[ Патриотический атеизм ]

Я являюсь регулярным читателем еженедельника «Черновик». Прежде всего, потому, что вы предоставляете свои площади для полемики по самым острым вопросам общественно-политической и экономической жизни республики и страны.

В последнее время на страницах «Черновика» и других республиканских печатных изданий регулярно публикуются статьи, посвящённые религиозной тематике (в первую очередь, исламу). Представители духовенства разъясняют, как соблюдать и трактовать те или иные положения священных книг.

В свою очередь, хотел бы предложить, может быть, в качестве противопоставления, предоставить место для статей атеистической направленности. Те, чьё детство пришлось на 60­-е и 70-­е годы прошлого века, скажут, что мы жили в действительно светском государстве, где научный атеизм пропагандировался на государственном уровне. Должен заметить и надеюсь, что к моему мнению присоединятся многие жители города и республики, что в те годы, несмотря на отсутствие влияния религии на общество, люди были гораздо добрее и терпимее по отношению к окружающим. Не отношу себя к сторонникам коммунистической идеологии, но считаю более мудрой и взвешенной политику, которую проводила советская власть в межнациональной политике и в отношении основных конфессий (я не говорю о периоде репрессий 30-­х и 40-­х годов).

В 90-­е годы, после развала СССР и смены политического устройства российского государства, началось активное распространение религиозных идей в массы. Партийные и советские работники, комсомольские активисты и представители спецслужб, представители криминальных кругов стройными рядами ринулись в культовые заведения, публично демонстрируя свою набожность. Возможно, чтобы дистанцироваться от прежней власти, а возможно, вследствие возникновения моды на такого рода взгляды или предполагая, что набожность делает их более порядочными в глазах других. Во всяком случае, трудно объяснить столь стремительную перемену в сознании людей, совсем ещё недавно признававшихся в верности идеалам коммунизма. И некоторой части нашего общества с криминальным прошлым.

В наши дни молодёжь активно вовлекается в религию. Но насколько искренним является отношение молодых людей к исламу? Жителям города наверняка приходилось слышать, как подростки клянутся Аллахом, но при этом позволяют себе сквернословить в публичных местах, не обращая внимания на присутствие пожилых людей и женщин. Я не говорю уже о том, что молодые люди позволяют себе хранить в мобильных телефонах фото­ и видеоролики непристойного содержания.

Некоторые жители не считают возможным говорить о своей приверженности атеизму, может быть стесняясь или боясь вызвать осуждение со стороны отдельных проповедников. Доходит до абсурда, когда в пивные бары в месяц Ураза заводили через чёрный вход, опасаясь предостережений некоторых ревнителей ислама.

Мы живём в светском государстве, во всяком случае, так записано в Конституции. Я – убеждённый атеист. Я уверен, что таких же взглядов придерживаются многие жители города и республики. Я хочу, чтобы наши взгляды уважали.

Наверное, это общепризнанный факт, что мораль и нравственность в нашем обществе деградируют. Не вдаваясь в детали, хотел бы отметить, что этот процесс происходит, несмотря на увеличение строительства культовых заведений и количества верующих. Не считаю возможным проводить параллели. Но, возможно, не религия, а в большей степени воспитание в семье могут повлиять положительно для нейтрализации негативных тенденций в обществе.

Пишу эти строки после очередного прискорбного события, когда группа боевиков с криками «Аллаху акбар!» расстреливает милиционеров в центре Махачкалы и угрожает жизням простых граждан. А силовые подразделения проводят регулярные спецоперации, в результате которых погибают те, кого объявили вне закона и религиозными экстремистами. А президент республики уехал в хадж. Так хочется понять: кто из них считает себя правильным мусульманином и как действия обеих сторон соотносятся с нормами шариата? А может, правы были коммунисты, учившие нас научному атеизму?

 

А. Закилов

14 ноября 2010 г.

Номер газеты