. 19 сельхозпредприятий, более 550 КФХ, производственное предприятие и около 5 тысяч личных подсобных хозяйств — разве не повод для больших надежд?

Настоящим богатством района считается его водный ресурс. Помимо уже построенных 4 малых ГЭС, имеется реальная возможность для размещения до 8 станций на малых реках и одной крупной — на реке Самур. И такие планы находятся на стадии разработки в Министерстве экономики. Правда, по непонятным нам причинам руководство РусГидро затягивает с проектированием новых объектов и не подключает 2 из 4 уже возведённых малых ГЭС.

Ещё одной статьёй дохода может стать для района реализация выращенных экологически чистых овощей и корнеплодов. Если бы у нас построить мини-заводы по переработке капусты, картофеля, мяса, производители получали бы гораздо больше прибыли, чем при реализации их скупщикам и посредникам по минимальным, убыточным ценам. Ещё вариант — поставлять свежевыращенную продукцию пограничникам, ведь в районе 4 погранзаставы. Туда ведь возят продукты из других регионов, а у нас производители сбыт не могут найти, и вывоз в города оказывается нерентабельным.

К сожалению, это вопросы к Министерству обороны, и они во всех наших районах, где расквартированы крупные воинские подразделения, остаются нерешёнными. Как остаются нереализованными и очень перспективные инвестиционные проекты на территории района. Прибыль от них могла бы не только вывести район из дотационности, но и обогатить республику. Район, несмотря на свою отдалённость от Махачкалы, имеет неплохие перспективы, и дело, казалось бы, за малым — найти инвесторов.

– У нас в Верхнем Магале (высокогорная часть Рутульского района) имеется целая гора высококачественного гранита. Несколько лет назад было создано ООО «Аттагай» по добыче и переработке этого ценного материала, но не хватило сил и средств довести дело до конца. Тогда образцы гранита повезли в Каспийск, обработали, а оттуда отправили в Китай, где изготовили плитку толщиной 1,5—2 см, гладкую, как зеркало. Помимо гранита, есть в районе и мрамор, и бутовый камень, и щебень с гравием. Наш речной камень вывозят в Москву, там обрабатывают и получают прекрасный отделочный материал. Однако нестабильность ситуации отпугивает заинтересованных производителей. Мы ежегодно сдаём в Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей РД перечень инвестиционных площадок с надеждой, что кто-то заинтересуется нашими природными богатствами, но тщетно, — переживает Султанахмед Абдулович.

У нас ведь и мясная, и молочная продукция — экологически чистые и имеют неповторимый вкус, в других странах им бы цены не было, а у нас народ на грани бедности существует. Даже для себя открыть тут мини-цех по переработке мяса и производить колбасы и сосиски вместо завозных, низкого качества, и то было бы выгодно и удобно. Плюс создание новых рабочих мест для местного населения и прибыль для инвестора. А шкуры и кожу обрабатывать и шить одежду? Почему мы должны за копейки продавать за границу сырьё и получать взамен готовую продукцию, дорогую, но не самого лучшего качества? Мы можем и должны делать у себя намного лучше.

Были и попытки разливать в тару экологически чистую родниковую воду. Тоже долго не просуществовали, хотя при грамотном подходе могли бы принести хорошую прибыль. У нас такая вода чистая, она почти не нуждается в очистке и фильтрации, поэтому расходы на её производство не так высоки. В больших количествах произрастают шиповник, облепиха, можжевельник, боярышник, являющиеся ценным лекарственным и пищевым сырьём, но их сбором тоже давно никто не занимается.

— У вас очень интересные и прибыльные проекты, а кому вы предлагаете их реализовать?

— Как я уже сказал, через агентство инвестиций пытаемся, а ещё предлагаем выходцам из района, нашим землякам-предпринимателям. Но они что-то не хотят обращать на нас внимание, или боятся не получить выгоду из-за изменившейся в один момент ситуации.

Сейчас в республике большую ставку делают на развитие туризма. Мы тоже могли бы построить небольшие кемпинги, разработать маршруты для конных и пеших путешествий. Для этого не нужны большие средства, не нужно много времени на строительство, дорога до района хорошая, а тут желающих отдохнуть от городской суеты и загрязнённого воздуха ждёт самая первозданная, не тронутая цивилизацией природа. У нас в верхних цахурских сёлах такая природа, такие леса! Даже дагестанцам будет чему удивляться. Создать отдыхающим минимальный комфорт в маленьких лагерях, кормить домашними продуктами в кемпингах и брать умеренную плату за поход по маршрутам — разве это не в наших силах?

Мы ещё долго беседовали с Султанахмедом Абдуловичем, пытаясь подсказать интересные решения, например, предложили активнее использовать Интернет в продвижении инвестиционных площадок. Обсудили использование таких брендов, как рутульский овечий сыр и картофель, для обозначения продуктов хорошего качества, предложили организовать закупку у населения сельхозпродуктов, как делала в прошлом потребкооперация, и вывоз для реализации в городах. Прибыль от такой организации может быть несравненно выше, чем от индивидуального предпринимательства, только желающих заняться этим пока не нашлось. Но мы вместе с экономистами Рутула стали очень оптимистично смотреть на перспективы развития. Ведь есть же для этого глубокие основания!

 

Автор: Анна Гаджиева

Проект: Марина Гасанбекова

Номер газеты