[ ЗоЛОтая граница или как же у нас всё организовано неорганизованно ]

Дорога через границу

Организованное движение автомобилей, обустроенные беседками и лавочками тротуары, ухоженные дизайнерами-­флористами палисадники, выстроенные здания для работы и отдыха, автоматизированные шлагбаумы – всё это, дорогие читатели, не Лос-­Анжелес – это зона таможенного контроля Азербайджанской Республики. Совершенный порядок, царящий на этой территории, моментально выводит из шока от нашей российской границы.

Наша граница это нечто отдалённое, погружённое в коррупции и «дойке», место. После трёхчасового пути из столицы нашей республики вы попадаете в огромную пробку. Пробка эта называется границей. У ворот этой границы находятся две очереди. Одна предварительная, другая у самых ворот. В предварительной стоят, как правило, такие как мы с вами, уважаемые читатели. Чтобы выбраться из этой предварительной очереди раньше, чем многие другие, вы должны заплатить 500 рублей какому-­то человеку в погонах (не знаю, относится ли он как-то к таможне) или его посыльным. Ну, в уме не укладывается, как это всё организовано в нашей неорганизованной республике.

От нашей машины этот «удойщик» ничего не получил. После 30-­минутной стоянки в этой предварительной очереди, мы приблизились к основной. Вот тут нас ожидали неприятности. Оказалось, что впереди нас стояло большинство пустых машин-­такси. А во втором ряду стояли «газели». Так вот – «газели» и такси «организованы» для перевозки людей через границу. И перевозка эта – за деньги – с человека 100 – 150 рублей – «газель», и 200 – 250 рублей – такси (это только за 150 метров). Всю ручную кладь через паспортный контроль надо нести самим.

Нам приходилось отъезжать назад и пропускать этих таксистов опять в ту самую предварительную очередь, где они и пребывают в ожидании клиентов. Не упорядочена в этом направлении работа с перевозчиками у нас на границе.

Наши страдания на российской границе закончились бы, если бы в срочном порядке перед нашей машиной те самые «удойщики» не просунули рейсовый «икарус» полный людьми (не знаю, сколько водителю это «стоило»). И из-­­за этого автобуса мы трое в машине и ребёнок стояли полтора часа. С каким же облегчением мы потом выезжали с территории нашей таможни и предвкушали с ужасом азербайджанскую.

Но это было одним из самых больших потрясений. Когда мы въехали на эту обустроенную территорию – мне показалось, что я попала за рубеж. Наша таможня всё тот же колхоз, что и наша республика по сравнению с Азербайджанской. Въехав на территорию кажется, что у её ворот та очередь машин с нашей границы – куда-то исчезает. Над этой территорией хорошо поработали. Даже центр нашей столицы не так хорошо выглядит как азербайджанская граница. Гуманные они и к людям в автомобилях, и к пешим. На этой границе никогда не прекращается пропуск пеших (для них всегда была отдельная линия прохода).

Припарковавшись слева, мы спокойно сидели в нашей машине, пока наш водитель ходил оформлять документы на проезд по территории Азербайджана. Туда же подошёл таможенный работник и проверил машину. Я хочу сказать, что всё это время никаких притеснений, борьбы за проезд и взяток не было. С вернувшимся водителем мы отошли к пункту предъявления паспорта, и «получив по штампу» в загранпаспорте, сели в свою машину и спокойно пересекли границу. Хочу сказать, что порядок просто ошеломил нас. Не знаю, то ли это к тому, что в 2016 году в Азербайджане пройдут Летние Олимпийские игры, то ли к тому, что авторитет, который имеет милиция там, делают жизнь на Азербайджанской территории лучше – во всяком случае у нас пока ни того, ни другого нет.

Хотелось бы сказать отдельно и о ДПС. По дороге в Баку нас с ошеломительной скоростью обогнала одна грузовая «газель». Это вызвало возмущение, потому что в Азербайджане на редких участках разрешена езда от 90 км/ч. В основном там ограниченный скоростной режим. И это несмотря на идеальное качество дорог.

Так вот тут же перед глазами появляется полицейский патруль, разворачивается и гонится за ним. Минуты через три мы доехали до места, где патруль догнал «газель» и водитель уже предъявлял документы. Такая оперативность дорожных служб полностью заставляет отказаться от подобных правонарушений. Плюс ко всему фото­­ и видеокамеры, которые фиксируют скорость на разных участках и отправляют данные в центр.

Дорога домой…

На обратном пути, как всегда, в надежде на быстрое пересечение границы – мы встали очень рано и уже в 5:00 по московскому времени были у ворот азербайджанской границы. 5 минут у ворот и мы на территории. Ни одной машины, ни одного грузового трейлера, ни одного автобуса. Минут 20 ушло на закрытие документов нашего автомобиля, на котором мы собственно и ездили в Баку, 10 минут на паспортно-визовый контроль, и спустя 35 минут мы радостно выезжали с территории границы. Надеялись, раз здесь нет очереди , то и наша граница пуста, и на работе я буду уже к 9:00.

Но наша граница не спала. Кажется, что все чартерные, грузовые и пассажирские транспортные средства в эту ночь решили пересечь нашу границу и ехать в Россию. Приближаясь к этому хаосу, было трудно понять в какой ряд встать. Большегрузные и легковые автомобили стояли вперемешку – ни рядов, ни организованной очереди не было. Как говорится, кто успел – тот …

Эта очередь начиналась ещё на мосту. Те, кто хоть раз проезжали по этому мосту знают – он трясётся. Его давно нужно закрыть на ремонт. Есть провалы, через которые видны текущие воды Самура. Там проезжать страшно. Неужели все ждут прецедента? Ведь это мост междугородного сообщения, если он развалится – то это будут большие потери.

Так вот в этой очереди, у границы РФ, мы стояли 3 часа. В течении этого времени самым главным была борьба за очередь. Кто раньше заведёт и просунется вперёд. Было шоком для меня то, что в какой-­то момент нам пришлось «соревноваться» с трейлером «Volvo». Крыша нашей машины ему была по нижний край двери. Кто решил, что грузовые и легковые авто нужно пропускать одновременно? Почему для них нет разных въездов и уж тем более разных очередей? Паспортный контроль мы пересекли быстро. Ожидая нашу машину с пункта проверки, мы провожали взглядом кучи сумок и огромных пакетов с товаром, и думали как же все эти грузы проходят азербайджанскую границу. Конечно, и тут, и там они платят за пропуск своего товара – но как же в Азербайджане граница организована!