Одним из первых, кто лично обсудил с Дмитрием Медведевым тезисы его Послания Федеральному Собранию, стал президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. И хотя в своём обращении глава государства ни слова не сказал про ситуацию на Северном Кавказе, она, тем не менее, не перестаёт быть одной из головных болей Кремля (см. 5 стр. «ЧК»). Уже через два дня глава Дагестана во время чаепития с республиканскими журналистами рассказал о беседе с первым лицом государства.
Встреча как будто была иллюстрацией цитаты Послания Дмитрия Медведева о том, что «основную ответственность за судьбу региона несёт губернатор. Успешность его работы будет оцениваться и по тому, сколько инвестиций удалось привлечь, сколько создано новых рабочих мест, особенно в несырьевом производстве. С этим должны быть связаны и кадровые решения». В ходе продолжительного, как отмечает пресс-служба дагестанского президента, разговора «Магомедов проинформировал главу РФ об общественно-политической и социально-экономической ситуации в Дагестане, об усилиях, предпринимаемых руководством республики по ликвидации безработицы, а также о программе создания новых рабочих мест». И как непременный атрибут любой беседы на высшем уровне, касающейся Северного Кавказа, – вопрос привлечения инвестиций. Медведев, как заверяет Магомедсалам Магомедов, позитивно оценил деятельность руководства республики в этом направлении. Это служит доказательством несостоятельности слухов о скорой отставке Магомедсалама Магомедова, которые кто-то упорно запускает на бытовом уровне.
Магомедов, зная о неравнодушии федерального президента к нанотехнологиям и модернизации, очаровал его идеей о строительстве «умного дома» в Каспийске, отопление которого будет осуществляться за счёт термальных вод, а электрификация – от солнечных батарей, производимых в Дербенте. На встрече же с прессой президент РД негативно оценил градостроительную политику крупных дагестанских городов.
Получили одобрение главы России и такие проекты республиканской власти, как Съезд народов Дагестана и Комиссия по адаптации к мирной жизни боевиков. В ходе брифинга президент РД сказал, что не будет в очередной раз приводить статистику убитых боевиков, так как работа идёт не на статистику, за цифрами которой – смерти молодых дагестанцев.
Магомедсалам Магомедов отметил, что съезд – важное событие и его проведение не носит формально-имиджевый характер. Представителей прессы он просил активней делиться предложениями по его организации.
Одно из них прямо на встрече озвучил замглавредактора «Молодёжи Дагестана» Альберт Мехтиханов: «Важно, чтобы состоялся откровенный разговор дагестанцев, имеющих разное мировоззрение, разное понимание смысла жизни. В Дагестане немало сторонников светского образа жизни, но есть и те, кто за то, чтобы исламское присутствие в обществе росло (с разными взглядами на то, как оно должно расти). Но все мы дагестанцы и нам нужно уживаться вместе. Если площадка съезда может быть использована как возможность озвучить эти позиции, я прошу не пресекать эту инициативу».
Магомедов:«Я надеюсь, что так и будет, и мы выскажем свои позиции в том числе о том, какую роль должен играть в дагестанском обществе ислам, в каких сферах должно быть его присутствие. А как вы думаете, какая часть дагестанцев больше: та, что хочет жить в светском обществе, или та, что за исламское развитие?» В вопросе президента чувствовался неподдельный интерес к мнению собеседника.
Мехтиханов: «На сегодня больше число сторонников светской модели, но стремительней растёт число сторонников ислама».
Магомедов: «Я специально этот вопрос задал. Я считаю, что не нужно это противопоставлять. Что Дагестан должен развиваться демократическим путём в составе Российской Федерации, но это не исключает возможность исламского присутствия. Это невозможно отрицать сегодня. Не должно быть препятствий для тех, кто хочет исполнять религиозные обязанности, и нет их(препятствий. – Прим. ред.). Но мы не считаем своими союзниками тех, кто хочет навязать нам свои идеи вооружённым путём. Всё остальное – не проблема. Есть место для дискуссий.
Я сам совсем недавно вернулся со святых мест: Аллах позволил мне совершить хадж. Поэтому я не могу осуждать человека, который имеет свои исламские взгляды или исламское образование».
Возвращаясь к беседе Медведева и Магомедова, стоит отметить тему демографии и детства, которую президент РФ сделал ключевой в своём Послании. Этот болезненный для России вопрос Медведев, скорее всего, сделает коньком своей избирательной программы. Фактически он «украл» этот козырь у Владимира Путина, который как председатель Правительства России должен заниматься социальными вопросами.
Отец троих детей и выходец из многодетной семьи Магомедов предложил Медведеву, который является единственным ребёнком в семье и сам имеет только одного сына, чтобы Россия переняла дагестанскую модель демографического поведения. Однако высокая рождаемость в Дагестане опережает темпы развития социальной инфраструктуры, поэтому Магомедов, как и в недавней встрече с замминистра регионального развития Сергеем Верещагиным, просил выделить средства на социально-экономическое развитие Дагестана.
В числе других президент РД поставил перед Дмитрием Медведевым вопрос о передаче земель побережья Каспийского моря из федеральной собственности в собственность РД для отнесения их к землям особо охраняемых природных территорий республиканского (рекреационного) значения. Эта инициатива вызвана желанием облегчить юридическое оформление земель побережья для инвесторов. Переоформление собственности на землю, по словам работника администрации президента, никак не скажется на изменении статуса республики. Также не будет пересматривать статус республики Конституционное собрание, закон о котором был принят на последней сессии Народного Собрания. Таких идей, по словам Магомедсалама Магомедова, даже не возникает, а Конституционное собрание создано лишь потому, что его наличие предусмотрено Конституцией РД. Несмотря на заверение дагестанского президента, тренд на унитаризацию Российской Федерации, которая всё больше утрачивает признаки федерализма, имеется. «ЧК» уже писал о рассматриваемой руководством страны идее о делении России на 20 агломераций (см. «Тоска по сильной руке» в № 45 от 19 ноября 2010 года)
А в минувшую пятницу на заседании Антитеррористической комиссии РД Магомедсалам Магомедов фактически предвосхитил ещё один тезис медведевского послания о том, что государство не должно быть неэффективным владельцем «заводов, газет, пароходов» и раскритиковал главу Комитета по печати Умаросмана Гаджиева за неэффективную работу газеты «Дагестанская правда», так как контент издания не позволяет поднять его тираж. Не удовлетворён президент РД и работой Правительства Дагестана в целом. Правда, в отличие от федерального уровня, в Дагестане противостояние президент – премьер не носит характер соперничества равно-влиятельных фигур, а скорее говорит о несоответствии деятельности премьера требованиям президента.
Номер газеты
- 5 просмотров